Общество

16 марта 2018, 13:50
Интерактивная лекция доктора политических наук Инны Ветренко в ДВФУ, 7 декабря 2016 года

Минобрнауки России рассматривает возможность частичной замены заочного образования онлайн-курсами

Приморские эксперты отмечают противоречивость данной инициативы

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась презентация доклада об эффективности массовых открытых онлайн-курсов. В ходе обсуждения доклада директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев сообщил, что министерство планирует решить проблему низкого уровня заочного обучения в некоторых региональных вузах через активное внедрение онлайн-обучения, сообщает ЕНВ.

Авторы доклада – проректор НИУ ВШЭ Игорь Чириков, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова и заместитель директора Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Наталья Малошонокт – представляли результаты экспериментального исследования, в рамках которого в трех российских вузах выбранные курсы инженерных образовательных программ были заменены на массовые открытые онлайн-курсы, размещенные на Национальной платформе открытого образования.

В конце обучения студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, в рамках которого измерялся уровень усвоения материала. По словам докладчиков, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) практически не влияет на образовательные результаты студентов. То есть, при грамотном использовании онлайн-курсы не уступают в качестве традиционному образованию. При этом, наибольшую эффективность показал формат смешанного обучения. Также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний в зависимости от формата обучения, но, при этом, студенты пока настороженно относятся к онлайн-формату, предпочитая ему смешанный или традиционный.

После презентации доклада состоялась дискуссия, в которой участвовали представители Минобнауки России, ректоры вузов, преподаватели, эксперты и общественные деятели. Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев подчеркнул, что государство уделяет большое внимание развитию онлайн-обучения, в частности, запустив приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в РФ". "Вы знаете, что мы создали ресурс "одного окна" – своеобразный реестр онлайн-курсов и набор необходимых сервисов. Онлайн-курсы, размещенные на этой платформе – это гарантия качества, и они могут стать частью формального образования", – напомнил Александр Соболев. – "Какие задачи мы пытаемся решить с помощью этого инструмента? Одна из них – заместить часть заочного образования в слабых вузах. Это не только проблема низкой мотивации студентов, но и недостаточность ресурсов для создания качественных образовательных программ. Один из быстрых путей решения этой проблемы: заместить часть заочного образования – не всё и не все дисциплины – на онлайн-обучение. Вторая, не менее важная задача – дать инструмент для построения индивидуальной образовательной траектории студента. Этот инструмент может и должен использоваться уже всеми, в том числе ведущими вузами".

Напомним, что в рамках реализации приоритетного проекта "СЦОС в РФ" на базе десяти ведущих университетов России созданы Региональные центры компетенций, перед которым стоит задача создания инфраструктуры онлайн-обучения в регионах страны. За три месяца 2017 года более трех с половиной тысяч педагогов из сорока субъектов РФ научились создавать и использовать в своей работе цифровые инструменты.

Кроме того, создан и проходит апробацию информационный ресурс "одного окна", обеспечивающий доступ к онлайн-курсам, созданным лучшими практиками онлайн-обучения и преподавателями ведущих вузов России. "Ресурс "одного окна" – это не просто образовательный портал, это – метаплатформа. Он объединяет множество других онлайн-платформ и информационные системы образовательных организаций и помогает им взаимодействовать между собой. Результаты изучения каждого онлайн-курса фиксируются в цифровом портфолио слушателя. Также там хранятся сертификаты, которые публикуют образовательные организации, когда студент успешно проходит обучение на онлайн-курсе. Для реализации цифрового портфолио используется блокчейн-технология. Аналогов ресурса "одного окна" нет. Его задача – обеспечить виртуальную академическую мобильность студентов в рамках Российской Федерации, чтобы студенты, не покидая свой город, могли изучать курсы различных университетов страны", – рассказывал в ходе "Зимней школы СЦОС", прошедшей в конце февраля в НИТУ МИСиС, директор Центра дистанционного обучения ИТМО Андрей Лямин.

В настоящее время правительством России принят план мероприятий по направлению "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика", где вопросам организации онлайн-обучения всех граждан страны вне зависимости от возраста уделяется большое значение. "Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху", – подчеркнул государственные приоритеты в своем недавнем послании к Федеральному Собранию президент России Владимир Путин.

В то же время, дальневосточные эксперты, мягко говоря, крайне настороженно относятся к инициативе замещения пусть и части курсов заочного образования электронными технологиями. "Как преподаватель с 16-летним стажем могу сказать, что любые дистанционные способы образования могут быть только общепознавательными и дополнительными, но никак не основными в процессе получения даже заочного высшего образования, - говорит заведующая кафедрой политологии ДВФУ, канд. полит. наук Наталья Коломейцева. – Данные курсы можно сравнить, к примеру, с просмотром научно-популярного телеканала "Наука". Ответьте себе на вопрос, насколько умнее и компетентней становится человек после просмотра передач подобной направленности?"

Наталья Коломейцева напомнила, что заочное образование в высших учебных заведениях предполагает обучение в течение шести лет. К тому же, как отмечает завкафедрой политологии ДВФУ, студенты-заочники дважды в год в течение месяца посещают установочные лекции по всем предметам, входящим в перечень дисциплин, которые они должны изучить. При этом, Коломейцева подчеркивает системность такого образования. "Низкое качество" - это лишь обоснование проекта, если в Миноборнауки действительно считают, что заочное образование характеризуется низким качеством, тогда онлайн-лекции – это вообще его отсутствие, - говорит Наталья Коломейцева. – Когда я, преподаватель, читаю установочные лекции в течение нескольких дней, я коммуницирую со своими студентами, проводя так называемый "интерактив", - пояснила она.

Эксперт считает, что в реальности данная инициатива продиктована не повышением качества образования, а освоением бюджетных средств, ведь стоимость разработки одного онлайн-курса существенно выше по сравнению с частью зарплаты преподавателя, условно выделяемой ему за ведение дисциплины в рамках установочных лекций. "Кроме того, данная инициатива противоречит "майским" указам президента страны, в которых закреплено поручение уполномоченным органам и учреждениям о повышении зарплат преподавателей, но никак не их сокращение, – подчеркивает политолог. – Введение онлайн-курсов способно навредить академической традиции высшего образования – тому элементу, благодаря которому сохраняется высокое качество высшего образования. В то же время, механизмы онлайн-курсов не всегда могут контролировать качество восприятия материала в отличие от квалифицированного преподавателя", - заключила Наталья Коломейцева. В целом, ученый не рассматривает онлайн-курсы в качестве полноценной замены традиционным формам вузовского образования, а только лишь как дополнение к ним, например, в виде факультативных занятий.

Метки: ВУЗы, ДВФУ, инициатива, Коломейцева, Минобрнауки, онлайн-курсы, Соболев

Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
 

Другие новости рубрики

СМИ узнали настоящую причину блокировки TelegramСМИ узнали настоящую причину блокировки Telegram
вчера, 20:30
Согласно новой версии, ФСБ решила блокировать мессенджер из-за планов Дурова создать криптовалюту
В Приморье началось двустороннее тактическое учение сил ТОФВ Приморье началось двустороннее тактическое учение сил ТОФ
вчера, 16:30
30 боевых кораблей и вспомогательных судов принимают участие в учении
Авиасообщение между РФ и США может прекратиться из-за отказа в визах пилотам "Аэрофлота"Авиасообщение между РФ и США может прекратиться из-за отказа в визах пилотам "Аэрофлота"
вчера, 15:20
Сечас только "Аэрофлот"выполняет регулярные прямые рейсы из Москвы в США

Последние новости

Ситуация с угольной пылью в Находке накаляетсяСитуация с угольной пылью в Находке накаляется
сегодня, 01:00
Жители города собираются выйти на антиугольный митинг с требованием отставки врио губернатора Тарасенко
Основные способы начать использовать криптовалютуОсновные способы начать использовать криптовалюту
вчера, 18:00
Так можно уменьшить риск потери вашими деньгами
В сфере транспортной логистики вскоре произойдет блокчейн-революцияВ сфере транспортной логистики вскоре произойдет блокчейн-революция
вчера, 17:10
На смену бумажному документообороту в отрасли должна прийти единая электронная система

От первого лица

Самые популярные

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки