Ежедневные Новости
Владивостока
66,24 ↓ USD
75,71 ↓ EUR
95,81 ↓ 10 CNY
11 декабря
Вторник

Китай

Куда инвестируют крупнейшие технологические компании Китая?

Автор фото: REUTERS
Куда инвестируют крупнейшие технологические компании Китая?

Alibaba и Tencent – две самые активные компаний в Азии

Китайские технологические компании Baidu, Alibaba Group Holding и Tencent Holdings являются одними из самых активных инвесторов в стране. Они вкладывают миллиарды долларов в различные отрасли, будь то собственное развитие или новые сферы, сообщает ЕНВ.

Имеющиеся данные об инвестициях показывают, что наиболее активной из трех компаний является Tencent. Согласно данным, опубликованным агентством Bloomberg, с начала 2017 года компания поучаствовала не менее чем в 94 сделках по слиянию и поглощению. Компания Alibaba участвовала в 74 таких процессах, а Baidu – лишь в 25.

Характер инвестиции трех компаний показывает развитие их бизнес-стратегии. Alibaba и Tencent, конкурирующие за место самой дорогой компании Азии, идут почти вровень по выделению инвестиций в различные сферы.

В то же время, характер инвестиций китайских технологических компаний не слишком отличается от американских. Baidu, Alibaba и Tencent также вкладывают средства в различные перспективные проекты и фирмы. То же самое исторически происходило и в Америке. Например, в 2012 году Facebook выкупил социальную сеть Instagram, а в 2014-м – мессенджер WhatsApp. Google в 2006 году приобрел YouTube, а в 2013-м – навигационное приложение Waze. "Baidu, Alibaba и Tencent действуют таким же образом. Они владеют большими деньгами, и думают как же лучше всего их использовать, - отмечает директор China Market Research Group Шон Рейн. – Количество инвестиций растет, так как они пытаются опередить друг друга. Компании уже не могут расти так же быстро как раньше, поэтому быстрее скупают технологии и доли на всевозможных рынках, а не стараются поддерживать прежние темпы роста".

С конца 2016 года компания Alibaba, вскоре после того, как ее основатель Джек Ма придумал термин "новая розничная торговля", начала инвестировать и выкупать доли китайских традиционных розничных компаний, заключив 11 сделок на сумму не менее 6,9 млрд. долларов США. Затем холдинг инвестировал 4,5 млрд. долл. США еще в 11 предприятий, но уже в сфере онлайн-торговли. Одновременно с этим, компания открыла новую сеть розничных супермаркетов Hema по всему Китаю. В них покупатели могут совершать покупки как в офлайн-, так и в онлайн-режимах. Еду в этих магазинах готовят повара прямо на месте по заказу покупателей.

Являясь крупнейшей в Китае компанией интернет-коммерции, у Alibaba более 617 миллионов мобильных пользователей на платформах Taobao Marketplace и Tmall, с помощью которых люди могут использовать и другие сервисы. Помимо инвестиций в интернет-коммерцию и розничную торговлю, Alibaba также вложила средства и в другие платформы, в частности, в Mogoroom, Fintech и WeLab. С начала 2017 года Alibaba совершила еще девять сделок в рамках создания системы услуг, связывающей платежи, интернет-торговлю, а также приготовление, сбыт и доставку продуктов питания.

Чтобы не отставать от своего главного конкурента, компания Tencent потратила около 778 млн. долларов США для усиления своего присутствия в оффлайн-торговле, приобретя доли китайского супермаркета Yonghui Superstores и розничной сети Better Life Commercial Chain Share Co. Первоначально компания Tencent зарекомендовала себя как крупнейший в мире разработчик компьютерных игр, создав такие хиты, как "Honor of Kings", "Battlefields" Fortnite и PlayerUnknown.

Позднее Tencent заняла значимую нишу в социальных сетях. Сначала была разработана услуга QQ для мгновенного обмена сообщениями, а затем – универсальная мобильная система обмена сообщениями – социальная сеть и, одновременно, мобильная платформа WeChat. В мессенджер WeChat (известный как Weixin в материковом Китае) встроены различные услуги интернет-коммерции и доставки товаров.

В прошлом году Tencent вложила средства в китайский онлайн-магазин Miss Fresh, а также увеличила инвестиции в интернет-платформы по продаже подержанных автомобилей Chehaoduo и Renrenche. Компания также вложила деньги в подразделение JD.com. Впоследствии Tencent и JD.com вместе инвестировали около 863 миллионов долларов США в китайскую платформу VipShop, в целях сформировать альянс, который мог бы конкурировать с Alibaba.

Недавно Tencent подверглась критике со стороны некоторых журналистов. Они обратили внимание на то, что компания якобы "забыла о своей цели", став гигантом, который только инвестирует, но практически не разрабатывает высококачественную продукцию в своих исходных областях. Статья вызвала дискуссию среди специалистов, некоторые из которых утверждают, что фирма может потерять свое новаторское преимущество. Другие эксперты, наоборот, говорят, что стратегия Tencent направлена на успешный, долгосрочный рост.

Если Alibaba и Tencent идут "нога в ногу", то компания Baidu отстает от своих конкурентов. Согласно данным Bloomberg, в 2017 году Baidu совершила 13 сделок по слиянию и поглощению, что примерно в четыре раза меньше, чем у Tencent за тот же период времени. В прошлом году Baidu инвестировала в восемь стартапов, занимающихся искусственным интеллектом (AI / ИИ), а также в китайских автопроизводителей WM Motors и NIO. Таким образом, компания стремится сосредоточиться на ИИ как на основном факторе роста. Поэтому в апреле Baidu продала свою долю платформы по доставке еды Ele.me компании Alibaba, полностью оставив данную сферу бизнеса. В прошлом месяце руководство другой компании, iQiyi, заявило, что приобретет бизнес Baidu по продаже билетов в кино. Согласно заявлению компании, Baidu нужны средства для расширения своей деятельности в сфере ИИ.

"Несмотря на то, что Baidu стремится стать лидером в области технологий, разрабатывая, например, инновации в сфере искусственного интеллекта и автономного вождения, ей необходимо найти еще один фактор роста", - говорит Шон Рейн. Китайский эксперт объясняет это тем, что основной бизнес компании не так близок к потребителям и рекламодателям, в отличие от Tencent и Alibaba, владеющих социальными сетями и платформами в сфере электронной коммерции.

Инвестиционная деятельность технологических компаний Китая говорит не только о развитии существующих стратегий, но и их заходе в новые отрасли бизнеса, начиная от сфер здравоохранения и фитнеса и заканчивая космосом. В 2017 году Tencent инвестировала в две космические компании – американскую Moon Express, которая поставила цель добычи ресурсов с Луны, и в Satellogic, запускающую микроспутники в открытое пространство для получения высококачественных изображений. В сентябре прошлого года Tencent также вложила 90 миллионов долларов США в немецкую компанию Lilium, занимающуюся разработкой реактивных самолетов.

Alibaba также сделала ряд необычных для себя вложений. Например, в марте прошлого года компания инвестировала 18 млрд. долл. в швейцарскую фирму Wayray, которая разрабатывает голографическую приборную панель для автомобилей будущего.


Наверх