58,56 ↓ 100 JPY
93,26 ↓ 10 CNY
64,49 ↓ USD
53,99 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 6 м/c
EN
21 мая
Вторник

Общество

Почем в Приморье российская эстрада?

Рестораны и кафе обязаны платить за музыку и песни, которые слушают их посетители. Даже если просто включают телевизионный музыкальный канал

Юлия Щетинюк

Не так давно приморские рестораторы начали получать письма от некоммерческого партнерства "Российское общество по управлению правами исполнителей".
Организация предлагает заключить договор, по которому заведения будут перечислять им определенные суммы за то, что "крутят" у себя музыкальные фонограммы самых различных авторов. Плата также взимается за то, что по заказу посетителей известные произведения исполняют ресторанные певцы и музыканты. Последнее стоит значительно дороже.
Платить должны были все и давно
Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом "Об авторском праве и смежных правах" любое использование организацией фонограммы в коммерческих целях возможно только при соблюдении положений статьи 39 закона. Последняя предусматривает выплату вознаграждения исполнителям и производителям фонограмм за ее использование.
А с 1 января этого года вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ, которая обязывает пользователей (в том числе предприятия питания, торговли и т.п.) заключать договоры о выплате вознаграждения за публичное исполнение музыкальных фонограмм без согласия правообладателей (исполнителей, студий звукозаписи и т.д.) с некоммерческой организацией по управлению правами на коллективной основе, базирующейся на членстве.
По данным Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, таких в стране сейчас три. И до того момента, пока государство не определит, какая из организаций получит официальное право выражать интересы студий, музыкантов и певцов, новоявленные борцы за соблюдение авторских прав могут выступать только от лица тех, кто заключил с ними прямые соглашения. Это подтверждает и юрист Российской Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова.
То есть пока, придя в ресторан, эти "незваные гости" должны показать договор, допустим, с Софией Ротару, которая поручила им представлять ее интересы.
Имеем законное право

Однако сейчас к руководителям приморских заведений ходят представители лишь одной организации - некоммерческого партнерства "Российское общество по управлению правами исполнителей" (НП "РОУПИ"). Как сказано на официальном сайте этой организации, оно "ведет активную деятельность, в том числе международную, в сфере охраны прав исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе".
- Эта норма предусматривалась российским законодательством и ранее. Однако 13 лет никто этим вплотную не занимался, - рассказал "Н" представитель РОУПИ в Приморском крае Михаил Лобода. - Поймите, мы не карающая организация, а некоммерческое партнерство, уведомляющее людей о том, что они нарушают Гражданский кодекс РФ. Кстати, за самовольное использование фонограмм на юридические лица может быть наложен штраф до 30 000 рублей.
Михаил Владимирович любезно объяснил, что существуют определенные ставки, разработанные на основании постановления правительства. Взимая деньги за публичное использование фонограмм, РОУПИ раз в квартал собирает отчеты по всей стране и затем уже рассчитывается с исполнителями и другими правообладателями. Если не оговорено иного варианта, 50% идет самим артистам и 50% производителям фонограмм. Кстати, платить надо даже за публичную трансляцию музыкальных каналов. Ведь и вещательные организации также имеют свои права.
То есть теперь заведения должны подсчитывать, сколько раз у них "крутится" та или иная композиция. В РОУПИ считают, что сделать это несложно.
А вдруг к нам придут еще?

Но пока представители наших кафе, ресторанов и закусочных в недоумении. Точно понять, что происходит, мало кто может. Ясно одно - все идет к тому, что заведения будут ежемесячно платить определенную "абонентскую плату" за то, что развлекают своих гостей результатами чужого труда.
- Сначала эта волна прошла по Москве, а теперь идет по регионам, - объяснил суть ситуации президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев, - но Российское общество управления правами исполнителей - лишь одна из трех организаций, работающих на этой ниве.
Ведь у каждой из компаний заключены договоры с разными исполнителями, а НП "РОУПИ", которое рассылает по заведениям письма с предложением заключить с ними договор, просит платить вообще. В то же время известных исполнителей в списке правообладателей, управление правами которых оно осуществляет (он опубликован на сайте этого партнерства), немного. Среди них Сергей Скрипка, Олег Митяев, Эдита Пьеха, Валерия, Римма Казакова, Ирина Печерникова и другие.
Мы согласны, что за публичное использование фонограмм заведения платить должны, однако вопрос в том, кому и как. Насколько все это законно? Поэтому где гарантия, что завтра к нашим рестораторам не придут представители других организаций и не потребуют заключить новый договор?
Кстати, еще в конце прошлого года прокуратура Новосибирска рассматривала обращение АНО "Российская фонографическая организация" о нарушении РОУПИ закона об авторском праве и смежных правах. Из официального ответа прокуратуры следует, что РОУПИ уполномочено выступать лишь от лица конкретных правообладателей. Однако свою пачку документов готова представить и РОУПИ.
- В любом ресторане используют произведения исполнителей и производителей фонограмм, представителями которых мы являемся, - парирует Михаил Лобода. - Если вдруг к ресторатору завтра придет другая организация с требованием заключить договор, она будет разбираться с нами.
Действительно, дата аккредитации пока не назначена. Так что ее еще нет ни у кого из наших коллег. Договоры на взаимное представление интересов мы заключили почти с полутора тысячами исполнителей и множеством коллективов, у нас есть более 20 международных соглашений с аналогичными организациями Европы, Америки и Азии. Поэтому сейчас мы имеем право выступать от большинства российских и зарубежных исполнителей.
Комментарии
Людмила Шурдук, генеральный управляющий ООО "Дальсервистур" ("Студио Кофе"):
- Нам уже принесли бумаги, мы их тщательно изучаем. Представители РОУПИ показали нам документы, подтверждающие то, что они являются филиалом московской организации, копию лицензии. Наше заведение должно будет платить 6 500 рублей в месяц. Однако пока мы еще не приняли решения, потому что трактовка предлагаемого договора нам несколько непонятна. Например, в ситуации с телевизором, работающим без звука.
Не жалко денег, но хотелось бы знать, куда они пойдут. Если исполнителям, то покажите бумаги от них.
Анна Трошина, директор кафе "Рыжий кот":

- Наш юрист подробно занимался этим вопросом. И мы уже заключили договор с РОУПИ. По нему мы будем платить определенный взнос за использование фонограмм любых исполнителей. Грубо говоря, это некий налог, рассчитанный от количества посадочных мест в заведении и от используемой аппаратуры. Для нашего кафе это 600 рублей в месяц. А у наших коллег из ночного клуба вышло около 10 000 рублей.
Скорее всего, до аккредитации (по нашим данным, она должна состояться в мае) ситуация полностью не прояснится. Но понятно, что время, когда можно было использовать чужую интеллектуальную собственность в коммерческих целях, не имея на то разрешения, в Приморье прошло.
По закону если, допустим, некая коммерческая организация проводит на центральной площади акцию в рекламных целях, то сначала она должна подписать соглашение на использование в программе произведений тех или иных авторов. "Откупаться" от наших звезд должны и диджеи, зарабатывающие себе на хлеб на свадьбах да юбилеях, которые могут быть устроены, например, и на лоне природы...
Может, вспомнить старую русскую традицию и петь после пары-тройки стаканчиков "Ой мороз, мороз"? Как говорится, дешевле будет.

Поделиться:

Наверх