57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-6° ветер 1 м/c
EN
20 апреля
Суббота

Общество

12 апреля – День космонавтики

Фото: pwo.su
12 апреля – День космонавтики

Как Приморье осваивало космос

Многие годы Приморский край остается стратегическим звеном в военно-космической программе страны. Конечно, День космонавтики это праздник самих космонавтов, стартовых расчетов, конструкторов, инженеров и рабочих секретных военных заводов, изготавливающих ракеты и космические станции. Живут и работают эти люди в своем большинстве далеко от нас - в Москве, в Звездном городке, на космодромах Капустин Яр, Байконур и Плисецк. Но и в Приморье есть места и люди, имеющие прямое отношение к российской космонавтике, сообщают ЕНВ.

Хороль на карте звездных войн.

Полеты советских, а сейчас российских космических обьектов всегда обеспечивает огромное количество наземных и морских объектов. К моменту старта космического корабля с Байконура на всей траектории его полета приводятся в готовность технические и спасательные средства, расставляются на океанских просторах корабли. Цель - отслеживание траектории взлета и - при необходимости - поиск и оказание первой помощи приземлившемуся или приводнившемуся космическому объекту.

Приморье всегда полновесно участвовало в космической программе страны. Корабли флота и космических сил, авиация, связь - в крае многие работали по этой теме. И дело не только в том, что здесь есть силы и средства для этого, но и в том, что траектория взлета и посадки ракет с Байконура пролегает как раз над нами, чуть южнее Владивостока.

Около 50 лет тому назад правительством ставилась задача разработать оружие, способное в случае войны уничтожать баллистические ракеты противника и их боевые части, космические корабли, спутники-шпионы и спутники связи. По аналогии с американской системой многоразового использования "шатл" (челнок по английски) у нас был создан "Буран". И именно в Приморье в свое время была построена полоса для аварийной посадки "Буранов".

Два года в конце 80-ых годов прошлого века взлетно-посадочную полосу военного аэродрома в Хороле Приморского края расширяли, удлиняли, наращивали, делали более прочной. Ведь "Буран" - не самолет, он намного тяжелее и имеет колоссальную посадочную скорость. Для "Буранов" стандартную авиполосу стратегическй авиации (длина - около 3,5 км, ширина - 80 метров, полуметровый слой бетона на метровой "подушке" песка и гравия) в Хороле пришлось модернизировать. Длину увеличили на километр за счет 500-метровых концевых полос асфальтобетона в точках посадки. Поверх всей полосы уложили арматурную металлическую сетку, на которую накатали еще 20-25 сантиметров асфальта.

Параллельно на территории здешнего авиаполка размещались подразделения военно-космических сил - связь, управление, радиотехнический полк. За ходом работ следили москвичи во главе с генерал-полковником Ивановым, председателем госкомиссии по приемке стратегического обьекта. В 1988 году полоса и службы обеспечения были в состоянии полной готовности. С подлетной траектории на хорольскую полосу в автоматическом режиме произвел посадку Ту-134.

Но до "Буранов" дело так и не дошло. Практически сразу после успешной сдачи полосы финансирование программы было свернуто. Горбачевские мирные инициативы, развал экономики. Да и дальнейшая разработка системы "Буран" была прекращена. У нас, в отличие от американцев, получила развитие практика запуска космических объектов с помощью одноразовых ракет, а не систем многоразового использования. Отпала необходимость в аэродромах посадки, а их в Советском Союзе было построено два - в Хороле и Симферополе.

Сейчас хорольский "космодром" превратился в груду развалин. Полки обеспечения давно вывели, часть аппаратуры демонтировали и вывезли, основную - законсервировали и, как водится, разграбили. Некому стало даже охранять после того, как в девяностых почти всех авиаторов Хороля посокращали. Сама же уникальная полоса за почти тридцать лет заброшенности кое-где потрескалась, поросла бурьяном, превратилась в дорогу в никуда.

Гибель космонавта №3

50 лет назад, 18 февраля 1966 года при обстоятельствах, которые до сих пор до конца не прояснены, погиб дублер Юрия Гагарина капитан Григорий Нелюбов. Он был вторым дублером Юрия Гагарина, но в космос не полетел. Он был целеустремленным, честолюбивым, волевым, сильным человеком. Григорием Нелюбовым восхищались академики Келдыш и Раушенбах, называли своим другом Юрий Гагарин и Павел Попович. Космонавта высоко ценил Сергей Павлович Королев. Летчика морской авиации капитана Григория Нелюбова должен был узнать весь мир. Однако с 1963 года кадры, запечатлевшие космонавта, исчезли из кинохроники и документальных фильмов. Его изображение ретушировалось на фотоснимках, а имя Нелюбова было вычеркнуто из списка отряда космонавтов.

Первый отряд советских космонавтов был сформирован в 1959—1960 годах. Специальная комиссия из трёх с половиной тысяч кандидатов отобрала для собеседования 350 абсолютно здоровых, опытных, дисциплинированных летчиков. На медицинское обследование отправили 200 из них, в отряд зачислили всего двадцать человек. А потом пришлось сосредоточить все усилия на тренировке троих — Гагарина, Титова, Нелюбова.

Видимого соперничества между космонавтами первой тройки не было. Но, конечно, каждый хотел быть первым. И все трое были практически на одинаково высоком уровне подготовлены к полету. Нелюбов поначалу даже несколько выделялся. Рассказывают, когда главе государства Никите Хрущеву представили кандидатуры, тот сказал: "Нелюбов не может быть первым космонавтом. Вот если бы он был Любовым." Таким образом, окончательный выбор пал на Юрия Гагарина, а Титов и Нелюбов стали его дублерами.

В ноябре 1961 года, вслед за Гагариным и Титовым должен был лететь Нелюбов — на многосуточное пребывание в космосе. Но кто-то вышел на Хрущева с инициативой другого рекорда: совершить групповой полёт, причем, послать в космос интернациональный экипаж.

Таким образом, Нелюбова обошли чуваш Андриан Николаев и украинец Павел Попович, которые в полетном списке шли под четвертым и пятым номерами. А потом появились разведданные о том, что американцы собираются нас переплюнуть, послав в космос женщину. Срочно стали готовить Валентину Терешкову. Нелюбов опять был отодвинут.

Вскоре космонавты-стажеры Нелюбов, Аникеев и Филатьев были отчислены из Центра подготовки космонавтов за употребление спиртного и отправлены в отдаленные гарнизоны.

Несостоявшегося космонавта Нелюбова отправили не куда-нибудь, а в Приморский край, в самую глушь. Когда Григорий поднимался в небо, все сбегались смотреть. Он первым освоил новейший МиГ-21. Вновь участвовал в конкурсе по набору летчиков-испытателей в подмосковном Жуковском. Показал блестящие способности. Ему сказали: ты принят, готовься к переезду.

Но в январе 1966 года руководитель советской космической программы Королёв скоропостижно скончался во время срочной операции. Для Нелюбова это был двойной удар: вместе с Королёвым умерла последняя надежда на восстановление в отряде космонавтов.

Через несколько дней труп Нелюбова нашли на обочине железной дороги. В рапорте о причинах смерти Григория Нелюбова было написано: "В пьяном состоянии был убит проходящим поездом на железнодорожном мосту станции Ипполитовка Дальневосточной железной дороги".

Серова из Воздвиженки.

Недавно женщина-космонавт из Приморского края — Елена Серова — удостоена звания Героя России. Указ о награждении подписал президент Владимир Путин.

Уроженку приморского села Воздвиженка наградили за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на Международной космической станции. Пуск ракеты, в состав экипажа которой входила Серова, состоялся 26 сентября 2014 года.

Елена Серова — вторая россиянка после Елены Кондаковой (четвертая с учетом СССР), совершившая полет в космос. Елена родилась 22 апреля 1976 года в селе Воздвиженка Уссурийского городского округа Приморского края. В 1993 году окончила среднюю школу № 99 Западной группы войск в городе Гроссенхайне, Германия. В марте 2001 года окончила аэрокосмический факультет Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе (МАИ) с квалификацией "инженер".

Также в 2003 году получила второе высшее образование в Московской государственной академии приборостроения и информатики (МГАПИ) по специальности "экономист".

26 сентября 2014 года стартовала в качестве бортинженера пилотируемого корабля "Союз ТМА-14М".

Поделиться:

Наверх