Ежедневные Новости
Владивостока
22 июля
Воскресенье

Политика

Ужесточена ответственность для чиновников из отделов госзакупок

Автор фото: ЕНВ
Ужесточена ответственность для чиновников из отделов госзакупок

Ранее служащие, не являвшиеся должностными лицами, не нести уголовную ответственность по преступлениям в сфере госзакупок

Принят закон об усилении ответственности за нарушения в сфере госзакупок. Документ предполагает усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, сообщает ЕНВ со ссылкой на официальный сайт ГД РФ.

Как отмечается в пояснительной записке, в сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми "откатами" при осуществлении поставок товаров или оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки.

Однако, согласно сопроводительным документам к закону, не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с осуществлением закупок, определением цены и исполнением контракта и совершаемых из корыстной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами. К ним относятся, например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Такие деяния могут причинять значительный ущерб бюджетной системе России, а также бюджетным учреждениям, которые являются заказчиками или участниками закупки. Между тем в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Поскольку такие нарушения сопряжены с отношениями в сфере экономической деятельности, в соответствующие статьи УК РФ вносятся дополнения. В частности, теперь предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или другой личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или другой организации, если деяние причинило крупный ущерб. В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба.

Согласно другому дополнению УК РФ предусматривается ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего или для противоправного влияния на принимаемые ими решения. Предполагается, что ответственность наступил в том числе за получение названными лицами денег, ценных бумаг, услуг имущественного характера и т. д. Также в кодекс вносится изменение, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа указанных лиц. На документ представлены положительные отзывы правительства РФ и Верховного Суда РФ.

"Львиная доля выявленных преступлений в деятельности органов власти была связана с махинациями в сфере госзакупок, – отмечает ведущий политолог, директор Центра социальных инноваций "Чёрный куб" Юрий Коломейцев. – Например, в прошлом, время от времени, происходили скандалы о закупках для личных нужд экс-губернатора Приморья, правда, тогда ни прокуратура, ни следственные органы, почему-то, на это внимание не обратили или, по крайней мере, не дали хода данным делам", - напоминает он. В то же время эксперт выразил сомнение в то, что данный закон исправит ситуацию: "В случае, когда заказчик и исполнитель "договорились", шансов у следствия доказать фиктивность проведенной госзакупки минимальны".


Наверх