62.20 ↓ 100 JPY
93.81 ↓ 10 CNY
66.26 ↓ USD
55.09 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 2 м/c
EN
23 августа
Пятница

Экономика

Строительную отрасль в Приморье "подвесили" в воздухе

Фото: ЕНВ
Строительную отрасль в Приморье "подвесили" в воздухе

Спрос, как и цены на недвижимость, временно подрастают

Одним из самых важных шагов в жизни человека становится покупка собственного жилья. В 2017-2018 годах, благодаря стабильно снижающимся ипотечным ставкам, покупательская активность на рынке жилой недвижимости во Владивостоке вяло, но растет. При этом, все больше людей предпочитают вкладывать деньги в новые квартиры. Однако, поправки, внесенные в закон о долевом строительстве, могут ввести строительную отрасль в настоящую кому. В сложившейся ситуации разбирался спецкорр ЕНВ. 

На сегодняшний день, средняя стоимость квадратного метра во Владивостоке составляет 110 тыс. рублей за кв. м. В прошлом году эксперты оценивали стоимость жилья на первичном рынке – чуть больше 90 тыс. за кв. метр. В новых домах стоимость метража зависит от класса. "Эконом-класс" уходит в продажу от 75 тыс. рублей за 1 кв. м. Класс "комфорт" – от 100 тыс. рублей, а "бизнес-класс" предлагают не менее чем за 120 тыс. рублей. По сравнению с 2017 годом, цены на новые квартиры подросли незначительно – разница составляет от 10 до 30 тыс. рублей.

Однако, средняя стоимость одного квадратного метра в I квартале 2018 года общей площади квартир которая была рассчитана Приморскстатом по всему Приморскому краю (опубликована на основании данных, предоставляемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с недвижимостью по выборочному кругу городов Приморского края) существенно отличается от столицы Приморья. Так, средняя цена 1 кв. м. в типовой квартире – около 50 тыс. рублей, а в квартире улучшенного качества – чуть более 70 тыс. рублей. При этом, по данным Приморскстата, в I квартале 2018 года в Приморье за счет всех источников финансирования построена 971 квартира общей площадью 87,1 тыс. кв. метров, что на 38% больше текущего периода 2017 года. Ввод жилья населением увеличился в 4,1 раза. В общем вводе жилых домов его доля составила 60% (52 тыс. кв. метров). То есть, исходя из приведенных цифр, строительная отрасль в крае набирает обороты.

Но сами некоторые представители строительной отрасли настаивают, что ситуация прямо противоположная, и в 2017 году в Приморском крае было сдано чуть менее 5,5 тысяч новых благоустроенных квартир, что на 16,2% меньше 2016 года. Татьяна Корелькина, ведущий специалист известного во Владивостоке агентства недвижимости, уверена, что "бумага все стерпит": "Я занимаюсь куплей-продажей недвижимости вот уже более 14 лет и как профессиональный риелтор могу с уверенностью сказать, что цифры можно указать какие угодно, а на практике все всегда отличается от среднестатистических данных. За последние три года темпы строительства в Приморье замедляются. Часто жилье строится некачественное, люди не хотят его покупать. Но комфортные квартиры многим не по карману. И все-таки, в целом, спрос на первичку не падает. Особенно это касается загородных квартир. Здесь сыграла свою роль ипотечная ставка, которая с 17% упада до 9-10%. Однако, настоящий рост покупательской активности будет наблюдаться только в том случае, когда выбор квартир станет реальным, а ипотека подешевеет как минимум до 5,5%", - отметила она.

Генеральный директор ООО "Городской Риэлтерский Центр" Сергей Косиков, напротив, уверен, что спрос на новостройки сегодня сильно оживился. "Это произошло потому, что и количество предлагаемого жилья становится больше, и сами предложения очень разнообразны. Скажу больше, этим летом на вторичном рынке пока сезонного снижения спроса не наблюдается. Такой уровень держится с начала года, практически без всплесков. При этом по некоторым квартирам цены снижаются. Покупатели становятся более "разборчивы", и большинство из них предъявляет высокие требования к качеству квартир. Поэтому небольшое снижение цен с начала года произошло именно на квартиры низкого качества", - рассказал эксперт.

Эксперты говорят, что в условиях, когда компании получили возможность работать в качестве резидентов свободного порта Владивосток, (речь идет о предоставлении определенных льгот) сегодня динамично развивается строительство жилых комплексов в пригороде. 
По словам специалистов, спрос, как и предложение в сегменте жилой недвижимости, зависят от предпочтений покупателя и ценовой политики продавца.

Очевидно, что квартиры на первичном рынке, расположенные в черте города, приобретает та категория граждан, для которых важны определенные приоритетные условия для комфортного проживания: шаговая доступность ко всем благам цивилизации – кафе, рестораны, кинотеатры, магазины и так далее. Развитая инфраструктура – школы, больницы, детские сады, расположенные поблизости. Даже наличие соседей и сам привычный шум города могут быть неотъемлемой частью жизни человека. В пригородной же зоне наиболее развито малоэтажное строительство, и там свой особенный колорит, который близок другой категории людей – свежий воздух, удаленность от шума города, нетронутая зелень вокруг застроенного участка и прочие составляющие, из которых строится другая особо комфортная среда для человека. Поэтому, на каждый сегмент недвижимости имеется свой собственный покупатель. Однако, не стоит забывать ключевой момент: при выборе жилья люди огромное внимание уделяют стоимости квадратного метра. Чем ниже цена, тем больше шансов, что спрос сойдётся с предложением.

Алексей Тимченко, руководитель группы компаний "Тим-Групп Трейдинг" приводит пример: "Жилой комплекс, который наша компания возводит на Седанке, расположен достаточно близко к городу. Соответственно, средняя на квартиры цена (80-85 тыс. рублей за кв. м.) здесь немного выше той, которую мы планируем установить в районе станции Спутник (около 65 тыс. рублей за кв. м), но ниже стоимости жилья в городе (порядка 110 тыс. рублей за кв.м.)". Он добавил, что спрос на пригородное жилье обоснован двумя причинами. "Первый фактор заключается в средней стоимости жилья за городом, которая ниже городских новостроек приблизительно на 20-30%. Говоря простыми словами, продав имеющуюся недвижимость во Владивостоке, человек может приобрести квартиру за городом с гораздо большей площадью.
Вторая причина – логистика, которая сегодня развита совсем неплохо – из пригорода в город можно доехать за 15 – 20 минут", - пояснил Тимченко.

Не секрет, что изменения в законе о долевом участии, с большой вероятностью, могут привести к росту цен на новостройки и сокращению количества предложений на рынке новостроек. Поэтому многие, кто планировал покупку новой квартиры, выходят на рынок уже сейчас. Все игроки строительного рынка понимают, что девелоперы, не обладающие большими финансовыми ресурсами, с приморского рынка уйдут. Тем же строительным компаниям, которые останутся на рынке, придется обращаться за кредитами в банки.

"Если говорить о новых поправках в законе о долевом строительстве, то нас, как компанию, нанимающую генподрядчика и не использующую средства дольщиков, эти изменения не сильно тревожат. Однако, благодаря простой логической цепочке мы увидим: деньги дольщиков ранее привлекались в строительство без всяких процентов. Сейчас в силу изменившихся обстоятельств те дополнительные финансовые обременения, я имею ввиду 9-11% годовых, что кредитор будет вынужден выплачивать банку, скажутся в конечном итоге на себестоимости жилья, цене "на выходе" дома и соответственно на самих покупателях. С учетом того, что новым компаниям зайти в строительную отрасль будет крайне непросто в силу тех ограничений, которые прописаны в законе, число жилых застроек в Приморье еще больше сократится, а цена на квартиры подрастет", - рассказал Алексей Тимченко. 

Безусловно, проблемы присутствуют, как у девелоперов, так и у всех, кто связан со строительством и жилой недвижимостью, вплоть до риелторов, занимающихся реализацией квартир. Эксперты отмечают в перспективах развития строительной отрасли нестабильность и некую "подвешенность".

Но хочется напомнить, что на днях врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко провел уже вторую по счету встречу с представителями строительной отрасли края, где были подняты проблемы и обсуждены меры поддержки местного строительного рынка: застройщиков, производителей строительных материалов, саморегулируемых организаций в сфере капитального ремонта домов. А на первой встрече, состоявшейся в мае 2018 года, было принято решение создать специальный ресурс, куда представители отрасли могут направлять информацию о проблемах, возникающих при строительстве, а также предложения по улучшению условий работы градостроительной сферы Приморья.


Наверх