66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Общество

"ОБЪЕКТивный" взгляд Александра Огневского

Журнал о строительстве и недвижимости должен быть неравнодушным и социально ответственным

Игнат Ратовский
...Еще несколько лет назад Александр Огневский работал редактором отдела происшествий в нашей газете. Теперь он вырос в должности и возглавляет самостоятельную редакцию - журнал "Объект", издание, рассказывающее о недвижимости и строительстве в Приморском крае.
Сегодняшний наш с ним разговор - о местной журналистике, об издательском деле, об ответственности журналистов за каждое сказанное слово.
Ожидаемый поворот и отказ от "мясорубки"
- Саша, ты много лет подряд был известен как репортер, криминальщик, который проводит журналистские расследования. Работал ты и в должности редактора службы оперативной информации, и вдруг - совершенно новое направление в работе?
- Переход этот был вполне прогнозируемым и логичным. Последние несколько лет, последовательно работая в должности редактора информационной службы в двух краевых газетах "Новости" и "Владивосток", я понял, что городу (за весь край я говорить не буду) не хватает полезной повседневной информации - где выгодно купить, как выгодно продать, как вообще организовать свою жизнь. Да, в городе полно гламурных изданий, специализированных журналов, есть газеты, рассчитанные на узкий сегмент, - все они активны, чтивны и пестрят яркими заголовками. Один вопрос - какую пользу получает читатель, кроме эстетической? Внешне издательское дело - процесс несложный: вы собираете рекламу, издаете продукцию, продумываете систему распространения, вычитаете из общего итога расходы - и на разницу живете. (Смеется.) На деле не все так однозначно - самый качественный продукт может "не пойти". Произойдет это не потому, что вы ошиблись в системе продвижения своего товара, просто всегда нужно помнить, что у каждого времени есть свои герои и свои песни. И на смену одним героям и песням приходят другие, остановить этот процесс невозможно. "Смена эпох" в журналистике - это нормально.
Первые годы моей журналистской карьеры (а все это начиналось в газете "Новости", кстати) вообще были сплошной "мясорубкой": репортажи про убийства, бандитизм, материалы о коррупции, о совершенно невероятных происшествиях. Каждый герой моего репортажа был фигурой почти эпической. Но "мясорубка", увы, сама по себе не улучшает жизнь. Ну убили, а дальше что? Какой выход, какая философия? Какая от такой информации реальная польза читателю, кроме дозы адреналина? А посему несколько лет у меня подспудно работала мысль: как сделать продукт не только читабельным, но и максимально насыщенным полезной информацией. Все шло поэтапно: сначала я уходил от криминала и расследований, затем параллельно с основной работой стал пресс-секретарем адвокатской палаты края, теперь возглавил журнал. Весь тот потенциал, который у меня есть, я вкладываю в "Объект". Я хочу сделать так, чтобы каждый человек в городе мог найти для себя в этом журнале то, что ему полезно в повседневной жизни.
"Как житель города хочу сказать..."

- Но почему недвижимость?
- Эта тема, а также строительство сегодня на самом пике. Она лежит на поверхности и касается каждого. Есть дикий рост цен на квартиры, но есть и успешные продажи сотен, если не тысяч, квартир по этим ценам. Парадокс? Нет, не парадокс, а закономерность: спрос вырос в десятки раз, а предложение - в разы. То же самое ипотека как способ решения квартирного вопроса. Со всех сторон раздаются крики, что это единственный выход. Но если подумать - не единственный выход, и мало того, аврал в принятии решений на сумму в 50, 100, 150 тысяч долларов сегодня просто неуместен. Взятый наспех кредит под приобретение жилья в новостройке может просто обернуться 20-летней финансовой кабалой для членов семьи. Прогнозировать на 20 лет вперед в нашей стране довольно проблематично. 20 лет назад руководство ЦК КПСС прогнозировало, что в 2000-м году у каждой семьи будет своя квартира. Где теперь эти "прогнозируемые квартиры"? Я даже не задаю вопрос, где КПСС, где ее ЦК и где Советский Союз. Ипотека - это вопрос более серьезный, чем вы думаете. Жить в обстановке от дефолта до дефолта в кредит - не самое выгодное решение.
Так вот, обо всем этом мы и рассказываем своему читателю. Бдительность, внимание, точный расчет и здравый смысл - вот к чему мы призываем. А если взять шире, издательская группа "Квартал", которая сегодня издает "Объект", уже на протяжении пяти лет выпускает автомобильный журнал "Автогид" (AG). За пять лет своей истории "Автогид" давно уже шагнул за пределы Владивостока, а также Приморского края и сегодня уже вполне успешно продается в Хабаровске. У "Объекта" тоже большие планы, но пока мы соблюдаем приморский "географический баланс", охватывая Владивосток, Артем, Уссурийск и Находку. Он пришел на рынок вовремя: во-первых, у читателей есть естественный интерес к теме недвижимости и строительства, во-вторых, над журналом трудится целая команда профессионалов с большим опытом работы в печатных СМИ. Считаю, что журналист, который долго отработал в информационном отделе, с его опытом, навыками общения, умеет нестандартно повернуть, казалось бы, заурядную ситуацию. Также считаю, что будущее за "потребительскими" изданиями - газетами, журналами, интернет-изданиями, радио- и телепередачами тематической направленности. Лишь бы для этого хватило бы человеческих ресурсов...
- О какой нехватке человеческих ресурсов ты говоришь?
- Я пришел на штатную должность репортера в газету "Новости" в 1999 году и почти сразу попал в криминальный отдел. Тогдашний редактор этого отдела Лариса Ракова высказывала серьезные претензии к моей работе. Она шаг за шагом учила меня работать со словом, заставляла искать детали, перепроверять информацию и оттачивать эпитеты, за что ей сегодня большое спасибо от меня! Было ли мне обидно? Еще как! Я закончил журфак с красным дипломом, а мне говорят, что я должен учиться писать, работая ежедневно до полуночи! У меня был один выходной - суббота, в воскресенье мы снова шли на работу. Так работали все. И все они были звездами: Анна Москвичева, Наталья Кульбятская, Иван Власов, Наталья Алешина, Виталий Слабинский, Сергей Сим, Наталья Дорошенко, Анна Зограф. Мне повезло - у меня были ориентиры, мне было с кем конкурировать. Через восемь месяцев этого "ада" я стал редактором криминального отдела, а Лариса Ракова - заместителем главного редактора. Ах, каким был мастером заголовков ныне покойный Александр Радушкевич - литературный редактор, а впоследствии главный редактор "Новостей". Вот кто учил меня работать, кто заставлял меня пахать до седьмого пота. А сегодня во многих средствах массовой информации постепенно складывается такая ситуация, которую здоровой не назовешь: студентов-журналистов готовят много, но они в большинстве своем не хотят начинать карьеру с "черновой работы", с "низов". Студенты-пиарщики так и вовсе вычленили себя из журналистики. Писать заметки, выполнять задания редакции, выпуская в день, а то и в неделю 20-30 строчек информации, добытой своими "ногами", они не хотят. Зато хотят писать о какой-то абстрактной "культурной жизни" или "молодежной культуре".
Есть вовсе "одноразовые" студенты-журналисты, которые хотят писать только о том, чем они занимаются: если он скейтер - он пишет только про скейтеров, если рокер - только про рокеров. Журналистика - это ремесло, требующее ежедневной практики. Если вы не пишите месяц, вы начинаете писать хуже. Сегодня мы теряем целое поколение журналистов, которое должно прийти нам на смену. Из них завтра должны вырастать редакторы отделов, а если вырастать не из кого - как быть? Я не сгущаю краски. Конечно, есть трудолюбивые юноши и девушки, которые понимают, что их рост - это дело упорства и времени, но их мало. Их меньше, чем было в 1999-м, а сейчас 2008-й! Как я могу серьезно воспринимать студентку-пиарщицу, которая говорит, что выбрала свою специальность только потому, что ОДИН РАЗ увидела по каналу МТВ передачу о том, как представители этой профессии работают в США? Подход прост: читатель должен видеть мир глазами репортера и чувствовать то, что чувствовал репортер. Журналист или "болеет" своей работой, или он не журналист. Почитайте "Объект" - в нем нет поверхностности и халтуры: мы прекрасно понимаем, что неправильные и ложные советы, некачественная информация - это путь в никуда. Мы не можем себе позволить исказить информацию - такие обманы быстро открываются. Именно поэтому мы стараемся быть ответственным и социально ориентированным журналом.
- Какие социальные ориентиры вы пропагандируете?
- Очень простые. Мы живем в городе, у которого есть история, пусть не такая, как у Москвы или Твери, но не менее интересная. Так почему же мы, жители города, позволяем отдельным строительным организациям уродовать Владивосток, в том числе историческую его часть, "точечной" стройкой? Почему возводятся монструозные здания в центре города без парковок? Почему молча воспринимаем тот факт, что мосты и дорожные развязки власти нам обещают только в привязке к международным событиям? То есть если к нам приедет иностранная делегация, тогда мы мост построим. А если не приедет, то и не надо нам моста. Но это, простите, то же, что убираться в своем доме только к приходу гостей! Как житель города хочу сказать: надо быть более активными. Мы, журналисты "Объекта", хотим, чтобы в городе архитектура была красивой, улицы чистыми, чтобы дорожные развязки и мосты строились своевременно, а каждый горожанин имел бы право выбора между приобретением доступного недорогого и элитного жилья. Потому что навязывание дорогих квартир без альтернативных вариантов доступной квартиры, да еще под ипотечный процент - это неправильно.
Мы пишем о повседневных, казалось бы, мелочах, которые помогут человеку сориентироваться в квартирных вопросах, в отдельных юридических моментах, в особенностях перепланировки, дизайна и даже в том, какую форму управления жилым домом выбрать - ТСЖ или управляющую компанию.
Неудивительно, что на страницах "Объекта" уже были опубликованы мнения об экономике и строительстве в Приморье таких личностей, как президент ДВГТУ Геннадий Турмов, доктор политических наук, профессор ВГУЭС Михаил Шинковский, интервью с Генконсулом США во Владивостоке Томасом Армбрустером и специалистом по фондовым рынкам с Уолл-стрит Джорджем Ашуром. Кстати, Ашур сказал, что ипотечный кризис в США не повлиял на рынок недвижимости в России. Российские же финансисты и риелторы утверждают обратное. Мнение американской стороны по этому вопросу почему-то не спрашивают. Я не говорю, что американцам надо верить безоговорочно. Но нужно так же учитывать, что, если квартиры дорожают, значит, это кому-нибудь нужно. Вот поэтому мы и стараемся оправдать название журнала и быть "ОБЪЕКТивными"!


Наверх