57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+6° ветер 2 м/c
EN
22 апреля
Понедельник

Экономика

Нефтепровод подсобит Приморью

Правда, вливания из "трубы" в экономику края обещают довольно скромные

Константин Сергеев
27 февраля в администрации Приморья презентовали и приняли Декларацию одного из самых громких экономических проектов последнего времени - "Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО)".
Приморский истеблишмент, представленный краевыми чиновниками, мэрами, депутатами, бизнесменами и учеными, внимательно наблюдал своеобразную торговлю, развернувшуюся вокруг ВСТО между губернатором Сергеем Дарькиным и новым президентом ОАО "АК "Транснефть" Николаем Токаревым.
Модное слово - диверсификация
Открывая презентацию, губернатор заметил, что впервые Приморье получает толчок для диверсификации экономики - "не секрет, что край был долгие десятилетия военным".
Николай Токарев подтвердил, что такого в России не строили лет тридцать. На сегодняшний день построено 1 830 км из 2 700 первого этапа ВСТО из Тайшета в Сковородино, возводятся нефтеперекачивающие станции. От Сковородино вторым этапом ВСТО будет продолжаться до Приморья. Сейчас ТЭО терминала в бухте Козьмино (Находка) прошло госэкспертизу, в марте начнется постройка приморского нефтепорта.
В пространном докладе заместителя директора ОАО "Гипротрубопровод" (генерального проектировщика ВСТО) Юрия Саядова, упор делался на стратегическую для геополитической безопасности России роль нефтепровода. В результате строительства нефтепровода Россия выходит на новый для себя, динамично развивающийся рынок стран АТР. Российские нефтяники смогут диверсифицировать поставки своей продукции.
Дивиденды Приморья
Территории, по которым пройдет нефтепровод (в том числе и Приморье), получают предпосылки для экономического и социального развития, новые рабочие места, возможность создания производств. Так, по расчетам специалистов Транснефти, на строительстве нефтепровода в Приморье будет задействованы 4 800 человек, при этом более 4 тысяч - местные кадры. Около 600 человек будет постоянно работать на терминале. Объем перекачки в Козьмино на первом этапе будет 15 млн тонн в год, на втором этапе - 50 млн тонн. Козьмино станет одним из трех крупнейших нефтетерминалов страны.
Протяженность трассы по Приморскому краю составит 570 километров. На приморском участке ВСТО будет построено шесть нефтеперекачивающих станций. Однако самым масштабным объектом строительства станет спецморнефтепорт в Козьмино. Он будет ежегодно принимать 500 современных супертанкеров дедвейтом 100 тысяч тонн. При этом особое внимание при строительстве будет уделено вопросам экологии и снижению негативного воздействия на окружающую среду. На терминале организуют службы контроля, современные нефтесборщики и т.д. Надо полагать, попутно они же почистят к форуму и загаженный Золотой Рог.
С налогами, надо сказать, будет негусто... В ходе строительства ВСТО их поступит в приморскую казну всего 400 млн рублей, в ходе эксплуатации нефтепровода ежегодно будет "капать" еще по 100 млн рублей. В четыре раза меньше, чем Приморье ежегодно тратит на сборную команду края по футболу...
Почти атомная бомба
После доклада ученого приморские депутаты смогли задать пару вопросов самому Николаю Токареву. Вице-спикер Владимир Масловский напомнил об "отставании ресурсной базы" в нефтяной отрасли и пожелал узнать о социальных программах Транснефти в Приморье.
По мнению Токарева, вполне возможно, Китай нефти ВСТО вообще не получит - "переговоры пока только ведутся", а разведанных месторождений, чтобы загрузить Козьмино на десятилетия, у нас хватит. "Строительство нефтепровода и терминала требует колоссальных инвестиций, 350 миллиардов рублей, - добавил Токарев. - При таких объемах привлеченных средств, заметим, небюджетных, говорить о масштабных социальных программах не приходится. Будем строить жилье для рабочих, инфраструктуру, связь, дороги. В Якутии благодаря стройке уже появились поселки, магазины, школы, садики, причем не имеющие прямого отношения к нефтепроводу... Люди пришли сюда за нами, и не все будут уезжать обратно. Как известно, один работник производства дает работу трем-четырем из сферы услуг".
Депутат Галина Медведева пожелала узнать, на сколько лет все же хватит российской нефти.
"Доказанные запасы страны - 12 млрд тонн. Россия добывает 480 млн тонн в год, 350 экспортируется, считайте сами. Рост нефтедобычи в последние годы соизмерим с ростом экспорта. Но крупных месторождений, сравнимых с теми, что выработаны, не осталось. Есть очень перспективные месторождения в северных морях, но разработка их колоссально дорога. При этом дефицит нефти в мире нарастает, особенно быстро в странах АТР".
По мнению Токарева, ВСТО - эффективный механизм защиты интересов России. "Нефть - не атомная бомба, но все же..."
Поставили подписи
Сергей Дарькин обратился к собравшимся: "Все поддерживают текст декларации? Очень хорошо!".
По мнению губернатора, необходимо обратить внимание на согласование проекта строительства нефтепорта и программы развития железнодорожного транспорта. "Поначалу перевозка нефти будет осуществляться по железной дороге, а значит, нам необходимо развивать и этот сектор", - сказал Сергей Дарькин.
"Хотелось бы, чтобы на первом этапе строительства в постановлении правительства появилось не 15 миллионов тонн в Козьмино, а 50 миллионов, 50 миллионов", - талдычил Токареву Дарькин...
"Еще одна важная задача - исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина, которое было дано в августе этого года, - на базе нефтепровода развивать нефтепереработку. У нас уже есть проект, подготовленный компанией "Роснефть" о строительстве в Приморье нефтеперерабатывающего завода, - напоминал Токареву губернатор об интересах края, - а мы тут с главами муниципальных образований пока решим вопросы землеотвода".
Но президент ОАО "АК "Транснефть" остался невозмутим к претензиям местечкового масштаба на чужой кусок пирога. Заметил только, что в решении проблем с железнодорожниками у Транснефти проблем нет - в Якутии им оказывает поддержку сам президент республики. "Строительство нефтепровода идет там негладко, в частности, это касается мостовых переходов. Штыров предложил интересную инициативу - решить наши энергетические проблемы на трудных участках".
На этой минорной для "белого дома" ноте губернатор закрыл заседание. Сергею Дарькину теперь, видимо, хочешь не хочешь, придется не только руководить, но и решать отдельные и конкретные проблемы Транснефти. Нефть-то, она дорогого стоит...

Поделиться:

Наверх