58,86 ↑ 100 JPY
90,29 ↓ 10 CNY
63,95 ↓ USD
54,15 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 0 м/c
EN
20 октября
Воскресенье

Общество

Год экологии прошел, а проблема с мусором во Владивостоке осталась

Фото: spzv.ru
Год экологии прошел, а проблема с мусором во Владивостоке осталась

Технологии мусоросжигательных заводов "стареют", а нужные населению предприятия по утилизации мусора – разоряются

Проблема мусора - головная боль не только Приморского края. Вся Россия задается вечными вопросами Чернышевского "кто виноват?" и "что делать?". Число населения растет, тонны мусора на просторах огромной страны увеличиваются год от года. Как избавляться от отходов, число которых принимает угрожающие масштабы - споры по этому поводу не прекращаются. При этом, технологии мусоросжигательных заводов продолжают "стареть", а такие нужные населению предприятия по утилизации мусора - разоряться. О "зловонной" проблеме – в обзорном материале ЕНВ.

"Коптить небо" – дело привычное

Мусоросжигательные заводы - один из возможных вариантов решения проблем с мусором в стране, считают многие эксперты. Строительство их не только оправдано, но необходимо. Загвоздка лишь в том, что пока новые предприятия лишь вырисовываются на смутном горизонте туманного будущего, старые заводы продолжают устаревать и коптить небо в прямом смысле этого слова.

"Во Владивостоке старый мусоросжигательный завод уже изжил свои возможности и отравляет окружающую среду, а со строительством нового затянули", - рассказал Андрей Андрейченко член комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (ЛДПР). Он пояснил: "Данное предприятие было разработано и введено в эксплуатацию в то время, когда мы сжигали дерево, картон и другие экологически безвредные отходы. Сейчас речь идет об утилизации совершенно других материалов – это пластик, резина и прочее. На заводе не раз проводились проверки, которые ни к чему не привели, нарушений никто не выявил. Считаю, что контроль должен быть более жестким, те же замеры воздуха необходимо производить не менее двух раз в сутки".

Владивостокский мусоросжигательный завод, работающий по чешской технологии, был введен в эксплуатацию 39 лет назад, в 1979 году. С момента запуска в работу "Спецзавода №1" и до 2002 года на предприятии работали электрофильтры, которые улавливали твердые частицы (пыль) и в меньшей степени – химический состав. За годы работы электрофильтры износились, и в 2002 году была проведена модернизация газоочистного оборудования завода: были установлены современные и эффективные фильтры типа "батарейные циклоны". Несмотря на это, проблемы с задымлением воздуха решены не были.

Юрий Логинов, руководитель региональной рабочей группы ОНФ "Общество и власть: прямой диалог" отметил, что к "Спецзаводу №1" существует много вопросов. "Конечно, теперь пепел на головы людей падать перестал, но фильтры, установленные на предприятии, от неприятного запаха не спасают. Кроме того, не стоит забывать, что этот завод строился в промышленной зоне Владивостока. Существует масса нормативов, закон об охране окружающей среды, в конце концов, по которым на данной территории жилые дома возводить запрещено. Почему же в нарушении всех запретов в правовом поле, местные власти и предприниматели понастроили дома вокруг мусоросжигательного завода и продолжают это делать?, - возмущается Юрий Логинов.

Конечно, в крае и во Владивостоке, в частности, проблем с мусором хватает. Безусловно, "Спецзавод №1" – предприятие далеко не молодое. С объемами мусора оно уже не справляется. Эксперты поясняют: в сутки с территории Владивостока собирают примерно 700 тонн мусора. Из них около 300 – сжигают на заводе. А что именно сжигают? ТБО, которое является сырьем, завод переработать может. Но большинство населения продолжают кидать весь мусор в один пакет – не разделяя отходы на твердобытовые и прочие – пищевые, пластик, резину и т.д.

Что касается самого мусороперерабатывающего завода - соблюдается ли там технологический процесс – вопрос спорный.

"Первоначально было так: мусор сбрасывался в топку, которая разжигалась мазутом, способным поддерживать температуру на уровне около 1200 градусов, - отмечает Юрий Логинов. - Сейчас, экономя на мазуте, в печи подают обычный воздух и раздувают так называемый "костер". А что будет, если в костер кинуть охапку листьев? Температура упадет и повалит едкий дым. Так и на заводе. При сжигании отходов при температуре от 300 до 600 градусов - токсичные вещества не выделяются. При более низкой температуре, соответственно, - дым токсичен".

Интересно, что в европейских городах нередко можно увидеть мусоросжигательные заводы, расположенные в центре городов. Однако, благодаря установленной на трубе камере дожига, дым, попадающий в атмосферу - безвреден и не может навредить людям и экологии.

"На нашем заводе экономия на всем – и на мазуте, и на фильтрах, и на камере дожига. Однако, законные требования, которые вступят в силу с 1 января 2019 года, обяжут такие предприятия устанавливать аппаратуру непрерывного слежения соблюдения технологических режимов, а также, выбросов – в обязательном порядке", - отметил Юрий Логинов.

Тупик в утилизационном процессе

Большинство экологов в стране выступают не за сжигание мусора, а за его переработку. Но дело в том, что во Владивостоке, например, открывать предприятия по переработке того же пластика, смерти подобно. И это не аллегория - более 50-ти компаний "умерло" за последние несколько лет, так и не сумев закрепиться на "мусорном" рынке столицы Приморья.

Александра Мирошниченко, проработавшая в отрасли переработки отходов по направлению "пластик" в должности исполнительного директора более десяти лет, рассказала ЕНВ: "Стороннему человеку может показаться, что бизнес по утилизации пластика – это "золото под ногами". Мол, проще простого – собери мусор, переработай и продай – никаких проблем и хлопот. Однако, тут возникает вопрос: почему из такого "прибыльного" бизнеса предприниматели бегут со всех ног? За мою многолетнюю практику, я повидала десятки компаний, которые проработали от полугода до года и закрылись в силу нерентабельности бизнеса".

Действительно. Во всех цивилизованных странах мира предприятия по "утилизации пластика" получают субсидированную помощь от государства. То есть, частично расходы компаний покрывает бюджет страны. В России этого нет. В результате, затраты, связанные со сбором и переработкой мусора, перекрывают доходы от продаж переработанного сырья, говорят представители этого бизнеса.

Кроме того, цена на пластик напрямую зависит от любых изменений стоимости барреля нефти, так как это пластиковое сырье является производным нефтепродуктов. Так что, закрытие большинства предприятий отрасли обусловлено экономической ситуацией в стране.

"Еще один немаловажный фактор, "бьющий под дых" таким предприятиям, как наше – очень дорогая логистика во Владивостоке. Такие города как Новосибирск, Москва и другие – изначально строились с широкими улицами, по которым может проехать крупная машина и собрать большой объём мусора малого веса. Из-за того, что столица Приморья возводилась как крепость, здесь очень затруднено движение по узким улочкам. Маленькая машина с прессом, пробирающаяся к мусорным бакам возле домов не набирает нужного объема этого сырья. То есть, наши затраты на логистику вырастают еще больше, а рентабельность совсем падает", - прокомментировала Александра Мирошниченко.

Власти города и края лет 15 назад считали, что небольшие мусороперерабатывающие предприятия им не к чему, достаточно мусоросжигательного завода. Теперь, осознав, что "Спецзавод №1" с объемами мусора не справляется, власть развернулась "лицом" к компаниям, утилизирующим мусор. Предприятиям по утилизации пластика оказывалась медийная поддержка, проводились различные совместные проекты и другие мероприятия. Эксперты заявляют, что население Владивостока также заинтересовано в вывозе и утилизации пластика, но затраты на его переработку превышают доход. "В этом отношении, гораздо проще живется компаниям, которые мусор вывозят и просто закапывают, а не перерабатывают. Им в экономическом отношении работать гораздо выгоднее", - уверена Мирошниченко.

Спорный закон в смутные "мусорные" времена

Все эксперты убеждены, что на сегодняшний день постепенно проводить воспитательную работу по раздельному сбору мусора среди населения – просто необходимо. "Когда-нибудь до людей дойдет и это, ведь перестали же мы помои на голову друг другу лить – а когда-то это считалось нормой", - отметил Юрий Логинов.

Он пояснил, что недавно был принят закон о плате за утилизацию мусора. Правда, тарифы еще не утверждены и территориальной схемы и программы пока не существует. "Представим завод, который производит некую тару. Безусловно, ее когда-то нужно будет утилизировать. В цене этой тары уже заложены деньги на ее утилизацию. Данные средства поступают в бюджет страны и будут направляться на строительство заводов по переработке ТБО, в том числе, а также, на создание безотходных технологий. Эти деньги попадут региональному оператору из бюджета, а население за уборку своего мусора платить не должны", - рассказал Юрий Логинов.

Андрей Андрейченко же отметил, что "по мусору" сейчас в законодательстве готовится ряд изменений, которые могут привести к повышенным тарифам за вывоз и утилизацию мусора. "Это, на мой взгляд, недопустимо. Есть много вопросов к организации этого процесса. Конечно, проблема мусора остро стоит и в Приморье и во всей стране и, безусловно, государство обязано уделять этому вопросу повышенное внимание и находить средства. Однако, деньги для решения таких задач должны поступать не из кошельков граждан России", - прокомментировал депутат.

С начала 2019 года должны начать работать законодательные поправки, которые, по идее, могут помочь выйти на рынок тем, кто хочет заняться именно переработкой мусора. Любое предприятие сможет накапливать у себя отходы и напрямую продавать их на вторсырьё, не получая лицензию. Регионы же будут обязаны организовать у себя на территориях раздельный сбор мусора - мокрого, сухого и опасного. Ответственными за все эти потоки будут региональные операторы - компании, которые субъекты выбирают на основе конкурса. Сейчас таких операторов выбрали в 28 регионах. Они должны забирать мусор из контейнеров, отправлять его куда следует и ликвидировать свалки твёрдых бытовых отходов, которые уже есть на территории региона.


Наверх