Ежедневные Новости
Владивостока
67,08 ↓ USD
76,95 ↓ EUR
99,33 ↓ 10 CNY
16 января
Среда

Экономика

Приморье ждет китайских производств

Автор фото: Василий Буслаев
Китайские предприниматели вовсю прицениваются к приморским лесным ресурсам

КНР рассматривает возможность перевода части своих предприятий на территорию Дальнего Востока России.

Принципиальная договоренность о переносе китайских предприятий в восточную Россию была достигнута во время визита министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в меморандуме о взаимопонимании. С таким громким заявлением выступили намедни в руководстве Минвостокразвития, сообщает ЕНВ.

"Договоренность связана с инициативой КНР по экспорту производственных мощностей в приоритетных отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, сфере телекоммуникаций, в сельском хозяйстве. Речь идет о возможном переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока с учетом обязательного соблюдения установленных в России экологических требований", – говорится в релизе ведомства.

Разместить свои предприятия китайцы предполагают в зоне территорий опережающего развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток, где китайские заводы и фабрики будут пользоваться льготами.

Планы перенести часть производства за рубеж появились у Китая в ноябре 2014 года. Таким образом, власти собираются решить проблему загрязнения окружающей среды - быстрая индустриализация привела к катастрофическому ухудшению экологической ситуации в КНР, особенно в приграничных с РФ северных провинциях.

Пример тотального загрязнения китайской стороной вод погранрек во время наводнений на слуху у всех дальневосточников и достаточно ярок. Вспоминают и недавнюю трагедию в Тяньцзине (город в Китае, граничит с провинцией Хэбэй), где в августе прошлого года на химических складах произошли взрывы. В результате погибли более 170 человек, было уничтожено более тысячи автомобилей, произошел выброс высокотоксичных веществ. Многие эксперты всерьез полагают, что перенос части китайского производства на Дальний Восток может повлечь увеличение экологических рисков не только для региона, но и для всей великой России.

Кстати, власти страны и официальные СМИ КНР сообщают, что перенос производства в Россию поможет устранить еще одну проблему - перепроизводство. Китайские производители стали, цемента и стекла располагают сегодня избыточными мощностями, которые не нужны сейчас, когда экономика больше не растет по 10% в год.

Многие российские политики, однако, негативно отреагировали на перспективу "ползучего окитаивания" Дальнего Востока. По словам председателя думского комитета по региональной политике и проблемам Дальнего Востока Николая Харитонова, РФ не нуждается в китайских предприятиях на своих территориях, а широко распиаренная необходимость в постройке таких заводов - "надуманная неизбежность".

"Необходимо развивать свои собственные производства, чтобы у людей были рабочие места, и регион мог благополучно развиваться", – считает Харитонов.

С Харитоновым практически солидарен полпред президента по Дальневосточному федеральному округу Юрий Трутнев. По его словам, китайские инвесторы сегодня не готовы вкладываться в российские инфраструктурные проекты из-за отсутствия экономической выгоды.

"Обращаться к нашим китайским, японским или корейским коллегам (с предложениями) можно тогда, когда мы сделали проект привлекательным для наших российских инвесторов. Когда уже возникнет вопрос стоимости ресурсов, вопрос длительности средств, потому что все-таки инфраструктурные проекты дольше окупаются. Но вот чтобы никому в России не было выгодно, а мы вышли и сказали: китайцы, вкладывайтесь, так не получится. Это не работает. Они не будут вкладываться в проект, который в целом пока по экономическим расчетам невыгоден", – сказал Трутнев в конце марта.

Например, китайцы совсем не торопятся вкладываться в строительство транспортных коридоров в Приморье, используя пока лишь уже существующую железнодорожную инфраструктуру.

"На реализацию проектов транспортных коридоров требуются достаточно большие денежные средства: 172 млрд. руб. для "Приморья-1" и около 30 млрд руб. – для "Приморья-2". Выделять такие деньги из бюджета, на наш взгляд, неправильно", – подчеркивает Юрий Трутнев. По его мнению, "государство должно не инвестировать в капитальные вложения, а помочь инвесторам зайти на проект, окупить его", то есть сделать интересным для инвесторов. В итоге дорожное строительство коридоров шло и идет лишь за счет средств регионального бюджета.

Проекты транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" - не единственные на Дальнем Востоке России, чье будущее остается туманным. Так, в середине прошлого года администрация Забайкальского края планировала передать свыше 300 тыс. га сельскохозяйственных земель в аренду китайской компании на 49 лет по ставке в 250 руб. за гектар.

Предполагалась, что китайцы инвестируют в регион около 24 млрд. руб. для выращивания кормовых, зерновых, масличных и других культур, а также лечебных трав для фармакологии. В Пекине посчитали предложение недостаточным, указав, что РФ должна изменить и порядок перемещения, и расселения китайцев на территории России.

Есть примеры иного рода. Открывшуюся в августе 2015 году в Приморском крае игорную зону всё больше посещают граждане КНР. Но популяризацией Приморской игорной зоны в Китае и на Тайване занимаются наши китайские соседи из Суйфэньхэ, руководители суйфэньхэской турфирмы "Шэньчжоу" граждане КНР Цуй Юнли и Ху Юймин. Они еженедельно сопровождают по краю нашенскому национальные представительные делегации. В программу входят посещение Владивостока, проживание в комфортабельной гостинице Приморской игорной зоны и участие в развлекательных игорных мероприятиях в казино.
По информации ЕНВ, суйфэньхэская турфирма "Шэньчжоу" организовала бизнес в Приморском крае самостоятельно,  без сотрудничества с приморскими турфирмами. Помощь ей, однако, оказали проживающие длительное время во Владивостоке руководители китайской общины, являющиеся учредителями китайских гостиниц, торговых рынков и сети кафе восточной кухни. Как бы не получилось так, что из-за развивающейся во Владивостоке самостоятельной деятельности туркомпании "Шэньчжоу" и её влиятельных китайских партнёров, наши местные приморские туроператоры останутся без китайский туристов.

Главный минус проекта заключается еще и в том, что пока совсем неизвестно: на каких условиях будут создаваться китайские заводы в России. В частности, неясно, кто будет строить предприятия и потом работать на них: россияне или китайцы. Минэкономразвития уверяет, что до 80% персонала предприятий будут составлять россияне – вот только согласятся ли они на мизерные "китайские" заплаты и без привычных соцгарантий?...

Кстати, на прошлой неделе вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев провёл переговоры о возможных инвестпроектах КНР в Приморье с председателем совета директоров китайской компании Dezhong Energy Saving Technology Co. Ltd Сюэ Мином. В беседе также приняли участие вице-губернаторы края Александр Лось и Евгений Вишняков. Китайская компания заинтересована в создании на территории Приморья своих производств. Речь идёт о трёх заводах: по производству инновационного изоляционного материала, питьевой воды и лекарственных препаратов.

"Развитие восточного вектора – основное направление стратегии социально-экономического развития нашей страны. Пожалуй, из всех территорий ДФО Приморский край обладает самым большим разнообразием форм поддержки бизнеса. Именно здесь функционируют льготные режимы территорий опережающего развития, региональных инвестпроектов, свободного порта Владивосток и особой экономической зоны", – сообщил заместитель главы региона.

Представитель китайской делегации Шэн Чжэньмин заявил о готовности его компании стать резидентом свободного порта Владивосток.

"Благоприятный климат и огромные запасы природных ресурсов Приморья позволяют нам рассчитывать на успешную реализацию этих проектов. Мы готовы привезти сюда делегацию инвесторов для детальной проработки наших проектов. Подчеркну, что руководители Китая и России поддерживают тёплые добрососедские отношения, и мы также готовы направить все силы, чтобы установить взаимовыгодное сотрудничество с Приморским краем", – подчеркнул он.


Наверх