57,03 ↑ 100 JPY
94,94 ↓ 10 CNY
63,79 ↑ USD
55,84 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 4 м/c
EN
24 апреля
Среда

Экономика

Цена на рыбу в России – вопрос престижа

Фото: ЕНВ
Цена на рыбу в России – вопрос престижа

В России перестанет дорожать рыба и продукция из нее

Предприятий, которые выпускают рыбную продукцию глубокой переработки, в России осталось немного, поэтому власти сегодня всячески приветствуют открытие новых рыбоперерабатывающих комплексов. Как пишет "Российская газета", в Росрыболовстве намерены остановить необоснованный рост цен на российскую рыбу. Поможет в этом, в первую очередь, сокращение количества посредников на этапе "море - магазины", сообщают ЕНВ.

Увеличение стоимости рыбы в магазинах никак не связано с ценами, по которым рыбаки продают ее на берег, сказал глава Росрыболовства Илья Шестаков. С точки зрения рыбаков сейчас нет никаких объективных факторов, которые могли бы способствовать повышению цен на рыбу, они должны быть стабильными, убежден он.

"Можно посмотреть, сколько рыба стоит в рыбодобывающих регионах и на прилавках магазинов, и тогда достаточно просто понять, где на самом деле находится эта маржа. Есть проблемы в цепочке доставки и реализации", - уверен Шестаков.

По его словам, рыба до пяти раз переходит из рук в руки перед тем, как попасть на прилавки в магазины, и каждый этап добавляет определенную наценку.

Хотя вылов растет довольно быстро (на 6% в этом году), цены на рыбу продолжают опережать инфляцию в целом и рост цен на другие продукты питания. Мороженая рыба с начала года подорожала почти на 9 процентов, подсчитал Росстат.

Рыба до пяти раз переходит из рук в руки перед тем, как попасть на прилавки магазинов

Многие простые рыбаки считают, что в росте цен виноват экспорт: рыба просто не доходит до российского берега и зачастую попадает на наши прилавки после переработки за рубежом. Экспорт тут ни при чем, категоричен руководитель Росрыболовства, он снимает излишки, и ограничить его было бы неправильно. Но стоит задача увеличить в нем вес продукции с высокой добавленной стоимостью - филе, рыбной муки, тогда как сейчас на экспорт идет сырье.

Илья Шестаков принял участие в открытии крупнейшего в Мурманской области комплекса по береговой переработке рыбы "Полярное море+", построенного холдингом "Карат". Здесь многие с ностальгией говорят о советских временах, когда рыбная отрасль процветала благодаря жесткой сцепке "море - берег", теперь она формируется вновь. Планируется, что новая фабрика будет выпускать охлажденную и мороженую продукцию глубокой переработки с прицелом на российские мегаполисы и при этом продвигать ее под особым брендом Borealis.

Рынок рыбы ждет тотальное брендирование, считают эксперты, и это пойдет на пользу обычному покупателю. А он катастрофически не разбирается в рыбе, следует из анализа потребительского поведения агентства "Сканмаркет". Покупатель не знает ни видов рыбы, ни мест вылова, ни чем отличается замороженная рыба от охлажденной, а дикая - от выращенной в садках. Приходя в магазин, он проводит целое исследование, обращая внимание прежде всего на внешний вид, цену и количество льда. Тщательно, как ему кажется, выбирая, он на самом деле не может точно понять, что ему продают: треску или минтай, поскольку упаковки нет.

Сейчас на рынке замороженной и охлажденной рыбы торговые марки если и есть, то люди о них осведомлены плохо. Зато они не раз убеждались, что легко могут ошибиться при выборе и купить некачественный или просто невкусный продукт. Слабое доверие и есть одна из главных причин, почему средняя, например, московская семья рыбу покупает два раза в месяц, а курицу - пять раз. С последней как раз все наоборот: сильные бренды сформированы и узнаваемы, доверие к этой продукции гораздо выше. Хотя еще лет 10 назад с курицей, дело обстояло примерно так же, как сейчас с рыбой.

"Общественная палата России уже два года проводит работу по вопросу доступности рыбы для российского потребителя. Мы согласны, что одной из проблем является наличие иногда существенного количества торговых посредников - "дополнительных звеньев" между производителями рыбной продукции, которые являются пользователями квот, и прилавком центра России. Понятно также, что в цену рыбы на прилавке входит и транспортная и портовая инфраструктура, распределительные центры, холодильники и логистика доставки рыбы из района промысла на прилавок", - считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина.

Все это дорожает, а значит, дорожает и рыба. Представитель общественности обращает внимание на то, что когда в июне был выезд на "полевые исследования" на Дальний Восток, то все увидели, что холодильники, рефрижераторы и другая техника морально устарели. Новые, более современные решения и более производительные мощности пока не могут быть построены: "Кто нам даст гарантию, что новые мощности и холодильники будут загружены?" - спросили общественных деятелей в портах.

"То есть дело в недостаточном количестве рыбы, поставляемой на берег и внутренний рынок. У рыбаков сегодня меньше интереса поставлять рыбу на российский внутренний рынок, ведь стоимость валюты высока, а значит, экспорт очень привлекателен. Цена рыбы на внешнем рынке для рыбаков является главным индикатором.

При этом я согласна с главой Росрыболовства Ильей Шестаковым, что нельзя просто ограничить экспорт, ведь объем производства продукции значительно, к сожалению, превышает объем потребления российскими гражданами", - отметила Евгения Уваркина.

Однако определяющим в проблеме поставки рыбы на внутренний рынок и доступности рыбы для населения является отсутствие в отрасли стимулирующих регуляторов, которые экономически мотивировали бы рыбаков поставлять рыбу именно на российский внутренний рынок, причем даже по меньшей стоимости, чем на внешний. Это то, чем должно заниматься и чего достичь Росрыболовство.

"Со своей стороны Общественная палата предлагала решение в виде разной ставки сбора за биоресурсы, если продукция из этих биоресурсов поставляется на внутренний, российский рынок или "гонится" на внешний рынок. Сегодня государство фактически стимулирует экспорт, поскольку и в этом случае пользователям биоресурсов предоставляется 85% льгота по ставке сбора за биоресурсы.

Растущий объем поставки на внутренний рынок в свою очередь будет мотивировать к развитию всех участников портовой и транспортной инфраструктуры. Именно от количества рыбы, поставляемой на берег, зависит их развитие.

Поэтому согласиться, что виноваты только посредники, я не могу", - резюмировала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина.


Наверх