58,14 ↓ 100 JPY
91,49 ↑ 10 CNY
62,95 ↑ USD
53,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 4 м/c
EN
18 июля
Четверг

Общество

Южнокорейская "Гидеон Систек" может заменить Приморскую систему оплаты "Мой Дельфин"

Фото: vlc.ru
Юнокорейская "Гидеон Систек" может заменить Приморскую систему оплаты "Мой Дельфин"

Полностью исключить из системы финансовых расчетов водителей – одна из главных задач нововведения

В конце сентября Корпорация развития Дальнего Востока объявила о поступлении первых заявок на размещение проектов в ТОРах и Свободном порте от компаний, представляющих интересы южнокорейских инвесторов. В общей сложности были анонсированы три проекта на сумму 2,6 миллиарда рублей. Наиболее крупный проект в финансовом выражении – 1,8 миллиарда рублей инвестиций – заявлен в Свободный порт Владивосток. В рамках проекта южнокорейская компания "Гидеон Систек" совместно с российской "Городской транспортной компанией" планирует реализовать программу по внедрению электронной оплаты услуг на городском транспорте, сообщает ЕНВ со ссылкой на EastRussia.

Несмотря на то, что инвесторы только сейчас приняли решение обратиться в Корпорацию развития Дальнего Востока за получением статуса резидента Свободного порта и всех причитающихся льгот, сам проект не новый. Так, программа в области транспорта и предоставления услуг электронных расчетов, разработанная российскими партнерами на базе технологических разработок в области электронных платежей южнокорейской фирмы, была запущена совместно с городской администрацией Владивостока в пилотном режиме еще в августе прошлого года. Программа рассчитана на 10 лет и включает в себя внедрение и развитие в Приморье универсальной единой пластиковой расчетной электронной системы. Первый этап в ее реализации – это оснащение городского и краевого транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев и фуникулера) – специализированным автоматизированным устройством, позволяющим осуществлять плату за проезд в общественном транспорте без физического участия водителей или обслуживающего персонала. Устройство – так называемый кэш-бокс – это автоматический терминал, способный принимать у пассажиров монеты, купюры, снимать деньги с контактной пластиковой карты. Автомат умеет выдавать сдачу, а гибко настраиваемая программная инфраструктура позволяет автоматизировать бухгалтерию и отчетность. Кроме того, система оснащена всевозможными датчиками времени и пространства, камерами видеофиксации и протоколом онлайн-передачи данных на центральный сервер.

Генеральный директор компании "Гидеон Систек" Чой Джи Ён поделился с EastRussia опытом внедрения современной системы оплаты в общественном транспорте в Республике Корея. По его словам, кэш-боксы, через которые осуществляется оплата за проезд, уже более 10 лет используются в общественном транспорте большинства крупных южнокорейских городов, упрощая жизнь многим и многим тысячам пассажиров ежедневно. Это облегчает не только работу водителям или операторам транспортных средств, но и значительно снижает фактор возникновения аварийных ситуаций на дороге и даже преступности. Ведь не секрет, что водители общественного транспорта в России обыкновенно самостоятельно осуществляют расчеты, становясь, порой, жертвами мошенников или преступников.

К тому же, – уверен г-н Чой Джи Ён, – работа кэш-боксов делает прозрачной финансовую составляющую транспортного бизнеса, что должно быть выгодно владельцу: избавление от серых схем и уход от наличного расчета позволяет предприятию более свободно пользоваться банковскими финансовыми и лизинговыми инструментами. Для Южной Кореи это – пройденный этап. Транспортный пассажирский парк страны сегодня на 90% состоит из современных автобусов, соответствующих высочайшим экологическим стандартам, комфортабельных, надежных и приятных для самих пассажиров. Конечно, такой уровень обеспечивается не без государственной поддержки. Но роль автоматизации платежей в этом нельзя недооценивать.

Полностью исключить из системы финансовых расчетов водителей – одна из главных задач нововведения на этом этапе. Поэтому в городском предприятии общественного автотранспорта призывают пассажиров к сознательности: даже если водитель предлагает передать за проезд по старинке, из рук в руки, стоит использовать кэш-бокс.

"Нам как дирекции автобусного предприятия это новшество дает, в первую очередь, прозрачность движения денежных средств. С кэш-боксом водитель совсем не имеет доступа к деньгам. На сегодняшний день выручка с каждого автобуса, работающего в режиме эксперимента, увеличилась до пяти тысяч, – комментирует директор ВПОПАТ-1 Андрей Пилипчук. – Для администрации это дает прозрачность пассажиропотока. Появляются новые районы, люди переезжают с места на место, центр становится офисным — туда ездят на работу, меняется схема движения. Надо видеть, где сколько пассажиров, когда они пользуются общественным транспортом, чтобы можно было, например, добавлять автобусы на маршрут. Кроме того, с увеличением прибыли больше налогов поступит в казну муниципалитета".

Второй этап реализации программы, по словам Дмитрия Гриценко – генерального директора ООО "Городская транспортная компания", российского партнера южнокорейских бизнесменов, – заключается во внедрении единой пластиковой платежной карты и ее интегрировании с банковскими международными системами Visa, MasterCard и российской "Мир". Это позволит расширить и возможности самой карты. По мере развития картой можно будет рассчитываться не только в транспорте, но и в магазинах, оплачивать услуги в различных сферах. Такая система, например, успешно реализована в Гонконге, где у местного населения популярностью пользуется карта OCTOPUS: ее принимают практически везде: при оплате счета в кафе или ресторане, в магазине, в любом виде общественного городского транспорта, за исключением, пожалуй, такси. Корейский инвестор во Владивостоке тоже мыслит масштабно – через приморскую столицу бизнесмены хотят выйти на транспортные рынки других городов России, следующим городом называется Хабаровск.

Понятно, что успех предприятия во многом зависит от удобств, которые система предлагает пассажирам, и от уровня проникновения новой технологии на рынок перевозок. Собственно, бизнес-план, предоставленный для рассмотрения заявки в Сводобный порт Владивосток, предусматривает в общей сложности инвестиции в размере 1,8 млрд рублей. Такие немаленькие суммы пойдут на оборудование, программное обеспечение, обслуживание и прочую инфраструктуру. В начале октября начнется подготовка монтажа технологического оборудования, и уже к началу следующего года все городские автобусы – порядка 600 единиц техники – будут оснащены кэш-боксами.

Инвестор пока не раскрывает детали возврата инвестиций – в какие сроки и каким именно образом будут возвращаться вложенные средства – в виде доли с транзакций, платы за обслуживание с перевозчика или других инструментов. В то же время инвестор уже на первом этапе гарантирует операторам увеличение прибыльности от перевозок на 35%. Также в настоящее время активно ведутся переговоры с тремя крупными российскими банками, которые могут частично взять на себя финансовую инфраструктуру системы, выступив партнерами.

Сегодня звезды складываются явно в пользу "Гидеон Систек": компания, представляющая корейский капитал, да еще и зашедшая в систему государственной поддержки инвестиций на Дальнем Востоке сразу после знакового приезда южнокорейского лидера на Восточный экономический форум, – наверняка может рассчитывать на режим административного благоприятствования. Помогут ли льготы, положенные резиденту Свободного порта, реализовать проект корейскому инвестору – будет понятно, вероятно, уже в следующем году. А может и раньше – когда окончательно станет понятна судьба конкурирующей системы безналичной оплаты транспорта – проекта банка "Приморья" под названием "Мой Дельфин".

Так, система оплаты "Мой Дельфин" была инициирована в 2012 году. Терминалами оплаты под специальную пластиковую карту уже тогда было оснащено более 99,8% автобусного парка Владивостока. Система оплаты продолжает действовать по сей день, несмотря на то, что в интернете регулярно появляются мнения о ее уходе с рынка. По словам представителя Банка "Приморье" Евгении Сологуб: "Банк продолжает обслуживание ранее выпущенных карт "Мой Дельфин" и инфраструктуры их приема. Проект "Мой Дельфин" с самого начала был ориентирован, главным образом, на оплату проезда в общественном транспорте. Но, к сожалению, пришлось столкнуться с техническими ограничениями: "подводит" связь, необходимая для совершения платежей. Несмотря на это, многие клиенты Банка продолжают использовать карты "Мой Дельфин" для оплаты за проезд, отмечая удобство такого средства платежа".

По данным EastRussia, в целом система оплаты "Мой Дельфин" справлялась с нагрузкой, хотя в процессе и возникали различные сюжеты, в том числе и мошеннические. Так, например, жива история о том, как смекалистые водители додумались вынимать чековую ленту из терминала и требовать от пассажиров прикладывать карту несколько раз подряд, якобы из-за плохой связи, а на деле добиваясь многократных списаний. Как будут сосуществовать или взаимодействовать обе эти системы – "Мой Дельфин" и "Гидеон Систек" – учитывая, что каждая из них использует свои терминалы оплаты – пока не понятно. Ни в банке, ни в компании инвестора нового платежного проекта EastRussia не удалось получить четкого ответа.


Наверх