66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
21 января
Понедельник

Общество

Китайская Экспансия или China Friendly в Приморье

Автор фото: "Ежедневные новости Владивостока"
Китайская Экспансия или China Friendly в Приморье

Продажа списков китайским туристам, работа неофициальных турфирм – нарушение законодательства, спор хозяйственников или здоровая конкуренция

Сегодня китайский турист – самый главный в России. Его много, он охотно тратит деньги. Регионы, даже где жителей Поднебесной и в глаза не видели, с придыханием говорят об увеличении турпотока, включаются в программы по привлечению китайских туристов. С одной стороны, это, несомненно, хорошо. Надо быть гостеприимными, создавать комфортные условия для путешественников, демонстрировать свои возможности. С другой стороны, ситуация с китайскими туристами принимает уже другой оборот. И это можно наблюдать в Санкт-Петербурге, Забайкалье, Приморье… Все чаще китайский турпоток проходит мимо приморских туроператоров, официально остается за бортом сфера гостеприимства, правда, пока часть ее, и все переходит на какие-то частные рельсы, типа "ты – мне, я – тебе". Почему так происходит, пытался разобраться корр. ЕНВ.

Все началось с того, что буквально месяц назад туркомпании Приморья, активно работающие на прием китайских туристов, и Ассоциация гидов и переводчиков Приморского края начали бить "в набат". Причина такой озабоченности – фиксирование неоднократных случаев обслуживания туристических групп без русского гида-переводчика. Все бы ничего, если бы это была парочка или компания китайских туристов, прибывших во Владивосток индивидуально с оформленными визами. Но в нашем случае, все эти гости из Поднебесной заехали в Приморье в составе групп, а значит в рамках соглашения между Россией и КНР о безвизовом въезде.

Как пояснила директор туркомпании "Гавань-Турцентр" Наталья Калачинская, в соответствии с законодательством к компаниям, которые работают в рамках межправсоглашения о безвизовом въезде, предъявляется ряд требований. И это не только пребывание в реестре. Позиций много, в т.ч. заверенные списки на вход и на выход с одним и тем же перечнем фамилий, наличие сопровождающего, у которого имеется на руках доверенность, квалифицированный гид-переводчик, исправный автобус. Туркомпания несет ответственность, что бы никто из туристов не отстал, чтобы информация соответствовала действительности, чтобы все соответствовало заявке, а точнее число туристов, номер автобуса, номер авиарейса, пункт пропуска и т.д.

В Приморье самыми крупными игроками на этом рынке, т.е. работающими в сфере приема китайских туристов являются компании "Гавань-Турцентр", "Аякс-тур", "Эллипс-тур", "Эллипс-Интур", "Приморавтотранс", "Хасанинтур, "Беркут", "Новые путешествия". Эти компании не просто предлагают турпакеты иностранным гостям из Китая. Они несут ответственность за каждого китайца, гарантируют достоверность и правильность той информации, которую озвучивают во время экскурсий и обеспечивают подавляющее большинство групп российскими гидами-переводчиками.

Но сегодня происходит перераспределение сил. Компании Поднебесной, официально нигде не зарегистрированные, выжимают с рынка на приморской земле приморские турфирмы. В итоге получаем эдакое частное предпринимательство с незаконным акцентом. И тема эта больная, особенно для тех, кто всерьез занимается развитием въездного туризма, а не просто продает "списки", позволяющие въезжать китайцам без визы по межправительственному соглашению. Ситуация, о которой идет речь, и является явной продажей списков. Непринципиальные (а может и не очень чистоплотные приморские фирмы) продают эти списки соседям из Поднебесной и те далее действуют самостоятельно. Они покупают списки, ищут автобусы, снимают гостиницы (которые и на гостиницы часто не похожи из-за своей сомнительности), кормят туристов в каких-то забегаловках, экскурсионную программу сводят к посещению ювелирных магазинов, а если что-то и рассказывают из истории Владивостока, то разные версии типа, что "китайцы здесь жили всегда, что город называется Хайшеньвэй, что на железнодорожном вокзале нарисован Петр Первый и т.д.".

Напомним, что в феврале текущего года тема качества работы экскурсоводов, гидов-переводчиков, проводников, возможность и необходимость проверки их деятельности, подготовки соответствующих кадров стала темой обсуждения круглого стола, проходившего под эгидой уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Выступления ряда экспертов напоминало "крик души". Они говорили о том, что в городе на этой ниве уже создан подпольный бизнес с работающими неофициально турбюро, китайские гиды дают информацию не в пользу национальной безопасности РФ, что служители церкви из-за неадекватного поведения и недостоверной информации грозят закрыть допуск в храмы, и т.д. И это притом, что согласно международным стандартам, в том числе ВТО, экскурсии должны проводить только лица, проживающие в стране. Вопрос о том, насколько информированы об этом органы власти, так и остался без ответа.

Куда жаловаться, в какие стучать двери? Роспотребнадзор обычно говорит, что в случае выявления нарушения прав потребителей, в отношении компании. Предоставившей некачественные услуги, проводится внеплановая проверка. Но компания при этом должна быть официальной. Если компания не зарегистрирована, то никто ее не проверяет. Это из той области, когда "нету тела, нету дела". Пожаловаться в полицию? Кто-то пострадал? Лишился денег? Ограбили? А раз нет заявлений от пострадавших (странно, куда и как будут жаловаться недовольные китайские туристы), то и проверять некого и нечего. Опять же, компания как таковая на российском рынке отсутствует. А вот департамент по туризму и Межведомственная комиссия (МВК) по реализации Соглашения на территории Приморского края, оказывается, могут и должны держать руку на пульсе.

В Перечне оснований для приостановления деятельности или исключения отражены те самые моменты, о которых "кричат" приморские туроператоры. Это, например, осуществление безвизового группового туризма через неуполномоченные турорганизации КНР, а также неоднократное или грубое нарушение туристическими организациями Соглашения, в т.ч. передача полномочий по формированию, продвижению реализации туристского продукта сторонним организациям и лицам, не входящим в Соглашение; несоблюдение обеспечения безопасности туризма; формирование стоимости туристского продукта не в соответствии с требованиями действующего законодательства. Тут и к гадалки не ходи – есть нарушения, указывают на дверь, т.е. ты уже не в списке туроператоров, работающих в рамках Межправсоглашения. Что касается департамента по туризму, то он должен мониторить ситуацию, результаты озвучивать на МВК, где и принимается решение – быть или не быть на китайском направлении.

"Сегодня в Приморье въезжает большое число китайских тургрупп, которые в большинстве своем принимают фирмы, нигде не зарегистрированные. Состав таких групп, которые возглавляют китайские же сопровождающие, в среднем 20 человек. Въехав на территорию России, он начинает выполнять функции гида и переводчика для туристической группы. При этом российского гида и переводчика местные туристические компании стараются не приглашать во избежание дополнительных расходов. Считаем сложившую ситуацию в корне неправильной, противоречащей основам правопорядка РФ и в целом подрывающей авторитет нашей страны в глазах иностранных граждан, в том числе граждан Китая", - уверен председатель Ассоциации гидов и переводчиков Приморского Края Евгений Ким.

Общаясь с подобными группами, члены Ассоциации довольно часто слышат от самодеятельных переводчиков и руководителей групп из числа граждан КНР негативную характеристику россиян, искажение нашей истории, в том числе формирующие положительные взгляды на территориальные притязания КНР в отношении Приморского края. Указанная информация неоднократно подтверждалась в беседах с персоналом гостиниц и хостелов, в которых размещаются туристические группы названными компаниями

Звучит недовольство и по поводу питания. Разве можно быть сытым на пару сотен рублей в день? Правда, периодически туроператоры сетуют, что заказывая тур, китайцы сразу оговаривают условие "дёсево-дёсево". Так может не стоит идти на попятную и предлагать эти "дёсево-дёсево". Сначала в питании, потом в проживании, потом сэкономить на экскурсионке, на гиде, а потом услышать, что во Владивостоке плохо принимают.

Кстати, квалифицированных переводчиков с китайским во Владивостоке достаточно. "Недостатка в гидах-переводчиках для китайских туристических групп во Владивостоке никогда не было и нет. Членами нашей организации является более 100 дипломированных специалистов со знанием китайского языка с огромным опытом работы в сфере въездного туризма, работающих на постоянной основе. Кроме этого, в нашей базе данных находится большое количество специалистов, со знанием китайского языка, работающих сезонно", - продолжает Евгений Ким. Т.е. нет повода брать в качестве гида девочку-студентку, которая формально выполняет функции гида и сопровождающего, а всю экскурсию с сомнительным содержанием ведет китайский экскурсовод.

"На последнем экспертном по туризму совете поднимался вопрос о создании рабочих групп, планах. Но пока составим планы, пока обсудим темы, выслушаем другие органы и структуры, запишем в протокол, все эти нарушения расцветут махровым цветом. Лето закончится, китайцы останутся со своими деньгами. Региона фактически ничего в бюджет не получит, разве что магазины, где они затовариваются, будут счастливы, - отметила Наталья Калачинская. – Не думаю, что ситуация не разрешима. Администрация края может поставить в известность силовиков, налоговые службы, сделать запрос, инициировать проверки. Ведь это просто узнать. Все регистрируемся в определенной программе. Компании, которые продают списки, показывают большие потоки, но при этом ни автобусов, ни покупаемых билетов, ни обслуживающих компаний, ни отелей не видим".

Представителями туротрасли в других регионах уже подмечено, что приезжая в Россию пару-тройку раз, китайцы "набивают руку", узнают алгоритм перехода границы, размещения, обзаводятся контактами, осваивают инфраструктуру, а потом уходят в "самостоятельное плавание".

"В этом году многие Харбинские туркомпании решили работать самостоятельно, выкупили отели, сами устраивают экскурсии. А зачем тогда мы, турфирмы, которые платят налоги, зарплату людям, создают рабочие места? Они пришли, поработали сезон, все перебаламутили и увезли деньги в Китай. На летний сезон в ряде отелей мест нет, все до конца сентября выкуплено китайцами. А нам куда селить? Говорят, что китайский турист пошел нынче денежный. Может и так, но жить в "Хендэ" и "Версале" готовы всего около 1,5% туристов из Поднебесной. И это индивидуалы, которые, действительно, заинтересованы в качественном сервисе и интересной экскурсионной программе", - рассказывает директор "Аякс Тур" Ольга Коротя.

"У принимающей туркомпании должен быть полный пакет услуг – отель, транспорт, гид. Мы так и работаем. Но видим, как параллельно идет продажа списков. Россиянам, едущим в Китай, боже упаси там нелегально открыть свою компанию и принимать туристов, проводить экскурсии. А у нас почему-то это доступно и не наказуемо, - делится своими размышлениями заместитель директора по туризму Турцентра "Беркут" Татьяна Лицкевич. – Когда мы принимаем туристов, но мы несем ответственность за все. А за что отвечают они? Говорят, что все сами. Наверное, ситуация будет продолжаться до первого ЧП. Становится печально от таких перспектив. Сегодня около 80% компаний (их нет в реестре операторов, в списке Соглашения), работающих с китайцами, не имеют на это права, а китайцы видят дырку в нашем законодательстве и пользуются этим".

"Компании, которые принимают китайских туристов по проданным спискам, но при этом не являются операторами, ведут недобросовестную игру. Необходимо, чтобы орган, координирующий реализацию Соглашения, выступил с предложением созвать МВК или инициировал работу с этими компаниями. За всем стоит вопрос денег. Жесткая китайская конкуренция проникла и в Приморье – они рулят потоками, базовый пакет у них стоит дешевле, чем себестоимость предложенного нами тура, - поясняет директор "Приморавтотранс -Тур" Дмитрий Сивловский.  - Если говорить о ЧП, то плохое питание и отравление, простуда, травма в поездке – это ерунда. А вот когда потеряется, убежит, не сможет по спискам сов семи пересечь границу – вот это будет ЧП. Все сегодня открыто озвучивают компании, которые продают списки, и китайские компании, которые принимают своих соотечественников. Ключ к разрешению этих проблем – система контроля, которую должны осуществлять департамент, пограничные службы".

Стоит отметить, что приморцы не одиноки в своих отчаяниях, возмущениях и поисках выхода из сложившейся ситуации. Бьют в колокола туркомпании и Ассоциации переводчиков Москвы и Санкт -Петербурга, Байкальского региона. Все видят и понимают ненормальность складывающейся ситуации.

"Как-то в разговоре с представителями приморского турбизнеса, работающими на российско-китайском направлении, представитель Ростуризма посетовал, что 60% въезжающих китайцев не застрахованы. Так это и есть та часть туристов, что заезжают в Приморье по проданным спискам, минуя наших туроператоров. И я бы не стала так говорить открыто, что мы принимаем много китайских туристов. Никто не принимает этих туристов в полном объеме. Но очень хочется верить, что ситуация наконец-то изменится", - отметила директор "Мирабель тур" Елена Андреева.

Административные структуры Приморья на этом фоне выглядят более оптимистично. Так, в интервью "Золотому рогу" на вопрос, который затрагивает проблему нелегального китайского турбизнеса на территории Приморья, вице-губернатор Сергей Нехаев отметил: "На самом деле никакой нелегальной деятельности нет. Все происходит в рамках действующего закона, работа ведется по межправительственному соглашению. И это не китайские компании принимают туристов, юридические лица – исключительно российские предприятия, которые, в свою очередь, сотрудничают с китайскими партнерами. Запретить им с ними работать мы не можем, да это было бы и неправильно: туризм – экономическая отрасль, и экономическую свободу конкуренции никто не отменял.

Более того, на мой взгляд, это процесс ожидаемый. Раньше большинство туркомпаний были нацелены на очень упрощенный вид деятельности, в качестве агента: продали тур, заплатили туроператору, отправили туристов, и все. Отрасль в основном работала на выезд, и многие ее игроки успели забыть о том, что такое туризм в чистом виде - организация приема, разработка маршрутов, работа с гидами и т.д. Разворот к въездному туризму заставляет бизнес перестраиваться, но не все к этому оказываются способны. За туристов надо бороться, повышать качество услуг, снижать стоимость, внедрять новые сервисы.

При этом мы, со своей стороны, не оставляем вопрос без внимания. И сегодня, когда остро назрел вопрос квалификации гидов – не только китайских, но и наших, приморских, работаем над внедрением системы обязательной сертификации гидов-экскурсоводов".

Тем не менее, турбизнес Приморья и Ассоциация гидов и переводчиков Приморского края, озабоченные сложившейся ситуацией на рынке въездного туризма во Владивостоке, направили официальные письма:

  • в департамент по туризму Приморского края "О пресечении нарушений в сфере передачи туристических списков третьим лицам",
  • на имя губернатора Приморского края В.В. Миклушевского о сложившейся ситуации в г. Владивостоке,
  • заместителю руководителя Федерального агентства по туризму Королеву Н.В. "О планах НП "Мир без границ" инициировать введение статуса "сопровождающий" для обслуживания туристских групп".

В письмах отмечено, что схему продажи списков используют приморские компании, а приемом на самом деле занимаются фирмы, не внесенные в Список туристических организаций, имеющих право осуществлять безвизовый групповой туризм (названия и одних, и других пока опустим на момент разбирательства). Это является прямым нарушением Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовом обмене туристическими группами от 29 февраля 2000 г., в котором указано, что передача списков третьим лицам ЗАПРЕЩЕНА. Многие из вышеуказанных фирм-однодневок только номинально являются российскими компаниями. По факту за ними стоит китайский капитал, для которого законодательно закрепленное отсутствие квалифицированного гида-переводчика, являющегося гражданином РФ, а также возможность "покупки" туристических списков позволяет беспрепятственно войти на рынок туристических услуг, со временем полностью вытеснив с него российские турфирмы и русских гидов-переводчиков.


Наверх