Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Общество

На арене наездники-акробаты и дрессированные медведи

Во Владивостоке гастролирует Московский цирк Запашного

Сергей Норов
Цирковая программа порадовала владивостокцев разнообразием номеров конного жанра. Смелые жокеи-наездники продемонстрировали высший пилотаж школы верховой езды. Иначе и быть не могло, ведь режиссером и постановщиком трюков является заслуженная артистка России Наталья Александрова-Серж.
Сегодня эту знаменитую дрессировщицу по праву называют последней из могикан в таком традиционном цирковом жанре, как жокеи-наездники. Наталья - продолжательница известной в России цирковой династии. Основателем конно-акробатического ансамбля "Жокеи-наездники", ставшего одним из крупнейших групповых номеров советского цирка, был ее отец Александр Сергеевич Александров-Серж. Работе на манеже он посвятил почти 70 лет. Он вырос в семье потомственных артистов цирка - на арене работали его дед, отец, мать и братья.
- После войны, в 1945 году, мой отец организовал при Ивановском цирке первую в мире конно-акробатическую студию, - рассказывает кор. "Н" Наталья Александрова-Серж. - С тех пор прошло немало лет, но и по сей день мы стараемся сохранить нашу династическую марку "Александровы-Серж". Не хотелось хвастаться, но сегодня я являюсь единственной в истории цирка женщиной, руководящей группой жокеев-наездников. К сожалению, номеров подобного жанра осталось очень немного как в российском, так и в мировом цирке.
Наталья Александрова-Серж на арену цирка впервые вышла девятилетней девчонкой. Первое свое выступление, которое состоялось в 1964 году в Красноярском цирке, помнит, словно это было вчера. Своей труппой она руководит с 1976 года. За это время воспитала более 70 талантливых наездников, мастерством которых восхищались зрители российских городов и многих зарубежных стран.
- Жокейская работа подразумевает целый набор разнообразных навыков наездника и конного акробата, включая сложный трюк - так называемый жокейский прыжок. Чтобы всем этим овладеть, требуется не один год упорной, тяжелой работы, артистов надо готовить с детства. В свою труппу я обычно принимаю детей с десяти лет. Зато освоившему жокейскую работу артисту подвластны многие жанры циркового искусства - ведь он и наездник, и акробат, и эквилибрист, - делится секретами мастерства Наталья Александрова-Серж.
Во все времена существования ансамбля его "фирменным" отличием было то, что зрители могли видеть на манеже шестерку лошадей одной породы и, как правило, серой масти. К сожалению, сегодня такое практически невозможно, поскольку российские конезаводы испытывают большие экономические трудности, да и у Росгосцирка нет средств на приобретение.
- Выбора хорошей породы очень мало, - сетует дрессировщица, - если лошадь серой масти, то обязательно с плохим экстерьером, если хороший экстерьер, то обязательно масть какая-то непонятная. Есть, конечно, на конезаводах элитные лошади, но Росгосцирк просто не может себе этого позволить, поскольку хорошая лошадь стоит столько же, сколько престижный импортный автомобиль. Так что мои сегодняшние четвероногие партнеры представляют весьма разнородный состав - владимирской, тракенской пород. А еще у нас есть два першерона, которых закупили во Франции, - с гордостью рассказывает Наталья Александрова-Серж.
Жанр жокеев предусматривает умеренную скорость бега лошади. У Натальи Серж все наоборот. Главное - темп, и чем стремительнее бег лошадей, тем сложнее исполнение трюков, таких как сальто-мортале, фляки, курбеты на лошади, двойные и тройные прыжки, сальто-мортале с одной лошади на другую. Безусловно, все они вызывают восхищение публики, но чреваты большим риском для артистов.
- Как бы хорошо ни была подготовлена лошадь, в работе с ней никогда нельзя достигнуть абсолютной точности. Лошадь может неожиданно поменять ритм. Для зрителей это почти незаметно. А наездник, стоящий на спине лошади, должен почувствовать это мгновенно и сгруппироваться, чтобы не упасть. В отличие от исполнителей других акробатических жанров, у жокеев не используются пассировочные средства. Артисты совершают сложные прыжки со скачущей во весь опор лошади не на смягчающий удар мат, а практически на бетонный пол.
Если жокей не чувствует лошадь, а лошадь - его, то трюка просто не получится - это одна из первейших основ, которую с самого начала внушает своим ученикам Наталья Александрова-Серж. Усвоив уроки наставницы, каждый ее подопечный не только виртуозно пользуется своим исполнительским мастерством акробата, но и ни на секунду не упускает из виду бегущую под ним лошадь, чувствуя наперед, что она может сделать в следующий момент.
- Разница между ростом и весом жокея должна быть не менее десяти - например, если рост акробата 173 сантиметра, то, соответственно его вес должен составлять 63 килограмма. И выходить за эти рамки артисту недопустимо. Кстати, наши артисты самые молодые из всех цирковых - они приходят работать в десять лет, а пенсионерами становятся в 25 лет, - продолжает беседу дрессировщица.
За те несколько минут, что длится номер, на манеже вихрем следует целая серия эффектных трюков: прыжок (курс) четырех человек на идущую карьером лошадь, арабское сальто-мортале, прыжки с манежа на спину скачущей лошади. А еще - вертушки около крупа бегущей лошади, задние кульбиты, прыжки в седло, флик-фляки в темп. Впереди у артистов - подготовка новых, еще не исполняемых трюков, а у зрителей - новые встречи с оригинальным и захватывающим номером "Жокеи-наездники", руководитель которой достойно продолжает артистическую эстафету цирковой династии Александровых-Серж.
Новая программа московского цирка также порадовала зрителей выступлением дрессированных гусей и чудных косолапых мишек. У дрессировщицы Надежды Такшантовой двое любимцев - это восемнадцатилетние мишки Яша и Даша.
- Они у меня братик с сестренкой, - улыбается Надежда,- их подобрали охотники в лесу Кемеровской области. Они были совсем крохами - всего один месяц. Забрала их в Москву и кормила из соски по шесть раз в день. Несмотря на то что им сейчас по восемнадцать лет, для медведей это средний возраст, а потому они и ведут себя порой как малые дети. Яша - самый крупный по росту и весу медведь в российском цирке. Шалит так, что иногда клетку переворачивает. А Даша - артистка, известная на всю Москву. Она здоровалась за руку почти со всеми президентами мира, кроме Путина. Дарила цветы Ростроповичу на Красной площади. Очень дружелюбная и ласковая девочка. Эти мишки за восемнадцать лет стали мне как дети. Когда я их бужу на работу, то так и называю: "Сынулечка, доченька, просыпайтесь... "


Наверх