58,57 ↓ 100 JPY
91,45 ↓ 10 CNY
62,91 ↓ USD
54,38 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 6 м/c
EN
25 июня
Вторник

Экономика

Примавтодор нуждается в хозяйской руке

Судьба крупнейшего автодорожного предприятия Приморья в подвешенном состоянии

Константин Заслонов
"Н" уже писали о том, что право на приобретение 100 процентов акций ОАО "Примавтодор" (сейчас они принадлежат государству) получила компания "Лесной квартал". Результаты этого тендера пытается оспорить краевая прокуратура. Между тем, на взгляд специалистов, в качестве государственной компании будущего у Примавтодора нет.
Между делом
В 2007 году Примавтодор дважды выставлялся на аукцион при начальной стоимости в 1,2 миллиарда рублей. Желающих участвовать в аукционе не нашлось, и предприятие, как положено по закону, было выставлено на публичные торги - за сумму в 709 миллионов рублей. 15 января компания "Лесной квартал" приобрела право на покупку Примавтодора и внесла часть суммы в качестве задатка. Однако краевая прокуратура усмотрела в данной сделке нарушение: приватизация Примавтодора запланирована на 2007 год, а продажа акций состоялась в 2008 году. Разбирательство по поводу законности сделки будет продолжаться в Арбитражном суде.
По мнению юристов "Лесного квартала", у них есть все шансы дело выиграть. Во-первых, финансовый 2007 год заканчивается в феврале 2008-го. Во-вторых, сама приватизационная процедура была проведена в полном соответствии с федеральным и краевым законодательством. ОАО "Примавтодор" включено в план приватизации краевым Законодательным собранием. Немалая сумма, которую предполагалось выручить от продажи предприятия, внесена в доходную часть бюджета и, стало быть, предназначалась по каким-то расходным обязательствам.
Кстати, экономическое состояние самого Примавтодора оставляет желать много лучшего. Люди, сведущие в ситуации на предприятии, считают, что, следуя в русле политики нынешнего руководства, Примавтодор просуществует максимум 2-3 года. Откуда такие сведения? Если судить по данным самого Примавтодора, предприятие процветает. 29 филиалов по всему Приморью, 2 тысячи единиц техники, 3 тысячи квалифицированных работников, ОАО выступает в качестве генподрядчика по 90% объемов всех дорожных работ в Приморье. Руководство компании вообще заявляет о чуть ли не монопольном положении на рынке - "кроме нас, строить объекты форума АТЭС в Приморье просто некому".
Закрадывается мысль, не слишком ли дешево - 709 миллионов - за такой лакомый кусок приморской экономики? Особенно в свете надвигающихся государственных заказов по форуму АТЭС?
Увы, Примавтодор - на самом деле колосс на глиняных ногах. И держится пока только благодаря колоссальным бюджетным вливаниям, которые расходуются, как мы увидим, крайне неэффективно. Неэффективно для состояния дорог в Приморье, но не для карманов определенных лиц, заметим.
Основная часть техники была выпущена еще в 70-80 годы прошлого века. Не более 15 процентов от общего числа тракторов, грейдеров и прочей механики приобретено позднее. Квалифицированные работники разбегаются в поисках лучшей доли, ибо зарплата на Примавтодоре сравнительно невелика. Новые же как не готовились, так и не готовятся.
Ноу-хау подкачало
Никакие новые технологии на предприятии, как мы считаем, не используются. Даже асфальт завозится во Владивосток из-за пределов города. Такая ситуация равносильна тому, что хлеб выпекали бы в Артеме, а продавали в Дальнегорске. Время доставки увеличивается, за счет чего асфальт теряет свою температуру и качества.
Далее по технологиям. Ямочный ремонт дорог запрещен в России еще в 2004 году, при этом широко практикуется Примавтодором (как самый удобный способ закапывания бюджетных денег, вероятно). Скандальную известность на все Приморье и за его пределами предприятие приобрело, когда прошлой осенью засыпало битумно-щебеночной смесью участок трассы на Седанке.
Народу преподнесли это так: "применили в крае прогрессивную технологию дорожного покрытия", "у колес стало лучше сцепление с дорожным покрытием", на практике же сотни людей понесли материальный ущерб из-за разбитых стекол и оптики. Да, недавно уволили директора пригородного филиала Примавтодора, но ведь он просто выполнял непосредственно команду своего руководителя Корочина. Начальник филиала не вправе был инициировать использование такой, с позволения сказать, технологии. Как обычно, нашли "стрелочника".
Кстати, технология, которую применили на Седанке, никакая не прогрессивная, она широко использовалась в СССР в 50-60-е годы двадцатого века на дорогах с неинтенсивным движением. При той интенсивности, подъемах и спусках, которые наблюдаются на трассе Владивосток-Уссурийск, нагрузке на ось, какой обладает современный транспорт, подобную технологию использовать, по нашему мнению, просто преступно.
Непонятно также, зачем было закатывать битумно-щебеночной смесью тот участок, который находился в относительно хорошем состоянии. Есть ведь участки гострассы в просто ужасающем состоянии!
Что мы получили за последние годы в результате хозяйничанья Примавтодора? Мы можем дать свою оценку. Если краевые дороги приобрели более-менее приличный вид, то муниципальные в большинстве деградируют. Федеральная трасса давно уже практически не реконструируется. Так, уже много лет стоят работы на участке в объезд Уссурийска. Заметно, что на 220 километров дороги, которая находится в ведении Хабаровского края, выделяется значительно больше денег, чем на все 550 "приморских".
Дорожная отрасль вообще нуждается в поэтапном финансировании. Примавтодор обычно получает до августа всего-то 30 процентов бюджетных денег, а остальные 70 - после августа. За остающиеся до холодов месяц-полтора качественно освоить такие огромные деньги (миллиарды рублей!) невозможно. Отсюда и применение "новых технических разработок", подобных седанкинской.
Бюджетные технологии
Почему бюджетные вливания поступают столь неравномерно? Наверное, чтобы удобнее было под шумок распределять среди своих? Во всяком случае финансовые схемы, используемые при осваивании дорожных денег, не претендуют на новизну. Тут приморские бизнесмены и чиновники предпочитают довольно консервативные способы (гораздо более надежные, чем те, что обкатывали несчастные автолюбители на Седанке).
По сведениям "Н", вокруг Примавтодора создано немало коммерческих структур, которые замыкаются на людей, руководящих автодорожным бизнесом в Приморском крае. И вполне возможно, что эти предприятия предоставляют генподрядчику - Примавтодору - услуги, технику, персонал, зарабатывают на этом бюджетные деньги, в то время как собственные филиалы, работники и машины Примавтодора простаивают. Вполне может так случиться, что ОАО "Примавтодор" выступает большой кормушкой для ограниченного круга чьих-то друзей.
Так, генподрядчиком программы укрепления китайско-корейско-российской границы "Туманган" выступает Примавтодор, при этом лишь 15 процентов используемой на проекте техники принадлежит предприятию, остальные - субподрядчикам из Находки. Строительство автотрассы Галенки-Липовцы, генподрядчик - Примавтодор, но весь транспорт принадлежит находкинской компании "Автобан". Редакция "Н" не утверждает, что приведенные примеры свидетельствуют о коррупции. Но правда ли, нехарактерная для без пяти минут монополиста экономическая политика - отдавать направо и налево бюджетные заказы?
Между прочим, подобная политика крайне губительна для будущего предприятия. Любой человек, имеющий отношение к строительству и ремонту дорог, знает, что можно делать их быстрее и качественнее, чем получается у Примавтодора. Сейчас у компании появились мощные конкуренты. Крупнейший - Тихоокеанская мостостроительная компания, которая является основным подрядчиком строительства дороги Раздольная-Хасан (компания эта воздвигла, кстати, Некрасовский путепровод). Мостостроительная компания отличается новой техникой, высокой заработной платой работников, в срок выполненными заказами. И молодые небольшие компании, которые Примавтодор сейчас щедро подкармливает с бюджетного стола, тоже набирают вес.
Грачи прилетели...
Предприятию нужен собственник, и собственник эффективный, это очевидно. Новый хозяин найдет более грамотное использование имеющихся возможностей Примавтодора, пересмотрит подход к управлению и распределению бюджетных средств. Собственник займется, наконец, обновлением автопарка, закреплением старых кадров и привлечением новых.
Впрочем, пока суд да дело... В начале апреля должна быть полностью развернута техника, а сегодня на Примавтодоре нет никакого задела для того, чтобы начинать работы. Не решены вопросы с финансированием, руководство компании, мягко говоря, лихорадит в ожидании грядущих кадровых перестановок.
"Дороги России", "Дороги Приморья", муниципальные программы по ремонту дорог - кто их будет выполнять? Примавтодор, по нашему мнению, не готов.

Поделиться:

Наверх