Ежедневные Новости
Владивостока
21 июля
Суббота

Общество

Минобрнауки России рассматривает возможность частичной замены заочного образования онлайн-курсами

Автор фото: ЕНВ
Интерактивная лекция доктора политических наук Инны Ветренко в ДВФУ, 7 декабря 2016 года

Приморские эксперты отмечают противоречивость данной инициативы

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась презентация доклада об эффективности массовых открытых онлайн-курсов. В ходе обсуждения доклада директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев сообщил, что министерство планирует решить проблему низкого уровня заочного обучения в некоторых региональных вузах через активное внедрение онлайн-обучения, сообщает ЕНВ.

Авторы доклада – проректор НИУ ВШЭ Игорь Чириков, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова и заместитель директора Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Наталья Малошонокт – представляли результаты экспериментального исследования, в рамках которого в трех российских вузах выбранные курсы инженерных образовательных программ были заменены на массовые открытые онлайн-курсы, размещенные на Национальной платформе открытого образования.

В конце обучения студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, в рамках которого измерялся уровень усвоения материала. По словам докладчиков, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) практически не влияет на образовательные результаты студентов. То есть, при грамотном использовании онлайн-курсы не уступают в качестве традиционному образованию. При этом, наибольшую эффективность показал формат смешанного обучения. Также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний в зависимости от формата обучения, но, при этом, студенты пока настороженно относятся к онлайн-формату, предпочитая ему смешанный или традиционный.

После презентации доклада состоялась дискуссия, в которой участвовали представители Минобнауки России, ректоры вузов, преподаватели, эксперты и общественные деятели. Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев подчеркнул, что государство уделяет большое внимание развитию онлайн-обучения, в частности, запустив приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в РФ". "Вы знаете, что мы создали ресурс "одного окна" – своеобразный реестр онлайн-курсов и набор необходимых сервисов. Онлайн-курсы, размещенные на этой платформе – это гарантия качества, и они могут стать частью формального образования", – напомнил Александр Соболев. – "Какие задачи мы пытаемся решить с помощью этого инструмента? Одна из них – заместить часть заочного образования в слабых вузах. Это не только проблема низкой мотивации студентов, но и недостаточность ресурсов для создания качественных образовательных программ. Один из быстрых путей решения этой проблемы: заместить часть заочного образования – не всё и не все дисциплины – на онлайн-обучение. Вторая, не менее важная задача – дать инструмент для построения индивидуальной образовательной траектории студента. Этот инструмент может и должен использоваться уже всеми, в том числе ведущими вузами".

Напомним, что в рамках реализации приоритетного проекта "СЦОС в РФ" на базе десяти ведущих университетов России созданы Региональные центры компетенций, перед которым стоит задача создания инфраструктуры онлайн-обучения в регионах страны. За три месяца 2017 года более трех с половиной тысяч педагогов из сорока субъектов РФ научились создавать и использовать в своей работе цифровые инструменты.

Кроме того, создан и проходит апробацию информационный ресурс "одного окна", обеспечивающий доступ к онлайн-курсам, созданным лучшими практиками онлайн-обучения и преподавателями ведущих вузов России. "Ресурс "одного окна" – это не просто образовательный портал, это – метаплатформа. Он объединяет множество других онлайн-платформ и информационные системы образовательных организаций и помогает им взаимодействовать между собой. Результаты изучения каждого онлайн-курса фиксируются в цифровом портфолио слушателя. Также там хранятся сертификаты, которые публикуют образовательные организации, когда студент успешно проходит обучение на онлайн-курсе. Для реализации цифрового портфолио используется блокчейн-технология. Аналогов ресурса "одного окна" нет. Его задача – обеспечить виртуальную академическую мобильность студентов в рамках Российской Федерации, чтобы студенты, не покидая свой город, могли изучать курсы различных университетов страны", – рассказывал в ходе "Зимней школы СЦОС", прошедшей в конце февраля в НИТУ МИСиС, директор Центра дистанционного обучения ИТМО Андрей Лямин.

В настоящее время правительством России принят план мероприятий по направлению "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика", где вопросам организации онлайн-обучения всех граждан страны вне зависимости от возраста уделяется большое значение. "Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху", – подчеркнул государственные приоритеты в своем недавнем послании к Федеральному Собранию президент России Владимир Путин.

В то же время, дальневосточные эксперты, мягко говоря, крайне настороженно относятся к инициативе замещения пусть и части курсов заочного образования электронными технологиями. "Как преподаватель с 16-летним стажем могу сказать, что любые дистанционные способы образования могут быть только общепознавательными и дополнительными, но никак не основными в процессе получения даже заочного высшего образования, - говорит заведующая кафедрой политологии ДВФУ, канд. полит. наук Наталья Коломейцева. – Данные курсы можно сравнить, к примеру, с просмотром научно-популярного телеканала "Наука". Ответьте себе на вопрос, насколько умнее и компетентней становится человек после просмотра передач подобной направленности?"

Наталья Коломейцева напомнила, что заочное образование в высших учебных заведениях предполагает обучение в течение шести лет. К тому же, как отмечает завкафедрой политологии ДВФУ, студенты-заочники дважды в год в течение месяца посещают установочные лекции по всем предметам, входящим в перечень дисциплин, которые они должны изучить. При этом, Коломейцева подчеркивает системность такого образования. "Низкое качество" - это лишь обоснование проекта, если в Миноборнауки действительно считают, что заочное образование характеризуется низким качеством, тогда онлайн-лекции – это вообще его отсутствие, - говорит Наталья Коломейцева. – Когда я, преподаватель, читаю установочные лекции в течение нескольких дней, я коммуницирую со своими студентами, проводя так называемый "интерактив", - пояснила она.

Эксперт считает, что в реальности данная инициатива продиктована не повышением качества образования, а освоением бюджетных средств, ведь стоимость разработки одного онлайн-курса существенно выше по сравнению с частью зарплаты преподавателя, условно выделяемой ему за ведение дисциплины в рамках установочных лекций. "Кроме того, данная инициатива противоречит "майским" указам президента страны, в которых закреплено поручение уполномоченным органам и учреждениям о повышении зарплат преподавателей, но никак не их сокращение, – подчеркивает политолог. – Введение онлайн-курсов способно навредить академической традиции высшего образования – тому элементу, благодаря которому сохраняется высокое качество высшего образования. В то же время, механизмы онлайн-курсов не всегда могут контролировать качество восприятия материала в отличие от квалифицированного преподавателя", - заключила Наталья Коломейцева. В целом, ученый не рассматривает онлайн-курсы в качестве полноценной замены традиционным формам вузовского образования, а только лишь как дополнение к ним, например, в виде факультативных занятий.


Наверх