59,06 ↑ 100 JPY
90,98 ↑ 10 CNY
64,02 ↑ USD
54,68 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-18° ветер 2 м/c
EN
21 ноября
Четверг

Общество

Карманы приморских журналистов без чиновников пустеют

Фото: pixabay.com
Карманы приморских журналистов без чиновников пустеют

"Собственных" денег в СМИ практически нет

Для освещения деятельности администрации и Заксобрания из бюджета Приморского края ежегодно выделяются десятки миллионов рублей. На внеочередном заседании Законодательного собрания Приморского края, которое прошло 16 ноября прошлого года, общая расходная статья на СМИ в текущем 2018-м была озвучена – на эти цели краевой бюджет готов пожертвовать 360 млн рублей. За что и почему платит администрация, выяснял спецкорр ЕНВ.

Напомним, более 100 млн рублей предусмотрены только на контракты АПК и ЗС ПК. Оставшаяся часть средств распределяется на субсидирование социально значимых проектов и другие цели.

Врио губернатора Андрей Тарасенко, занявший кресло после Миклушевского, прямых "друзей" из СМИ не имеет. Источник, близкий к администрации края рассказал, что у нового главы Приморья забот хватает, работа со СМИ у него еще не в приоритете, поэтому "бразды правления" в "царстве средств массовой информации" временно переданы пресс-службе Тарасенко, которой он полностью доверяет.

Кто платит, тот и заказывает музыку

Задачи государственной программы Приморского края "Информационное общество" на 2013-2020 годы" предельно просты. Среди ключевых позиций – обеспечение концентрации финансовых ресурсов, выделяемых из регионального бюджета и привлекаемых из средств федерального бюджета на ключевых направлениях формирования информационного общества, проведение единой технической политики в области информационных технологий при решении ключевых социально-экономических задач развития Приморского края, повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере информационных технологий, в том числе, за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий, реализуемых в рамках различных проектов, увеличение в средствах массовой информации Приморского края доли социально значимой информации, соответствующей приоритетам государства в сфере информационной политики, а также, развитие механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе проектам в сфере печатных и электронных средств массовой информации. Говоря простым языком, журналистам платят за освещение значимых моментов, касающихся Приморья. Правда, частенько с позиции "пишите или "хорошо" или "никак не пишите".

Но все же подобное сотрудничество журналистов устраивает. Да и вообще, все, с кем поговорил спецкорр ЕНВ, отметили единодушно: работа чиновников со СМИ – штука полезная во всех отношениях. До граждан доносится позиция администрации города и края, освещается деятельность депутатов, жителей Приморья информируют о новых программах, законах, бюджете. Например, СМИ часто и много рассказывают о программе "Жилье для российской семьи", или освещают работу краевого департамента в рамках программы Приморского края "Развития здравоохранения Приморского края на 2013-2020 годы", а также многое другое.

Что происходит на практике?

А практическая работа по контракту заключается в следующем. Распределив задания, предусмотренные контрактом, по журналистам, в строго установленные сроки СМИ сдают материалы "заказчику". При этом, каждый текст проходит согласование (одобрение) с администрацией, "подгоняя" его под требования последней.

Негативные высказывания в адрес "того кто платит" – запрещены. Освещение темы должно быть максимально в положительных красках. Если присутствует некая проблема – ее рекомендуется "не заметить" или сразу прописать пути ее решения. Люди, презрительно называющие журналистов "продажными", правы лишь отчасти. Понятно, что "кто платит, тот и музыку заказывает". Иначе выжить сложно.

Лада Глыбина, журналист и учредитель ООО "ПортоФранко – Медиа" по традиции открыто высказала свою позицию, подчеркнув, что при отсутствии субсидирования СМИ из краевого и городского бюджетов, журналистика обречена. "Только слишком самонадеянные или глупые люди будут кричать о том, что во взаимодействии средств массовой информации и чиновничьего аппарата никакой необходимости не существует. Журналистика и прибыль в наше время – понятия несовместимые. Развитие открытых интернет-площадок в разы сократило приток потенциальной рекламы в СМИ, а ведь именно на эти деньги журналистика существовала с испокон веков. В условиях, когда выиграть тендер на получение субсидий от государства совсем непросто, лично я не знаю ни одно, даже самое супер-независимое СМИ в нашем Приморском крае, которое бы по доброй воли отказалось от такой помощи", - пояснила Лада Глыбина.

Яна Мальцева, журналист, лауреат региональной премии "Акула финансовой журналистики" прокомментировала так: "Наши издания не содержат люди, которые значатся в списке Форбс. Иначе они могли бы надеяться исключительно на свои средства и не думать о тех деньгах, что им выделяет государство. Если бы рекламный рынок приносил такой же доход, что и до 2014 года, также можно было отвергнуть субсидии и быть независимым. Однако, если издательство позиционируется, в том числе, и как источник дохода – без материальной помощи со стороны государства обойтись невозможно".

Согласен с коллегами и Юрий Коломейцев, ведущий политолог, руководитель Центра социальных инноваций "Черный куб", посвящающий значительную часть времени работе со СМИ: "В связи со сложившейся неблагоприятной экономической обстановкой в стране, все, кто занимается любым бизнесом, не откажутся от помощи государства, если есть шанс ее получить. Журналистику сегодня бизнесом назвать очень сложно. Каждый раз думаешь, как бы, не в минус выйти и сотрудникам зарплату вовремя выдать, здесь уже не до прибылей. А кому не хочется помимо работы и вложений еще какой-то доход иметь? На мой взгляд, это нормальное естественное желание здравомыслящего человека. Так же и с субсидиями: дают – бери".


Наверх