57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 6 м/c
EN
22 апреля
Понедельник

Экономика

Приморью до туристического хаба еще расти и расти

Фото: Евгений Коваль
Приморью до туристического хаба еще расти и расти

Эксперты в рамках ТТФ дали оценку состояния транспортной доступности регионов Дальнего Востока

Приморье готово стать туристским хабом "Восточного кольца России"? Ответ на этот вопрос пытались найти участники круглого стола "Туристский хаб Дальнего Востока России: теория или необходимость", проходившего в рамках тихоокеанского турфорума. В идеале возможности хаба позволят туристам, приехавшим в Приморье, путешествовать сразу по нескольким маршрутам – отправляться по Дальнему Востоку или двигаться в центральные регионы России. Конечно, до таких хабов, которыми являются Токио, Сеул, Сингапур, Гонконг, Владивостоку далеко. Но задать тон, выступить лидером среди российских регионов краю под силу. Есть потенциал, есть что показать, есть с кем сотрудничать. Своими мыслями по этому поводу и поделились участники круглого стола, сообщают ЕНВ.

Руководство Приморского края считает, что регион может стать отличной стартовой точкой для тех, кто планирует поездку в Россию. Знакомство с потенциалом края, а дальше уже по запланированному маршруту. Но, как известно, театр начинается с вешалки, так и Приморье должно показать достойный уровень встречи гостей.

Сегодняшний рынок перевозок находится в кризисном состоянии. Авиакомпании для снижения перевозок снижают тарифы, что приводит к потере рентабельности. Что делать, чтобы вектор был направлен в другую сторону. В идеале – доступные цены, разветвленная маршрутная сеть, большие пассажиропотоки. "Хаб подразумевает большие объемы трафика. У аэропорта Владивостока есть запас по увеличению пассажиропотока, есть базовая региональная авиакомпания, располагающая темпами роста, и есть довольно развитая сеть. К 2018 году здесь готовы перевозить 2,4 млн человек. Но ситуация складывается так, что "на пятки" наступает аэропорт Хабаровска, в расширение которого вкладываются миллиардные инвестиции иностранными компаниями", - отметила менеджер проектов РИА "АвиаПорт" София Номан. Эксперт подчеркнула, что пока малопонятен режим "открытого неба" - то ли рынок не был заинтересован в данной инициативе, то ли не был предложен достойный продукт, но ожидаемого эффекта не получили.

Сегодня интерес со стороны АТР очевидный – потоки растут "как на дрожжах". Но оформление визы является сдерживающим фактором. И надежда на то, что с 1 июля будет введен упрощенный режим. Это должно принести положительные результаты, ибо пока на сегодня наиболее привлекательными среди иностранцев и часто посещаемыми местами в России являются Москва, Санкт-Петербург и озеро Байкал. Владивостока нет в этом перечне. И чтобы город стал известен, необходимо предложить комплексный продукт, где точкой входа будет Владивосток, а далее уже по тем направлениям, которые сформированы.

"Преимущество в том, что для реализации таких продуктов можно найти партнеров – это соседние регионы, местные аэропорты, региональные авиаперевозчики. И именно на этой базе Дальний Восток может формировать и предлагать свои турпродукты", - резюмировала представитель "АвиаПорта".

Здесь стоит добавить, что сегодня введены плоские тарифы, и пассажиры ими пользуются. Но на формировании турпродукта это никак не отражается. И пока не будет тарифов для групповых перевозок, то создать полноценный турпродукт будет очень и очень сложно, ибо почти половину стоимости турпродукта "съедает" перелет.

Начальник отдела морского, железнодорожного и авиационного транспорта Департамента транспорта и дорожного хозяйства краевой администрации Денис Максимов познакомил собравшихся с возможностями развития местных авиаперевозок. В рамках целевой программы к 2021 году ожидается пассажиропоток в 57 тысяч, что в 6,3 раза больше показателей 2012 года. На 2016-й год запланированы новые маршруты, в 2017-м году край готов закупит ее один самолет, что так же будет способствовать расширению маршрутной сетки.

Реалистичную оценку амбициозного замысла по поводу формирована хаба дал доктор экон. наук профессор Александр Латкин. Конечно, хаб как таковой на базе аэропорта Владивостока очень важен и для самого города, и для Приморья и для всего региона. Преимущество нынешнего аэропорта – наличие современной инфраструктуры. В период подготовки Владивостока к саммиту АТЭС -2012 в этот транспортный узел было вложено 12 млрд. рублей. После строительства нового терминала пропускная способность воздушной гавани оценивается в 3,5 млн пассажиров в год. Еще 8 млрд. рублей было вложено в Аэроэкспресс, но с точки зрения и пассажиров, и экспертов проект оказался слишком затратным, но малоэффективным. Не стоит сбрасывать со счетов и строительство автострады. Данные затраты должны быть рентабельными, и они должны быть возвращены государству в качестве налогов. Но при всем таком позитиве и денежных вложениях ожидаемого роста пассажиропотока и увеличения числа авиаперевозчиков не произошло. Мощности не задействованы даже на половину, да и говорить о создании хаба в городе, где живет меньше половины – такого история пока не знает. А учитывая тот факт, что наши соседи по АТР добились недосягаемых пока для нас успехов по обслуживанию пассажиров и самолетов, говорит о том, что Приморью придется проделать гигантскую работу и пройти через горнило мощной конкуренции. Чтобы аэропорт все-таки видел себя в перспективе хабом с возможностями перетянуть часть потоков из ЮВА, необходимо развивать и подключать дополнительные факторы.

Между тем начальник коммерческого отдела Международного аэропорта Владивосток Александр Бобров и директор владивостокского филиала авиакомпании "Аврора" Дмитрий Тыщук отметили, что в 2016 году обозначился рост пассажиропотока, что особенно важно после спада в 2015 году. Чтобы аэропорт стал хабом необходимо развивать авиационные маршруты. На сегодня аэропорт занимает 17-е место по объемам пассажирских перевозок, при этом 73% падает на внутренние перевозки, а 27% - это международный пассажиропоток. Режим "открытого неба" все-таки является привлекательным моментом и одним из козырей для создания хаба. Именно благодаря этому положению пассажиропоток на корейском направлении за пять лет вырос на 83%. Интерес последнее время проявляют китайские авиакомпании - China Southern Airlines, Sichuan Airlines, Tianjin Airlines, готовые наращивать емкости без ограничений. Проведение международных мероприятий, работа игорной зоны, скорое открытие океанариума – все это прогнозирует рост пассажиропотока на международном направлении, и аэропорт готов обслуживать пассажиров в 2 раза больше. Руководство "Авроры" отметило, что на сегодня регион характеризуется низкой плотностью населения – 1 человек на 1 квадратный километр и мало благоустроенных аэродромов, и это минус. Но желающих среди богатых туристов увидеть нетронутую природу и потенциал региона – достаточно, и это плюс. Вопрос развития перевозок дальше в труднодоступные точки, чтобы соединить эти места с крупными регионами – по-прежнему на повестке дня.

Режим свободного порта дает Владивостоку ряд плюсов не только в направлении инвестиционной привлекательности, но и для приобретения статуса авиахаба. Как подчеркнул советник министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков, сейчас идет обсуждение документов по поводу упрощенного въезда, но в ближайшее время решение должно быть принято. Кстати, снижение визовых барьеров при въезде в страну сразу увеличивает турпоток почти на треть.

То, что Владивосток и Хабаровск могут уже в ближайшем будущем конкурировать за потоки – это факт. К 2019 году планируется завершение первого этапа реконструкции хабаровского аэропорта Новый. Стоимость реализации инвестпроекта составляет порядка 6,5 млрд руб. Приглядывается к этому направлению и Камчатка. Правда, пока инфраструктура далека от идеальной, предприятий в сфере туротрасли – по пальцам можно пересчитать. Но за экзотикой, морем, снегом люди едут, и иностранцев становится все больше год от года. Но для того, чтобы в будущем претендовать на статус хаба, необходимо преодолеть несколько сдерживающих факторов, считает зав.кафедрой ДВ-филиала "Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России" Людмила Кулакова. Если говорить о морском порте, то он не обустроен, говорить о комфортном прием туристов с круизных лайнеров пока не приходится, а новый порт пока в процессе строительства. Что касается аэропорта, то нынче он ежедневно принимает около 1,5 тысяч пассажиров ежедневно, но имеются тенденции к увеличению. Сдерживающими факторами являются цена и инфраструктура. "На летний период приходится почти 90% пассажиропотока. Но стоимость перелета из Москвы, Санкт-Петербурга на Камчатку в высокий сезон доходит до 150 тысяч рублей, из Владивостока – около 60 тысяч рублей, что естественно не всем российским и иностранным туристам по карману. Начали строительство нового морского порта, но на массовость он не рассчитан, т.к. нет постоянного сообщения. Вся надежда только на круизные суда", - отметила Людмила Кулакова.

Роман Григорьев из отдела продаж авиационных перевозок компании JATM, уже несколько лет организовывающей чартерные программы между городами дальнего Востока и Японией, а также между Камчаткой и Анкориджем, отметил, что у этого (прим: чартерного) направления существует тенденция к развитию, но пока тормозящим фактором являются визовый режим и нехватка номерного фонда в отелях. Еще одна проблема – ограниченное число авиаперевозчиков, заинтересованных в выполнении чартерных программ. А это значит, что нет возможности увеличить частоту рейсов и изменить цену на перелет. Монополизм и боязнь здоровой конкуренции препятствует развитию этого направления, которое бы при хорошем потоке могло плавно перейти в разряд регулярных полетов.

По итогам заседания были отмечены основные моменты, которые станут основой для резолюции. Первый – вопрос субсидирования туристических поездок. Учитывая, что в регион туризм подвержен сезонности, то для привлечения туристов в низкий период цена на перелет должна быть вполне адекватной. Второй – создание пакетных цен, когда в стоимость тура закладываются специальные цены на отель и перелет, что используется во всем мире.


Наверх