58,33 ↓ 100 JPY
93,32 ↑ 10 CNY
64,42 ↓ USD
54,13 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
EN
23 мая
Четверг

Общество

Карать нельзя помочь

Каждый месяц только во Владивостоке ГАИ выявляет около 500 водителей, нарушивших правила пересечения железнодорожного переезда. Все ли они заведомо едут на запрещающий знак светофора, зная, что за это запросто можно лишиться прав?

Юлия Щетинюк
Я переезжала железнодорожный переезд на ул. Шепеткова (больше известный как Луговской) каждый день в течение полутора лет. Это один из самых коротких путей от дома до редакции, правда, в большинстве случаев с утра здесь настоящий затор: непосредственно на переезде сливаются в единый поток машины, идущие со стороны Спиридонова, Шепеткова и Приходько.

Не умеете ездить, ходите пешком

В тот злополучный день я, как обычно, медленно двигалась в пробке, зажатая со всех сторон товарищами по несчастью, по направлению к спасительному съезду на кольцо Луговой. Шлагбаум начал медленно закрываться именно в тот момент, когда я с ним поравнялась. Сдать назад возможности не было: машины за мной шли вплотную. Двигаться в пробке вперед? Во-первых, ситуация непредсказуема и я могла попросту встать на рельсах, а во-вторых, несколько месяцев назад без всякой пробки мой муж за такой маневр лишился прав на время судебных разбирательств.
Знаю, что по правилам остановка на переезде категорически запрещена. Но единственным выходом в той ситуации было просто оставаться на месте - шлагбаум опустился на багажник. Видимо, таким же образом решили еще два водителя, которые выстроились слева. Однако, когда путь был открыт, инспекторы остановили лишь меня. Разговор инспектора ДПС Данилова С.В. был короткий: "Вы должны были закончить маневр, ваше дело направляется на административную комиссию".
Комиссия в ОГИБДД по Ленинскому району была назначена на следующую неделю. После получаса стояния в коридоре, заходим "на ковер" вместе с мужем. Его тут же попросили подождать в коридоре. Он настаивал, так как заплатил штраф за то, что сделал так, как посоветовали мне инспекторы. "Значит, у вас была другая ситуация", - констатировали члены комиссии.
- Согласна, что в пробке должна была остановиться у стоп-линии, но в реальных дорожных условиях здесь это практически невозможно! Даже если бы я остановилась, меня бы попросту, матеря с ног до головы, объезжали коллеги-водители, и я бы стояла на месте до обеда, - я все еще пыталась найти у комиссии хоть каплю понимания к ситуации, в которой оказалась.
- Я вам еще раз повторяю - вы должны были остановиться перед переездом. А не умеете ездить - ищите объездные пути или ходите пешком, - отрезал майор милиции Герасимов.
Для меня, как для новичка в этом деле, так и осталось загадкой, зачем все-таки я ходила на эту комиссию. По опыту знакомых, отправят в суд, даже если покаешься. Один мой друг на комиссию не ходит принципиально, просто ждет повестки.
Затем был суд, который признал меня виновной и наказал штрафом в 500 рублей. Перед залом заседаний таких, как я, было еще несколько человек, в основном мужчины. Они настаивали, что их взяли за то, что они закончили маневр. А одна женщина утверждала, что светофор перед переездом без шлагбаума, через который она проехала, попросту не работал. Инспекторы стояли на другой стороне, где все было в исправности. Через десять дней я опять пошла в суд: сорок минут ушло на то, чтобы забрать копию его постановления. После суда я еще дважды стояла в очереди, сначала в сберкассу, затем - чтобы, наконец, показать квитанцию и забрать свое водительское удостоверение.
Справка "Н"
За нарушение правил движения через железнодорожный переезд предусмотрена ответственность согласно ст. 12.10 КОАП. Если правонарушение совершается впервые, водитель, в зависимости от обстоятельств нарушения, либо лишается прав, либо отделывается штрафом в 500 рублей. Если в течение года правонарушение повторяется, следует лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев. Среди новичков, как правило, водительских удостоверений лишаются в 30% случаев. Для "рецидивистов" иной санкции, как лишение, не предусмотрено.

Мы не обязаны раскрывать свои секреты
- Последнее время, чтобы не возникали споры в части пересечения железнодорожных переездов, наши инспекторы оснащены средствами фиксации нарушения. То есть видеокамерами. Это новшество мы ввели исключительно для себя, дабы оградить инспекторов ДПС от граждан, которые засыпают нас жалобами.
Водители о видеокамере могут не знать - мы не обязаны раскрывать секреты своей работы. Но зачастую только с помощью видеозаписи нам удается доказать свою правоту. В результате за последнее время при рассмотрении подобных материалов в судах все действия наших инспекторов были признаны правомерными, - рассказал старший государственный инспектор по исполнению административного законодательства ГАИ г. Владивостока Михаил Кузьмин.
Иными словами, запись предназначена исключительно для служебного пользования. Интересно, будут ли инспекторы демонстрировать ее во время разбирательств, если (о чудо?) прав водитель?
Только в 2007 году сотрудники ГАИ во Владивостоке выявили 5 959 водителей, нарушивших правила движения через железнодорожные пути. Больше всего нарушителей на переездах по ул. Шепеткова, а также на Луговой - перед въездом на территорию Дальзавода.
Михаил Кузьмин еще раз напомнил, что заезжая на переезд, водитель должен убедиться, что впереди нет скопления транспорта. Если образовался затор, он обязан остановиться. В случае если переезд не оборудован шлагбаумом - не менее чем за 5 метров до него.
Если звуковая и световая сигнализация сработала уже после того, как водитель заехал на переезд, он обязан закончить маневр.
Не спорю, злостные нарушители этих правил заслуживают самого строгого наказания. Лично неоднократно наблюдала, как под уже закрывшийся шлагбаум внаглую проезжают вереницы машин.
Но как быть с теми, кто оказался в заложниках ситуации? Получается, штрафовать надо всех без исключения двигающихся в пробке? Не остановился перед стоп-линией - нарушил. Каждый второй мой знакомый хоть раз да попался на этом злополучном участке. Понятно, что на месте доказать что-либо невозможно. Складывается впечатление, что ГИБДД попросту выполняет здесь план по привлечениям и штрафам...
Выявлять и пресекать!
- Специфика обязанностей, возложенных на инспекторов ГИБДД: выявлять и пресекать административные правонарушения! - настаивает старший государственный инспектор по исполнению административного законодательства Михаил Кузьмин.
- А как же предупреждать, то есть помогать участникам дорожного движения? - не унималась я...
- Да, инспекторы могут принять меры предупреждения, но когда десять человек проезжает под шлагбаум, им просто некогда это делать: надо протоколы выписывать.
- А может быть, инспекторам не сидеть в теплой машине и не ждать, пока очередная мышка поймается в мышеловке, а регулировать поток, постепенно пропуская машины, дабы они не скапливались на переезде...
- Я не считаю, что на этом участке сложное движение. Многое зависит от взаимоуважения водителей. В большей степени предпосылки нарушений ПДД создают они сами, пренебрегая элементарными правилами, либо по невнимательности. Почему большое количество правонарушений на переезде в районе Постышева? Из-за простого несоблюдения скоростного режима и дистанции.
Конечно, можно было бы профилактировать нарушения ПДД, но нас по нормам на данный момент должно быть 2 500 человек только на Владивосток. В действительности же - в пять раз меньше. Я попросту не в состоянии выставить инспектора на каждый переезд!
Хочу отметить, что у инспектора нет специальной задачи привлечь на этом участке, допустим, 15-20 нарушителей ПДД. Я не буду раскрывать все секреты нашей работы - почему и когда именно на место подъезжает патрульная машина.
- Есть ли шансы доказать свою правоту?
- Если вы не согласны с действиями инспектора, у вас есть законное право обжаловать его действия жалобой на имя его вышестоящего начальства. Вы также вправе вписать в протокол свидетелей, указанных в вашем объяснении, которых обязаны вызвать в суд и опросить с целью выяснения всех обстоятельств дела.
Но за всю мою практику я не помню случая, когда бы в суде отменили решение именно по железнодорожному переезду.
P.S. В общей сложности мои мытарства с правами длились два месяца. Что-то кому-то доказывать больше не хочется. Сейчас боюсь своего переезда как огня. Ходить полгода пешком желания нет. А как рассказали в приватной беседе сами же сотрудники ГИБДД, единственный способ не нарушать на переезде ПДД в то время, когда начинает закрываться шлагбаум, - объезжать его стороной.
Комментарий юриста
- По ситуации, произошедшей с журналистом нашей газеты, складывается впечатление, что сотрудники ГИБДД очень избирательно пользуются своими правами, - рассуждает юрист Галина Антонец. - Так, согласно Положению о ГИБДД МВД, в функции госинспекции входят в том числе и "обязанности по изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов... а самое главное - выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений ПДД, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению".
Удивительное совпадение: инспекторы всегда появляются за переездом в то время, когда шлагбаум опускается! Возникает резонный вопрос: если им известно о времени прохождения поезда, то почему бы, вместо того чтобы устраивать засады, предпринять действия, действительно направленные на обеспечение безопасности движения, или ждем пока поезд переедет машину?
На Луговском переезде каждое утро несколько лет возникает одна и та же ситуация. Удивительна позиция судов, которые с завидной регулярностью штрафуют и лишают прав нарушителей за одни и те же переезды, но почему-то нам неизвестно ни одного случая, когда суд бы вынес представление, в том числе руководству ГИБДД, и потребовал принять меры по устранению причин и условий, способствующих столь массовому нарушению ПДД.
Хотелось бы дать общие советы всем, кому "посчастливилось" встретиться с сотрудниками ГИБДД. Первое и самое главное: внимательно читайте протокол и особенно те строчки, напротив которых вы ставите свою подпись! Ведь, расписываясь, вы подтверждаете, что не оспариваете событие административного правонарушения (то есть согласны с тем, что вам вменяется в вину).
Второе: Сотрудники ГИБДД при составлении протокола обязаны вам сообщить ваши права и обязанности как лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Потребуйте разъяснения ваших прав, может, если милиционеры перестанут шлепать протоколы как горячие пирожки, то количество привлекаемых к ответственности уменьшится.

Поделиться:

Наверх