66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Общество

Кто поможет воспитателям?

Городской профсоюз обеспокоен плачевным положением работников дошкольного образования

Анжелина Шилан

12 марта в актовом зале владивостокской школы №9 состоялся пленум городского комитета профсоюза образования, который был полностью посвящен проблемам работников дошкольных учреждений. Один из вопросов, наряду с нехваткой детских садов, ветхой материальной базой сохранившихся дошкольных учреждений, наиболее злободневный на взгляд собравшихся - позорно низкая заработная плата работников детских садов.
Денежное вознаграждение за труд работникам детских садов никогда не был высоким - что правда, то правда. Почему-то при разработке тарифных ставок не учитывается ни тяжесть труда воспитателей, ни та ответственность, которую они несут за детей. Однако в последнее время из-за катастрофической нехватки детских садов, из-за переполненности групп нагрузка увеличилась. Поэтому уходят специалисты - кто в частные сады, кто в гувернантки...
Только лишь факты
Взгляд со стороны - тепло, светло, дети вокруг бегают, в самом деле, чего им не работается, не кирпичи ведь на стройках таскают! Хотите знать, из чего состоит рабочий день воспитателя?
К семи часам надо быть на работе. И пошло-поехало. Детей принять - это значит оторвать ревущего ребенка от мамы-папы, успокоить, слезы вытереть (и так двадцать - тридцать раз), попутно меню написать, рыбок покормить, цветы полить, пыль вытереть со всех горизонтальных поверхностей (если нет няни, а ее зачастую не бывает). На все про все отведен один час.
Следующий час заполнен не меньше. Гимнастику с детьми провести, прибывших отметить. Закрепить пройденные знания, детей завтраком накормить и не просто накормить, уговорить их поесть, показать, как ложку держать, рассказать, из чего их завтрак приготовлен.
Каждый последующий час насыщен до предела: занятия, прогулка, обед. И так до семи часов, а домой они уходят в восемь часов. Многие ведь без смены работают, хотя, по словам заведующих, с воспитателями дела обстоят более-менее гладко, по-настоящему плачевная ситуация обстоит с обслуживающим персоналом - с нянями.
Поэтому к основным заботам воспитательницы зачастую добавляется работа няни: полы помыть в спальне, группе, раздевалке, в туалете (два раза в день). Когда? В сонный час успеть надо, а если вечером не успела, то с утра, пока дети еще не пришли. За едой сбегать, стол сервировать, посуду помыть, и не просто помыть, а ложки-вилки прокипятить (три раза в день), а еще деток одеть, раздеть, расчесать, заплести. В общем, нужно одновременно быть в двух-трех местах - к концу дня ноги просто не держат. Иногда присесть удается, только когда во время сонного часа план пишешь. С одним-двумя тяжело, согласится любой родитель, а если их тридцать?
Что ж касается оплаты, то заработная плата сотрудников МДОУ составляет с вычетом подоходного налога: воспитателя высшей квалификационной категории - 6 241 руб., воспитателя 1-й квалификационной категории - 5 793 руб., воспитателя 11-го разряда - 4 976 руб., помощника воспитателя - 3 140 руб., повара - 3 581 руб., сторожа - 2 760 руб., дворника - 2 227 руб. (правда, эти данные о заработной плате без учета повышения на 14% с 01.02.2008 г.).
Воспитательницы, выступающие на совещании, не могли сдержать слезы: денег, которые они получают, хватает разве что за квартиру заплатить. Чтобы выжить, приходится искать дополнительный приработок. Что их держит в садах? Любовь к детям, к работе. Которая определенно заслуживает более высокой материальной оценки.
Чего ожидать?
- Учителя и работники дошкольных учреждений финансируются из краевого бюджета согласно штатному расписанию и фонду заработной платы. Получить сумму большую, нежели позволяют перечисленные нормы, невозможно, - поясняет завотделом общего и дополнительного образования Людмила Сухоленцева.
Правда, существует и другой финансовый источник, позволяющий улучшить материальное положение педагогов и обслуживающего персонала, - надтарифный фонд, размеры которого исчисляются в зависимости от категорий учреждения и от количества сотрудников и из которого руководитель может осуществлять доплаты. В школах надтарифный фонд составляет 25% от годового фонда заработной платы. В садах он едва ли превышает 21%, и то крайне редко - зачастую размеры фонда составляют 9-12%.
- В январе 2008 года состоялось межведомственное совещание под руководством и.о. главы администрации г. Владивостока Игоря Ковалева по вопросам дошкольного образования, - рассказывает Людмила Ивановна. - На нем представители различных структур городской администрации и депутаты городской думы создали межведомственную комиссию по разработке программ по развитию дошкольного образования и сети дошкольных образовательных учреждений.
Наряду с работой по возвращению зданий детских садов, переданных другим организациям, созданию в общеобразовательных школах групп преддошкольного образования в таких районах, где есть в этом необходимость, решаются вопросы по социальной защите наших педагогов, воспитателей и младшего обслуживающего персонала. Так, в рамках упомянутой программы комиссия вышла на Думу Владивостока, чтобы и для дошкольных учреждений размер надтарифной ставки был поднят до 25%.
Солидарны в своем стремлении помочь дошкольникам и инициатор встречи - работники профсоюза.
Задача состоявшегося пленума, по словам председателя горкома профсоюзов работников образования Людмилы Карамовой, - создать на уровне муниципалитета специальные программы поддержки работников отрасли, которые предусматривают дополнительные выплаты или льготы, например, на оплату коммунальных услуг. В связи с чем на пленум были приглашены депутаты Думы Владивостока. Правда, ни один из них не пришел, ограничившись делегированием своих представителей.
Председатель же краевого комитета профсоюзов работников образования Раиса Шабанова, говоря о мерах, предпринятых профсоюзами по защите интересов дошкольников, отметила план по реализации трехсторонних соглашений, принятый президиумом Федерации профсоюзов и который подписали на уровне края губернатор, профсоюзы и работодатели. В этой программе три позиции посвящены дошкольному образованию. А именно: на уровне края решить вопрос о грантах для дошкольных учреждений и работников дошкольных учреждений. Добиваться повышения уровня заработной платы и стимулирующих выплат, в том числе и повышения надтарифного фонда.


Наверх