Ежедневные Новости
Владивостока
66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Экономика

Вложить копейку, а получить миллион может Владивосток

Автор фото: ЕНВ
руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.

Оценки реалистичности и амбициозные замыслы при создании авиахаба во Владивостоке от профессора Александра Латкина

Тема создания авиахаба на базе аэропорта Владивостока не нова. Сейчас под увеличение пассажиропотоков "подводят" игорную зону и океанариум, недорогой рубль, выгодное географическое положение, создание ТОРов и территории Свободного порта и т.д. Но пока значительного роста не отмечено. Чего не хватает? И что необходимо предпринять Владивостоку на первых порах, пояснил руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.

В создании авиахаба во Владивостоке есть свои положительные и отрицательные моменты. И этот вопрос касается не только Владивостока, но и всего Приморья и даже Дальнего Востока. Ибо создание или несоздание хаба напрямую скажется на экономической ситуации региона.

Со времени проведения саммита АТЭС-2012 во Владивостоке прошло несколько лет. Аэропорт нынче новый, достойный.. В модернизацию аэродрома (ВПП, инфраструктура и т.д.) вложено 12,5 млрд рублей. На строительство терминала ушло почти 6 млрд. рублей. На создание аэроэкспресса было привлечено 8 млрд. рублей, правда, проект оказался не очень удачным. В это список можно добавить дорогу на Уссурийск, Владивосток. Что-то еще сегодня находится на стадии строительства. Но ясно одно, что эти использованные суммы должны быть возвращены государству в виде налогов.

В крае существует потенциал внутренних и международных перевозок, способствующих росту туристической привлекательности. Но, несмотря на это, существенного роста так и не произошло – в 2015 году объемы меньше показателей 2014 года. А пропускная способность аэропорта не задействована даже на 50%. Можно ли при такой динамике ставить задачи по созданию хаба?

Пока экономическая ситуация не улучшится, вектор России, ориентированный на Восток, будет нединамичным и неустойчивым. История не знает случаев создания хабов в городах с населением менее 1 млн. человек. На первоначальном этапе необходимо активно развивать внутренние перевозки, и уже потом акцентировать внимание на транзитных и международных направлениях.

Наши соседи из стран АТР добились недосягаемых успехов по обслуживанию самолетов и пассажиров. Приморцы летают через такие хабы, как Сеул, Гонконг, Токио. Конечно, это отличный пример, есть к чему стремиться, но в пятилетний период такого не добиться.

Сегодняшние законы, имеется в виду создание ТОРов и свободного порта Владивосток, должны сыграть на увеличение населения в регионе, типа ежемесячно в край работать будут приезжать 5 – 10 тысяч человек. Но не стоит забывать и о соседях. Рядом начинается модернизация аэропорта Хабаровска с привлечением иностранных инвесторов. В рамках модернизации в аэропорту планируется построить современный пассажирский терминал площадью 54,1 тыс. квадратных метров. Проектом также предусматривается создание гостиничного и торгово-развлекательного комплекса, бизнес-центра, объездной автодороги. Стоимость реализации инвестпроекта составляет порядка 6,5 млрд руб. Его перспективы эксперты оценивают очень высоко. Так что предстоит конкуренция.

Для того, чтобы Владивостоку все-таки перетянуть потоки на себя, необходимо провести ряд мероприятий. Они лежат на поверхности, малозатратны, но их использование даст ощутимый эффект уже на первом этапе.

  • Необходимо создание хорошей парковки. Многие сейчас летают в край на пару суток в рамках Свободного порта, выдачи "дальневосточного гектара", а встать в аэропорту негде. Парковка должна быть бесплатной.
  • Вблизи аэропорта необходимы как минимум два отеля в непосредственной близости. И цена должна быть адекватной, около 3 тысяч рублей. Есть ранние рейсы, например, около 6 утра в Новосибирск, в 7 утра – на Камчатку. Чтобы учесть время на дорогу регистрацию, ожидание посадки – можно и спать не ложиться, что не очень комфортно. А учитывая ввод в строй игорной зоны и ожиданием туристов из КНР это тоже целесообразно.
  • Стоимость проезда "Аэроэкспрессом" вызывает много вопросов. Да и 4 рейса в день, вместо анонсированных ежечасных, – это не удобно. Необходимо развивать регулярное автобусное сообщение с Находкой, Уссурийском, Владивостоком с интервалом в полчаса. Это также позволит избежать назойливого внимания нелегальных перевозчиков такси, которые атакуют пассажиров сразу по выходу из зоны прилетов. В тех хабах, на которые Владивосток готов равняться, подобного не увидишь.
  • Переход к новому качеству обслуживания. За границей в аэропортах существует масса возможностей – как убить время, например, выставки, концерты. Нам предстоит этим заниматься вплотную.
  • Жесткий регламент работы пункта пропуска. Не успел самолет приземлиться, как пассажиры бегут стометровкой к кабинкам пограничников, а потом стоят все в одну общую очередь - и граждане России, и прибывшие иностранцы. Почему бы не развести эти две категории по разным направлениям, как это делается во всем мире. Чтобы на российского пассажира уходило около 30 секунд, а на иностранного – одна минута.
  • Необходимо активнее привлекать авиакомпании из соседних стран. Наш порт недавно покинул крупный южнокорейский авиаперевозчик Asiana Airlines. Стоимость обслуживания иностранных самолетов должны быть привлекательной.
  • Должен быть создан эффективный наблюдательный совет, может быть даже на платной основе, который бы работал в направлении планов и корректировки развития аэропорта.

Справка: В 2015 году аэропорт Владивосток обслужил 1 млн 698 тыс. пассажиров, что на 5% меньше по сравнению с предыдущим годом. На внутренних линиях было обслужено 1 млн 244 тыс. пассажиров (- 4%), на международных направлениях – 454 тыс. пассажиров (- 9%). Количество обслуженных пассажиров в сутки составило 4,7 тыс. Тариф за парковку транспортного средства от 20 до 30 минут - 150 рублей. Каждый последующие 30 минут добавляется еще 150 рублей. Парковка транспортного средства свыше 3 часов - 1000 рублей. Стоимость проезда в Аэроэкспрессе в вагоне бизнес-класса - 350 рублей, в обычном вагоне без подтверждения места - 200 рублей, время в пути 48 минут. Заказ такси через интернет 700-800 рублей, нарямую через оператора - 1000 рублей. 


Наверх