58,86 ↑ 100 JPY
90,29 ↓ 10 CNY
63,95 ↓ USD
54,15 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 1 м/c
EN
20 октября
Воскресенье

Китай

Почему иностранные компании терпят неудачу в Китае?

Фото: Bloomberg
Рекламная вывеска Marks & Spencer в КНР, 2016 год

В качестве основных причин эксперты выделяют неучет психологии, денежных доходов и биометрических данных жителей КНР

Современные модные бренды, заходящие в Китай, плохо учитывают нужды китайского потребителя. В данной статье мы постараемся разобраться, почему это получается и что нужно делать тем компаниям, которые хотят зайти на внутренний рынок КНР, сообщает ЕНВ.

Объем национального рынка Поднебесной с каждый годом увеличивается, поэтому Китай давно стал целью многих мировых компаний, которые стремятся к расширению. Однако даже самые известные корпорации нередко не учитывают психологию китайского покупателя, что ведет к многочисленным убыткам.

Не так давно британская фирма Marks & Spencer объявила о своём уходе с китайского рынка. Лондонская компания попросту не смогла оценить потребности жителей страны. Автор книги "Война за китайский кошелек: прибыль от нового мирового порядка", управляющий директор China Market Research Шон Рейн рассказал гонконгскому изданию South China Morning Post, что ошибка англичан состояла в том, что фирма пыталась сделать ставку на товары для среднего класса. Marks & Spencer, по его словам, предлагала китайцам слишком серьёзный и усреднённый стиль, что не вызвало поддержку у последних.

"Несмотря на то, что уровень доходов китайского населения за последние 25 лет увеличился почти в 20 раз, КНР, все же будучи развивающийся державой, характеризуется низким составом так называемого среднего класса, – отмечает ведущий политолог Дальнего Востока Наталья Коломейцева. – Национальные планы, которые были разработаны и предложены правительством Ли Кэцяна до 2035 и 2050 годов, в качестве одной из центральных идей выдвигают увеличение "средней прослойки", посредством чего кабмин планирует сократить пропасть в доходах между самыми богатыми и самыми бедными", - напомнила политолог.

Шон Рейн отмечает, что в проведении маркетингового планирования на китайском рынке Marks & Spencer допустила ряд других ошибок. Например, компания не адаптировала линейку своей одежды под средние биометрические данные азиатов. Британский бренд также не учел того, что китайцы не любят попросту разбрасываться деньгами. У них, как правило, есть четкое понимание того, что на некоторые вещи можно потратить приличную сумму денег, а на другое – нет. Образно выражаясь, китайцы могут спокойно купить дорогую губную помаду, однако они не станут покупать дорогие пакеты для мусора. Данная специфика потребления в КНР и сыграла злую шутку с британской компанией. Их товары не являются настолько люксовыми, чтобы на них можно было так "навариваться", хотя и дешевыми их назвать нельзя.

Британский розничный портал Asos.com также столкнулся с аналогичной проблемой в Китае. В 2016 году они были вынуждены уйти с рынка Поднебесной. Фирма продавала недорогую одежду, которая не смогла конкурировать с изделиями китайских производителей. "На Западе эта компания предлагает одежду для среднего класса. Однако в Китае люди привыкли тратить на вещи меньше", - комментировал тогда уход британского портала с самого большого в мире рынка соучредитель и исполнительный директор консалтинговой компании Azoya Дон Чжао. Он добавлял, что модели их одежды также были далеки от азиатских стандартов.

Таким образом, иностранным компаниям, прежде чем, заходить на китайский рынок необходимо досконально его изучить, иначе нормального бизнеса в КНР не получится. Помимо этого, бренды должны учитывать, что в Китае немало местных производителей, которые не намерены отдавать свою часть рынка.

Впрочем, некоторым иностранным компаниям удалось удержаться в Китае, несмотря на то, что они столкнулись с серьезной конкуренцией. Директор Центра социальных инноваций "Чёрный куб" Юрий Коломейцев рассказал, что маркетинг и реклама также важны для долгосрочного успеха компаний на рынке КНР, и он считает, что многие бренды могли бы работать в этой сфере намного лучше. "При формировании рекламной кампании в Китае необходимо учитывать информационные среды, которые сложились в стране под влиянием различных ограничений, – отмечает Юрий Коломейцев. – Прежде всего, стоить отметить, что многие китайские потребители отдают предпочтение традиционным информационным источникам – газетам. Однако, не все газеты хорошо читаются в Китае. Кроме того, не каждая компания может позволить себе появиться в китайском интернете. Напомню, что в мировую сеть, в отличие от нас, рядовые китайцы без настройки VPN зайти не могут. Однако, основную долю присутствия в информпространстве КНР компании, заходящие на китайский рынок, должны обеспечивать через приложения Weibo и WeChat. Наш центр уже на протяжении нескольких лет помогает российским компаниям, как заходить на внутренний рынок Поднебесной, так и привлекать оттуда инвестиции и клиентов, поскольку без должной коммуникационной стратегии и четкого бизнес-планирования делать там попросту нечего", - пояснил эксперт.


Наверх