57,99 ↓ 100 JPY
96,35 ↓ 10 CNY
64,67 ↓ USD
57,08 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 4 м/c
19 марта
Вторник

Интервью

Владивосток: Порто без франко

Автор фото: Из личного архива А. Ивашкина
Владивосток: Порто без франко

Идея "Свободного порта" рискует стать одним из многочисленных примеров экономических преобразований, удачно оформленных лишь на бумаге – А. Ивашкин

Самая нашумевшая новость минувшего дня – Владивосток опять не дождался упрощенного визового режима, хотя озвучивалось 1 июля. Искать виноватых – дело неблагодарное. Ведь каждая из структур, которая прямо ли, косвенно ли причастна к реализации этого проекта (таможенные и пограничные структуры, МИД, министерства и ведомства) работает в рамках своего функционала. А вот конечного результата, которого все ожидали с нетерпением, так и не получили. Остался неприятный осадок. Туристы сникли – до этого надеялись, что летом махнут во Владивосток знакомиться с Россией. Или может не стоит ждать, и заменить российский тур на поездку в Корею? Местный бизнес тоже не моет ответить на вопросы зарубежных партнеров "Когда наступит этот заветный час Икс?" Что "светит" Приморью в ближайшей перспективе, к чему приведут регион популизм и пофигизм, эти и другие вопросы корр. ЕНВ обсудил с председателем некоммерческого партнерства "Лига финансовых институтов" Александром Ивашкиным.

Говоря о существующей отрицательной парадигме экономического развития Приморья, нужно, прежде всего, отметить, что причиной этому стало состояние рынка труда. Другими словами, экономическая среда Приморского края, в результате которой набирает обороты т.н. экономическая "гравитация", влияющая на низкий уровень занятости и низкий уровень зарплаты жителей края.

Второго Саммита АТЭС с его массивным вливанием государственных ресурсов ждать уже не стоит. Такие вещи в жизни случаются только один раз, да и то не у всех. Поэтому для перелома тенденции "экономической гравитации" нужно появление т.н. "точек роста". Новые условия хозяйствования - ТОРы, СВП и др. - вот ключ к успеху и рецепты экономического выздоровления края. Сразу после Саммита над краем как будто повисло "проклятие" в виде недостроенных "Хаятов", большого количества уголовных дел, связанных с элементарным воровством в огромном масштабе и, как следствие – патологически бездарная, не принимающая никаких решений команда "эффективных" менеджеров-популистов, наперегонки занимающих лидирующие места в каких-то там непонятных медиарейтингах. А край наш, как жил, так и живет, в каком-то ином пространстве, отделенном от властей непрошибаемым барьером чиновничьего пофигизма ко всему, что не относится к их личным карманам. А ведь задача простая - увеличить долю доходов в бюджет края, интегрировать Приморье в АТР.

НО! Откуда взять доходы, если ничего не делать? Сидеть и ждать, пока принесут на тарелочке с голубой каемочкой – уже не работает. Но именно этим и занимается руководство региона в свободное от позиционирования время. А ведь все возможности для реального развития экономики у нас есть. Но пар, как говорится, опять "ушел в свисток". Не стоит забывать также, что рядом с Приморьем находятся успешные в экономически и интеллектуальном отношении страны, такие как Китай, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, та же Япония, наконец.

В лучшие для Приморья годы строек АТЭС (2007-2012 гг.), край, как говорится, брал от жизни всё: государство финансировало стройки и мосты, не обращая особого внимания на вполне резонный вопрос: "а что будет потом?". Поначалу и "потом" прокатило – в конце 2014 года снова пришел на помощь Президент России, предоставивший нашему многострадальному краю новые возможности. Речь идет, разумеется, о порто-франко, превращении Владивостока в свободный порт. Всё это дает новые, уникальные условия хозяйствования, реальную возможность по-настоящему интегрироваться в глобальные экономические процессы АТР! Прежде всего, это можно сделать с помощью упрощенного визового режима Свободного порта Владивосток - однократной 8-дневной въездной визы для иностранных граждан. Ведь упрощенный визовый порядок въезда, предназначенный для туристов, бизнесменов и инвесторов из определенного перечня стран, позволил бы снять ограничения для тех, в ком заинтересован Дальний Восток с точки зрения привлечения инвестиций.

12 октября 2015 года вступил в силу закон о Свободном порте Владивосток. Казалось бы – закатывайте рукава и начинайте хоть что-то делать. Но - ни 1 января 2016, ни 1 июля система упрощенного пропуска не заработала. И, судя по всему, не заработает ещё долго. Великолепная идея "Свободного порта Владивосток" рискует стать одним из многочисленных примеров экономических преобразований, удачно оформленных на бумаге, реализация которых часто тормозится или вовсе заходит в тупик из-за отсутствия воли и компетенции исполнителей, а также эффективной команды. Здесь не надо искать "особый путь", изобретать велосипед, а обратились к похожему по условиям старта работы опыту Свободных портов-Китая, Гонконга, Сингапура И, что самое важное, нужно иметь решимость радикально модернизировать экономику Приморья в интересах устойчивого развития края!

Тем не менее, я искренне надеюсь, хотя и не очень в это верю: ситуация может измениться только после второго Восточного экономического форума, который пройдёт во Владивостоке 2- 3 сентября текущего года. На мой взгляд, в руководстве Минвостокразвития понимают, что нужно ударными темпами искать ресурсы для построения соответствующей экономической и деловой среды в Приморье, но...не имеют возможности. Это много о чем говорит - и каждый раз не в пользу эффективности программы развития не только Приморья, но и Дальнего Востока.

Напоследок, скажу ещё про кое-какие свои мысли, связанные с реальными (а не надуманными) причинами непонятных проволочек с открытием свободного порта. Мне представляется, что и ничем не объяснимые "тормоза" и месячной давности арест мэра Владивостока – явления одного и того же порядка. Такое впечатление, что перед началом нового, большого и серьезного дела, способного озолотить всех к нему причастных, идёт очередная "зачистка поляны". Не исключено, что вслед за мэром приморской столицы вскоре всерьез примутся и за приморского же губернатора. Проблема даже не в том – виноват ли Пушкарев в том, что ему инкриминируют, можно ли вменить в вину Миклушевскому хоть что-то помимо банального ничегонеделания. Проблема в том, что оба могут разделить судьбу Дарькина, "убранного" как раз перед обрушившимися на край действительно большими деньгами.

Подпишитесь и получайте новости первыми:

Наверх