Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Экономика

"Разумное потребление" – миф или реальность?

Автор фото: ЕНВ
"Разумное потребление" – миф или реальность?

Взгляды экспертов прямо противоположны

В интервью одному из федеральных СМИ кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики Елена Бердышева рассказала, что, несмотря на весь негатив, финансовый кризис обозначил в России новую тенденцию – разумное потребление. По ее убеждению, сегодня даже имея средства, богатые граждане больше не хотят переплачивать за брендовые товары, а экономия для многих россиян начала превращаться в хобби. Спецкорр ЕНВ поговорил на эту тему с приморскими экспертами и выяснил, что поведение потребителей в условиях кризиса не всегда можно назвать разумным.

Бердышева считает, что последний кризис сильно ударил по остаткам престижного поведения в России. Ранее психология покупателей была основана на ключевой мысли: чем дороже товар, тем он лучше. Теперь, по ее мнению, финансовая грамотность людей намного выше, чем в 90-е и "нулевые" годы.

"Мы говорим о потребительской компетентности, которая является важным фактором функционирования именно потребительских рынков. Покупатели начали осознавать свою способность голосовать за порядок на рынке рублем. Многие рассказывали, что больше не готовы переплачивать, даже если эти деньги для них не последние. Россияне не хотят, чтобы их обманывали, спекулировали на их доверии с помощью маркетинговых уловок. Потребители в последнее время вовсю развивали свои рыночные компетенции. Они осваивали и ставили себе на телефоны и компьютеры всевозможные программы, позволяющие отслеживать скидки, вести домашнюю бухгалтерию, контролировать свои расходы. Нас очень удивляло то, что россияне сегодня нередко очень точно осведомлены, сколько стоят в различных магазинах одни и те же продукты. То есть покупатели активно занимаются ценовым мониторингом. Взвешивают, что и в каких магазинах покупать выгоднее", - говорит Елена Бердышева.

Кандидат экономических наук Максим Кривелевич уверен: многолетний экономический кризис, который переживает страна, напротив – приводит к деградации потребительского поведения. Как потребители россияне становятся гораздо менее квалифицированными и эффективными. Он отметил, что именно из-за затянувшегося экономического кризиса, граждане страны стали менее ответственно подходить к формированию своего семейного бюджета.

"Это подобно тому, как человек, играющий в казино, в начале ведет игру крайне аккуратно и тщательно считает каждую поставленную на кон фишку. Но, когда к нему приходит понимание, что большая часть денег проиграна, психология "нечего терять" заставляет игрока отдавать деньги: при хороших картах игрок опасается сделать ставку, а имея на руках слабые карты, он вдруг идет на риск и проигрывает все подчистую", - привел пример Кривелевич.

Эксперт подчеркнул, что любое сокращение предложения чрезвычайно демотивирует потребителя. Рынок должен быть по-настоящему открытым и свободным. "Продовольственная безопасность – это не тогда, когда в Магадане выращивают ананасы, а когда в каждом продовольственном магазине этого города продаются ананасы со всех частей света по цене, которая позволяет покупателю их покупать, даже не читая ценник", - отметил финансовый аналитик.

Директор ООО "Центр социальных инноваций "Чёрный куб" Юрий Коломейцев считает, что в поведении россиян ничего кардинально не изменилось по сравнению с "тучными" "нулевыми". "Да, изменились внешние условия – денег объективно стало меньше – и в регионе и в стране. Однако, те люди, которые раньше себе ни в чем не отказывали, складывали "излишки" на счетах. До тех пор, пока этот "излишек" позволял или до сих пор кому-то позволяет жить на "широкую ногу", речь об экономии или "разумном потреблении" не идет даже в период кризиса", - рассказал Юрий Коломейцев, добавив, что в случае, если экономическая ситуация изменится к лучшему и у большого количества людей снова появятся "излишки", то эта часть населения автоматически перестанет смотреть на цены, причем, не в силу изменившегося поведения, а ввиду конкретных условий. "Поведение потребителей всегда приспосабливается к внешним условиям. Все споры по поводу того, является ли то или иное потребление "правильным" или "неправильным" – чисто идеологические", - подытожил Коломейцев.


Наверх