66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Экономика

Кризис на рынке знаний

Вузам, работодателям и абитуриентам нужно договариваться

Игнат Ратовский 

Каждый год весной выпускники школ и их родители выбирают, в какой вуз идти поступать. Критерии используются самые разные - от цены обучения до близости к дому. Реже принимаются во внимание знания и умения, за которыми студент и приходит. Многие считают, что главное - получить диплом, а чему там будут учить, не так важно. Это убеждение хорошо иллюстрирует существующую ситуацию разрыва между обучением и реальностью экономики.

Дискуссия о высшем образовании, которая за последний год развернулась в СМИ, показала, что, несмотря на практически 85% прием выпускников школ вузами, качество образования часто не устраивает его потребителей. Да, попасть на приличную работу без диплома сегодня нереально, поэтому высшее образование стало практически всеобщим. При этом больше половины выпускников по России работает не по специальности (исключение составляют профильные региональные вузы, в Приморье - морские). Опросы показывают, что работодатели недовольны качеством вузовского обучения и отсутствием связи между образованием и рынком труда.
Если уж говорить об образовании в рыночных терминах, то главный вопрос: кто заказчик? Государство формулирует свой заказ только в виде госзаданий. Бизнесменам система высшего образования интересна как система производства и обращения знаний. Проектные менеджеры рассматривают высшую школу как поставщика кадровых ресурсов, от качества которых зависит результат проектной деятельности, и это качество должно постоянно расти. Для венчурных предпринимателей высшее образование является ресурсом при создании инновационных систем.
Между тем заказ до образования не доходит: сегодня высшая школа продает в основном не знания и компетенции, а места на вузовских скамейках. Иными словами, ориентируется не на реальный рынок труда, а на рынок спроса, который во многом формируется мифами о конъюнктуре тех или иных профессий. В таких условиях стратегия поведения студентов вполне понятна: нет смысла "впахивать", усваивая ненужные знания, если завтра все равно переучиваться.
За этим противоречием стоит важное принципиальное различие. Советская школа, которая давала человеку массу сведений из разных сфер знания "на все случаи жизни", вытесняется сегодня "школой компетенций". По мнению ее сторонников, для студента важнее уметь пользоваться компьютером и вести переговоры, чем разбираться в философии Гегеля.
Специалисты полагают: для того чтобы определить, чему и для чего нужно учить студентов, необходим новый социальный контракт между вузами, государством и обществом: последние увеличивают финансирование вузов в обмен на повышение качества образования. Студент должен стать полноправным приобретателем услуг. Но для осуществления такой реформы нужны прежде всего даже не министерские постановления, а площадки коммуникации, где перечисленные проблемы могли бы обсуждаться.
Проведение одной из таких площадок запланировано в ходе ярмарки образовательных услуг "Рынок знаний", которая состоится 29-30 марта в администрации Приморского края. Предполагается, что в дискуссии примут участие представители приморских вузов, компании и кадровые агентства. Организатор ярмарки: Агентство территориального развития Дальнего Востока, www.expoprim.ru.


Наверх