59,55 ↑ 100 JPY
90,90 ↑ 10 CNY
64,43 ↑ USD
54,05 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+6° ветер 2 м/c
EN
20 сентября
Пятница

Экономика

Проведение экологической экспертизы марикультурных участков: "за" и "против"

Фото: Gael Force Group
"Буря на море" набирает силу

Марикультурщики Приморья рассказали о механизме проведения государственной экологической экспертизы

Последнее время, в СМИ Приморья всплывают статьи, повествующие о нелегкой жизни марикультурщиков. "Малый бизнес душат", "беспредел власти", "экологическая экспертиза не нужна" – "кричат" заголовки самых разных ресурсов. Общественность в шоке, журналисты недоумевают, и что происходит в регионе – мало кому понятно. Некоторые эксперты считают, что "бурю в стакане" поднимают именно те марикультурщики, чьи предприятия ведут незаконную деятельность на территории памятников природы. В ситуации разбирался спецкорр ЕНВ.

"Миллионы" для ученых?

Напомним, Министерство природных ресурсов РФ настаивает на проведении государственной экологической экспертизы марикультурной деятельности. Все бы ничего, но, помимо оплаты в госказну за осуществление данной экспертизы, стоимость которой, к слову, варьируется от 140 до 270 тыс. рублей за один рыбоводный участок, для подготовки пакета документов марикультурщики должны будут заплатить и ученым.

Алгоритм действий здесь простой: научные рыбохозяйственные и экологические организации готовят проектную документацию марикультурной деятельности, а также проект оценки воздействия на окружающую среду. Затем, марикультурным предприятиям будет необходимо получить госуслуги в виде согласований федеральных органов исполнительной власти, а также оплатить услуги местной администрации по проведению публичного обсуждения проекта, включая возможное участие в различных соцпроектах – ремонт дорог или мостов, уборка территорий и прочее.

Эксперты ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР) рассчитали, что марикультурным фермам на прохождение процедуры государственной экологической экспертизы одного рыбоводного участка, которых на ферме может быть от 5 до 10, придется потратить не менее 1 млн. рублей в год. При этом, основная часть суммы будет обращена не в доход государства, а на содержание и оплату авторитетных для органов экологического надзора специалистов-экологов и биологов.

В настоящее время в Приморье действуют 77 хозяйств, которым предоставлено в пользование 207 рыбоводных участков общей площадью более 44 тыс. га. Для большинства малых предприятий, специализирующихся на товарном производстве продукции аквакультуры, такая экспертиза будет не по карману. Существующие же меры государственной поддержки марикультурных хозяйств не смогут покрыть даже часть этих издержек.

Эксперты предлагают взглянуть на суть деятельности предприятий, занимающихся пастбищной аквакультурой, более внимательно. С их слов, нужно учитывать, что происходит не добыча, а воспроизводство ценных видов морских биоресурсов. Интересно, что сами марикультурщики с проведением экоэкспертизы согласны.

"С одной стороны мы, марикультурщики, согласны с государством: проводить экспертизу необходимо. Технологии для выращивания применяются разные, и, действительно, они могут по-разному влиять на экосреду. Например, садковое выращивание при халатном подходе может нанести экологии вред. Что касается цен за экспертизу – в зависимости от количества привлеченных экспертов (это от 4 до 8 человек), расходы компании могут составить около 1 млн рублей. Может стоит пересмотреть финансовую нагрузку на марикультурные хозяйства?", - отметила исполнительный директор ООО "Жилсоцсервис" Мария Подкорытова.

"Помощники" браконьеров экспертизу не пройдут

Роман, участник инициативной группы "Посьет", рассказал, что действительно, проблемы у марикультурщиков возникают, но, как правило, именно в части их незаконной деятельности: "Очень много марикультурных предприятий являются фиктивными. По факту на своих участках они не разводят марикультуру, а охраняют дикую. При этом, штампуют фиктивные документы "о выпуске". Такие "хозяйства" разрешают на своих участках вести добычу браконьерам, а затем, в случае задержания последних, "отмазывают" их, предоставляя свои "честные" документы.

По заявлению экспертов, действующие компании, занимающихся реальным разведением марикультуры, можно пересчитать по пальцам. Все они крупные и на этом поприще работают много лет.

Игроки рынка рассказали, что ещё в советские времена ТИНРО разрабатывал программу развития марикультуры, но, в силу нерациональности в затратной части, предприятия отдавали предпочтение более "простому" разведению рыбы. "В деятельности разведения марикультуры имеет место сооружения, негативно влияющие на окружающую среду и экосистему. В этот вредоносный список входят: создание искусственных рифов, сбор урожая, подъем установок, подготовка дна и прочие технологии. Поэтому многие мнимые марикультурщики не хотят проходить экологическую экспертизу. Особенно такая дилемма встала с марикультурщиками, которые незаконно работают не территории ООПТ бухты залива Посьет. Они "бьют во все барабаны", потому что знают – на законных основаниях, экологическую экспертизу они не пройдут. Все это в очередной раз создаст предпосылку для взяток и коррупции. Например, у нас есть ряд псевдоученых, которые, скорее "бизнесмены", а не представители научной диаспоры. И тогда проходимцы марикультурщики смогут покупать экспертизу за копейки, используя разные мошеннические схемы", - рассказал один из источников ЕНВ.

"Проще будьте – и народ потянется"

Участники инициативной группы "Посьет", расположенной в Хасанском районе, уверены, что экологическая экспертиза – это один из обязательных пунктов в процессе производства. Данные предписания регламентируют и контролируют деятельность предприятий, в целях предотвращения негативного воздействия последних на окружающую среду региона.

По мнению заместителя председателя НО "Дальневосточный Союз предприятий марикультуры" Романа Витязева, механизм проведения государственной экологической экспертизы в отношении деятельности, связанной с осуществлением морской аквакультуры, необходимо существенно упростить. "Деятельность в области аквакультуры регламентируется Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 3 статьи 3 данного закона указывает, что правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) включает принцип осуществления аквакультуры (рыбоводства) способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам, соответственно это исключает возможность создания избыточной нагрузки на акватории и деградацию природных экосистем в районе размещения рыбоводных участков", - поясняет эксперт, добавляя, что развитие морской аквакультуры на Дальнем Востоке является в настоящее время одним из приоритетных направлений, и экологическая экспертиза, хоть и является эффективным инструментом охраны окружающей среды, не должна становиться искусственно созданным препятствием на пути реализации инвестиционных проектов.

Эксперты Дальневосточного Союза предприятий марикультуры считают целесообразным реализацию следующих направлений:

  • оценка и структурирование применяемых технологии в морской аквакультуре по степени и видам воздействия на водный объект и виды биоресурсов, находящихся в естественной среде обитания;
  • исключение необходимости проведения экологической экспертизы и разработка модели декларирования соответствия плана развития рыбоводного хозяйства требованиям экологической безопасности при применении отдельных технологий в морской аквакультуре;
  • об исключении необходимости прохождения общественных слушаний при проведении государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, связанную с осуществлением аквакультуры (рыбоводства);
  • о возможности направления документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, связанную с осуществлением аквакультуры (рыбоводства) для прохождения государственной экологической экспертизы непосредственно в территориальные органы Росприроднадзора без направления их в центральный аппарат Росприроднадзора.

Интересен собирательный комментарий от инициативной группы "Посьет":

"Странно поставлена сама суть вопроса, ведь на самом деле, деятельность, данных предприятий на территории ООПТ, уже незаконна. В совсем недавние времена, 2009 году чиновники администрации Приморского края, через аффилированных лиц, незаконно урвали несколько участков РВУ, на территории памятника природы, ООПТ. Кто помнит, это время правления Сергея Даркина, а также в последующем, после его ухода, проводившаяся декриминализация края. Бардак и вакханалия, творились во всех отраслях и направлениях, крабовые аукционы, незаконное определение долей квот, минтаевые страсти, захват земель, неудивительно, что и памятники природы, в частности "бухту залива Посьет", так называемые "ветра перемен" не обошли стороной. А ведь до этого времени, здесь такую деятельность никто не вел. Это подтвердят все старожилы Хасанского района. Да, действительно, на охраняемой территории существовало крупное предприятие, действующее ещё с советских времён, РК "Посьетская", "Кальмарный завод". О нем ещё свежи предания, как о некогда очень успешном промышленном комплексе, занимающимся, в том числе, и марикультурой. К сожалению, оно не пережило 90-е годы, и было развалено. Даже в успешные времена они учитывали все моменты и особенности разведения марикультуры. Ничего не устанавливали, и в тех местах, где сейчас имеются участки РВУ псевдомарикультурщиков, какую-либо деятельность не вели. Люди просто думали об экологии, и заботились о будущем поколении".


Наверх