66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

От Грабиловки до "раздевалки"

Самая длинная улица Владивостока носит имя всесоюзного старосты Михаила Калинина и вот уже сто лет имеет дурную репутацию

Василий Буслаев
Чуркин все долгие прошлые годы считался богом забытым районом.
Транспорт сюда до самых последних лет ходил нерегулярно и медленно. Природа вроде бы позаботилась о солнышке, воде, море и местах отдыха - их на Чуркине валом. Однако все это перечеркивалось "прелестями" отсутствия комфорта и цивилизации, скудным отоплением жилья военными котельными, темными барачными трущобами, обилием хулиганствующих бичей с кораблей-отстойников...

Основным средством внутригородского сообщения здесь были электрички и катера с паромами, с которых (кто помнит - вздрогнет) в спальные районы приходилось полтора километра пехом переть на дикий верх с самого подножья улицы Калинина - основной транспортной артерии полуострова.
Перемелется - мука будет
История Чуркина берет свое начало с крепости Владивостока. В 1877 году на Чуркине было сооружено несколько артбатарей, так посреди полусотни фанз и манз появился военный пост.
Владивосток еще долго застраивался строго на север. Лишь в 90-х годах 19 века на Чуркине - (тогда скоплении мазанок городского отребья) - строится паровая мельница. Городские власти отводят на Чуркине место под Морское кладбище, землю под угольные склады пароходств.
В путеводителе по городу 1909 года отмечалось, что "левый берег бухты, начиная от Гнилого угла (Луговой), покрыт густой растительностью и служит местом прогулки горожан". В те далекие годы на нынешней улице Калинина был всего лишь один добротный дом: офицерский флигель на Диомиде (нынче районный загс), мельница и Свято-Духовская церковь. Удаленный район пользовался столь дурной славой, что даже на картах Чуркин назывался Грабиловкой.
В 1911 году южный берег Золотого Рога начал осваиваться: земля в центре Владивостока стала запредельно дорогой. Идет строительство порта и деревянных пристаней, формируется рабочая слободка, начало которой было положено строительством восьми бараков на "песках". В это же время матросы флотских экипажей приводят в порядок дорогу от ипподрома (Спортивной) до рабочей слободки, а солдаты минных и артиллерийских частей - далее до Диомида. К началу Первой мировой войны расстраивающаяся улица вдоль южного берега Золотого Рога получает официальное название - Южно-Светланская.
В 1923 году в честь приезда в Приморье всесоюзного старосты Михаила Калинина Южно-Светланская была переименована и стала улицей Калинина. Как и Ленинская-Светланская, даже спустя сто лет после своего начала улица Калинина и в наши дни застроена в основном по сопкам.
60 лет в строю
Начало сегодняшней улицы Калинина - на развалинах мельзавода, сразу за подпорной стенкой железнодорожного переезда на Спортивной. Калинина, 1, - типичный двухэтажный каменный барак эпохи развитого сталинизма: на 38 комнаток всего одна уборная, умывальник - через коридор. Дом десятки лет числится аварийным, но неизменно признается годным для проживания. А потому что есть в микрорайончике бойлер, следовательно, в комнатухах под продавленной крышей пока тепло... Весь жилой комплекс от Калинина, 1, до гастронома "Первомайский" и выше по сопке старожилы называют Артельно-Трудовая, по названиям улиц, когда-то проходивших здесь. Вблизи большинство зданий старого жилфонда производит более чем гнетущее впечатление. За исключением Калинина, 19, - здесь когда-то получил свою первую квартиру экс-мэр Владивостока Юрий Копылов. Домишко еще не сыплется, а рядом с ним даже сохранился колодец.
Однако главной достопримечательностью этого района улицы следует признать оптовую торговую базу ОРПОК. Два десятилетия первые городские предприниматели культивировали здесь оазис продуктовой торговли из контейнеров. Сегодня ОРПОК плотно застроен капитальными рядами и магазинами, а продают здесь все что угодно - даже миленькие такие ковры из Монголии с чисто русскими мишками и щенками.
Огрести у Агрести
На развязке автотрассы остановки "Чайка" на Калинина издавна сложился своеобразный "культурный" центр. Здесь много лет располагалась гостиница моряков "Волна", при ней - буфет с пивом и ресторан "Утес", рядом - универмаг "Первомайский" и кинотеатр "Чайка" - тоже с пивом! Злачное место требовало неусыпного контроля - недаром здесь же разместили райотдел и комендатуру Чуркина с вечно пьяно-злобными мичманами-комендантами!
Впрочем, эта точка на карте Чуркина всегда была "излюбленным местом отдыха горожан"! Недалеко от "Чайки" и сейчас находится небольшой сквер, остатки некогда знаменитого сада "Италия", построенного владивостокским ресторатором Агрести в 1886 году! В то время здесь на протяжении версты по берегу бухты были построены легкие деревянные веранды и беседки, качели, эстрада для духового оркестра и даже танцпол. Центром притяжения был ресторанчик, где помимо пива и водки завсегда подавали чилимов, устриц и гребешок. Зеленые склоны сопок южного берега бухты привлекали горожан во все годы - и хотя добраться сюда можно было лишь конными экипажами или на юрких лодках китайцев-перевозчиков, в выходные сад "Италия" гудел от обилия народа. Разумеется, хватало здесь и приключений - чуркинская шпана ждала своего часа, чтобы поквитаться "за девок" с реалистами, гимназистами, юнкерами и подвыпившей матросней...
Парк продолжал существовать долгие годы. В 1930 году в саду "Италия" вырос палаточный комсомольский городок молодых строителей порта-холодильника. В 1956 году неподалеку был создан детский парк, установлен памятник Ленину. Точку в истории владивостокской "Италии" поставило строительство на Калинина завода "Дальтехрыбпром" и расширение рыбного порта.
Юрий Копылов, экс-мэр Владивостока, в 1962 году - морозильный мастер Востоктрансфлота, старожил Чуркина:
- Улица Калинина 50 лет тому назад состояла из микрорайона хрущевок в начале улицы и огромного массива частных подворий. Предприятия только начинали строиться, например, ПСРЗ тогда состоял из кузни и токарного участка...
Сад "Италия" был главным культурным центром Чуркина, да, пожалуй, и всего огромного района... В окружении вековых лип многочисленные аллеи вели к танцплощадке, меж ними стояли скульптуры девушек с веслом и пионеров. Мужчин магнитом притягивал прекрасный буфет с пивом на розлив. Мы, молодые, часто выходили туда в люди - с женой, маленькой дочкой Ладой...
Чунга-Чанга, катер небольшой
Сегодня на самой длинной улице города совсем нет памятников! Снесен скверовский Ленин, убраны артстволы Великой Отечественной от "полтинника", тихо испарились памятные доски... Даже с камня на месте первой маевки в саду "Италия" содрана памятная плита - теперь это лишь измазанный граффити булыжник.
Лишь на Голдобине сохранился мемориал "Рыбацкая слава". Здесь на постаменте гордо взрезывает волну нос МРС-80 (малый рыболовный сейнер).
Три поросенка и раздевалка для бедных
Диомид знаменит огромной миргородской лужей на трассе. И многочисленными "пива-водки-потанцуем" прямо под окнами спального района.
Именно с этим спальным районом печально связана еще одна слава Диомида - общегородской "раздевалки" в длинном коридоре заборов Радиоприбора и судоремзавода на пути из Диомида к Змеинке. Сколько первомайцев лишились здесь вещей и денег после вечерне-неизбежного "дай закурить" - не мне вам рассказывать...
Владивосток практически лишился Радиоприбора: сегодня в нескольких его сохранившихся цехах варят колбасу, собирают мебель, пекут хлеб, вяжут веники - большинство цехов стали просто торговыми центрами. Здесь, на Радиоприборе, улица имени всесоюзного старосты Калинина заканчивается рядком свечек-общаг завода с номерами домов за 280, где издавна базируются многочисленные салоны "массажа и интима" - пожалуй, главные достопримечательности сегодняшнего дня самой длинной улицы краевого центра.


Наверх