58,57 ↓ 100 JPY
91,45 ↓ 10 CNY
62,91 ↓ USD
54,38 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 6 м/c
EN
25 июня
Вторник

Общество

Воскрешение таланта

Приморская краевая картинная галерея искупила свою давнюю вину перед художником Юрием Собченко посмертно...

Сергей Норов
Персональная выставка этого талантливого приморского живописца, открывшаяся в небольшом филиале галереи на Партизанском проспекте, 12, дала много поводов для пересудов в среде приморских ценителей искусства. Во-первых, работы Юрия Собченко при его жизни никогда так массово не экспонировались, а во-вторых, сенсацией явилось то, что дочь художника Елена Юрьевна Шведова и его внучка Наталья Шведова принесли в дар галерее ни много ни мало - более 1 000 его полотен! На церемонии открытия выставки наследницы охотно поделились своими чувствами с корреспондентом "Н".
- При жизни отец никогда не продавал своих работ, он писал их для себя, - поведала Елена Шведова, служащая начальником отдела метеорологии Приморскгидромета, - некоторые картины нам удалось продать, но самые любимые - натюрморты с цветами и портреты родителей - мы оставили в доме. Тысячу отцовских работ мы передали в дар галерее - во-первых, для того, чтобы они навсегда остались во Владивостоке и память об отце не умирала, а во-вторых, нам просто их негде было хранить. Отец был против полной распродажи своих картин, и таким образом мы выполнили его волю.
Как все-таки странно устроена жизнь... Юрий Собченко изучал и прививал модернизм на приморской почве в те годы, когда увидеть такие произведения, прочитать о них и их авторах профессиональные искусствоведческие материалы было практически невозможно. Где он черпал информацию, для искусствоведов до сих пор остается загадкой. К тому же вещи, написанные в модернистской манере, в те годы просто были обречены на прозябание в мастерской. Показать их на выставке, а уж тем более на крупной, получить заказ, а значит, и деньги на продолжение работы - об этом и мечтать не приходилось!
И при таком раскладе год за годом продолжать работать в стиле, не признаваемом и гонимом художественным истеблишментом - что это было? Упрямство? Безумие? Или все же следование своему призванию?
- Безусловно последнее, - делится с "Н" заместитель директора Приморской краевой картинной галереи по просветительской работе Наталья Левданская. - При жизни Юрия Валентиновича у нас были сложные отношения. Он в большей степени представлял андеграунд. Многие упрекали его за то, что он был апологетом французского импрессионизма и не писал героев нашего времени. На первой выставке местного андеграунда в 1991 году его работы тоже были представлены, но наша галерея их не закупила. В то время я была ее директором, и меня, честно говоря, потом мучила совесть.
Долгие годы мы вообще не общались с Юрием Валентиновичем, а в 2000 году я помирилась с ним на выставке в галерее "Арка", где он представил свой проект, посвященный 55-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Тогда мне довелось побывать в его мастерской и о многом с ним поговорить. А главное - понять, как глубок и интересен этот человек, почему, несмотря на отсутствие званий и регалий, так высок его неформальный авторитет среди приморских художников. Сегодняшней выставкой мы хотим искупить вину перед мастером.
Всего на выставке представлено 27 работ Юрия Собченко, помимо его знаменитого полотна "Сидими", приобретенного галереей в 2005 году. Этот гигантский (170 х 195 см) пейзаж в стиле импрессионизма, выполненный маслом, напоминает незамысловатый детский рисунок: домик барачного типа, маяк и три кораблика утопают в бесконечном пространстве бирюзового моря.
- Для выставки мы отсмотрели 150 работ Юрия Собченко, подаренных галерее его наследниками, но выбрали только эти, - рассказывает Наталья Левданская, - нам хотелось представить все жанры, в которых он работал: это натюрморт, пейзаж, портрет и даже интерьер. Если посмотреть на эти картины, то можно подумать, что все они выполнены разными художниками, настолько они различаются в жанровом направлении, но в этом и заключается многогранность таланта.
"Автопортрет", отобранный организаторами выставки для презентации автора, выполнен в коричнево-охристой гамме, отличается определенной строгостью и толерантностью. Форма лепится множеством разнонаправленных энергичных мазков, порой контрастных цветов. Неглубокое пространство картины светлых тонов создает спокойный фон, подчеркивающий экспрессию портретного образа. Еще более он экспрессивен по цветовому решению: белая с голубизной рубашка, черный с зелеными рефлексами пиджак, красный галстук, смуглое спокойное лицо с темными глазами и ярким ртом, красный с черным фон - автор смело сталкивает контрастирующие цвета, не пытаясь привести их к общему знаменателю.
В портрете "Девочка в красном свитере" чувствуется влияние манеры Анри Матисса, однако автор выбирает этот язык, исходя из свойств модели, из своего отношения к ней, а не от желания следовать за великим предшественником. Этот портрет выглядит нарочито недописанным. Нейтральный белый фон, усложненный рефлексами голубого и серого цветов, условное изображение разбросанных тут и там цветков и игрушки, сделанные будто детской рукой. Все это, кажется, сделано не случайно, а с точно поставленной целью достичь впечатления нежного, хрупкого образа.
Еще более яркую палитру творческих возможностей и таланта Юрия Собченко раскрывают пред зрителем представленные на выставке пейзажи. Здесь соседствуют и вполне реалистический этюд "Зимний день", и величественная "Тишина, и полный живого впечатления игры солнца и ветра, истинно приморский "Пляж", и невольно отсылающий зрителя к творчеству Поля Сезанна "Темный лес".
Интерьер и натюрморты также дают повод для размышлений о творчестве мастера, жившего и работавшего рядом с нами. Он сумел найти свой путь в искусстве и воспитал немало настоящих художников следующего поколения.

Поделиться:

Наверх