59,46 ↓ 100 JPY
91,08 ↑ 10 CNY
64,37 ↑ USD
54,33 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 2 м/c
EN
16 октября
Среда

Общество

С уважением к Бомарше и Приморью

Фото: Василий Буслаев
В театре им. Горького состоялась премьера аншлаговой комедии "Женитьба Фигаро"

Зритель всегда идет на Бомарше как на праздник, и мы эти ожидания а театре им. Горького постараемся оправдать —режиссер комедии Андрей Лапиков

Премьерой аншлаговой комедии "Женитьба Фигаро" встретил весну краевой академический театр имени Горького во Владивостоке. То, что эта комедия классика французской литературы Бомарше обязательно появится в репертуаре театра, главный режиссер Ефим Звеняцкий говорил еще летом прошлого года. И вот – его планы воплощены в жизнь, сообщает корр. ЕНВ.

"Я с удовольствием взялся за постановку "Женитьбы Фигаро" во Владивостоке, — рассказал корр. ЕНВ режиссер спектакля Андрей Лапиков (зрителям известны его работы на сцене театра имени Горького — "Варшавская мелодия", "Как бы нам пришить старушку"). — Тем более, что опыт работы с пьесой у меня уже есть. Спектакль, который увидят зрители театра, ориентирован на уважение к Бомарше и предстанет в формах, близких к жизни. В нем будет много музыки, танцев, особая сценография. Но, конечно, в нем будет чувствоваться мое восприятие Бомарше, мое представление об этом авторе. И, разумеется, свои краски привносят актеры театра имени Горького, молодое поколение, работать с которым мне очень интересно, это моя первая встреча с ними".

Действительно, молодое поколение театра представлено в "Женитьбе Фигаро" многопланово и ярко. Пройдоху-цирюльника, одновременно графского камердинера и даже домоправителя играет Константин Суворин, одна из самых ярко-комедийных ролей спектакля – первого пажа графа Керубино – досталась Дмитрию Самотолкину. В роли Сюзанны, невесты Фигаро и первой камеристки графини, ожидаемо искренне живет предстоящей свадьбой и вечными проблемами графской обслуги Наталья Овчинникова, покинутую было, но не павшую духом графиню Розину очень уверенно, очень как то по дворянски играет великолепная Валерия Запорожец.

Премьерной неожиданностью "Фигаро" стала внезапная, за четыре дня до премьеры "отставка" от главной роли воспылавшего к Сюзане страстью графа Альмавивы артиста Михаила Марченко – говорят, любимого актера режиссера Лапикова в составе труппы "горьковки". Неожиданность, впрочем, оказалась необыкновенно позитивна – в шкуре авторитетного крепостника Альмавивы с присущим ему наследственным талантом весь спектакль живет и купается в роли на глазах растущий мэтр приморской сцены и звезда театра Валентин Запорожец.

Очень может быть, что удачному вводу Валентина в сложившийся в ходе репетиций творческий коллектив комедии помогла та самая семейственность – теперь в комедии роли супругов Альмавива играют супруги-актеры – Валентин Запорожец и Валерия Брюханова. Зрители премьерного чуда бурно аплодировали верно воплощенным на сцене Валерией и Валентином семейным размолвкам графа и графини, сценам ревности и любви, смелым, семейным "приколам и прихватам" мужа и жены на сцене и в жизни…

Напомним, что в основе сюжета комедии — история, придуманная более трех столетий назад придворным часовщиком Бомарше. Несмотря на время, комедия, словно идеальный часовый механизм, и сегодня не теряет юмора, динамичности и любима зрителями театров по всему миру. Она посвящена весельчаку и балагуру Фигаро, слуге графа Альмавивы.

— Время, описанное в комедии Бомарше, поразительно похоже на то, что наступило сегодня, — рассказал режиссер-постановщик Андрей Лапиков. — Комедия посвящена молодым людям, которые борются за право быть свободными и любить. Поэтому в спектакле и заняты молодые люди, им может быть особенно близка и понятна эта идея.

Пьеса классика мировой литературы уже более двух столетий не сходит со сцен многих стран мира. Секрет прост: талантливая пьеса, головокружительный сюжет, искрометный юмор, колоритные образы героев и счастливый, жизнеутверждающий финал.

Графский камердинер Фигаро накануне своей свадьбы с камеристкой графини Сюзанной узнает от неё чрезвычайно неприятную новость. Оказывается, щедрое приданое, которое обещано ему графом за Сюзанной, является вовсе не благодарностью графа своему камердинеру за многолетнюю верную службу, а ничем иным как платой камеристке за её согласие стать тайной любовницей графа.

Разумеется, Фигаро, горячо любящий свою невесту, не может допустить такого исхода дела. Но и приданое терять не хочется. И Фигаро придумал! С каким изяществом, юмором, блеском он обведёт вокруг пальца своего коварного графа, вернув соблазнителю весь юношеский трепет любви к его собственной супруге! Любви, послужившей основой этой яркой комедии.

- Сложность нашей новой работы в том, что эта пьеса играется практически во всех театрах страны. Хочется, чтобы это было задорно, весело, чтобы мы смогли донести до зрителя весь комедийный кураж пьесы, чтобы они хотели идти на нашу постановку, - рассказывает Наталья Овчинникова, актриса Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.

Чтобы зрителю было понятно и весело, классическая постановка обрела массу современных деталей. Например, красные подушки на сцене - не просто декорации. Это символ любви. Впрочем, по мнению постановщиков, сама ситуация абсолютно понятна, герои - современны. Несмотря на оригинальный язык.

Константин Суворинов, актер Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького: "Я думаю, что сейчас много таких людей как мой герой, особенно во времена кризиса. Несмотря ни на что, люди не унывают, Фигаро схож с нами, он тоже никогда не унывает".

По словам режиссера, существуют две специфики рассмотрения комедии Бомарше, русская и западная.

Согласно первой из них, в спектакле присутствует много песен, танцев, постановка насыщена карнавальным мироощущением, яркостью в одежде и общей пестротой. На западе же, с этой точки зрения, и посмотреть не на что. Танцев в "Женитьбе" там почти нет, а на сцену актеры часто выходят и вовсе в современных костюмах. Зная об этом, Андрей Лапиков попробовал найти баланс между двумя противоположными взглядами.

— В нашей постановке герои пляшут лишь тогда, когда это действительно необходимо, когда они счастливы, взволнованы, очарованы. Причем делают это они больше не для зрителя, а сами для себя или друг для друга, — рассказал постановщик. — Преимущество танца в том, что он позволяет множество движений, прикосновений, которые будут выглядеть неуместными во время обычного общения.

…Вот уже несколько сотен лет комедия Бомарше "Женитьба Фигаро" остается одной из самых востребованных среди театральных режиссеров и любимых среди зрителей театра.

Выбор режиссером молодежи на главные роли можно назвать интересным и по большому счету верным ходом, ведь, если обратиться к театральной истории, главные роли в "Фигаро" традиционно доверяют более опытным коллегам.

Теперь же в комедии более опытные актеры театра - Евгений Горенко, Сергей Миллер, Александр Белоконь, Жанна Стрелкова – с блеском и большой внутренней свободой играют роли второго плана, нередко выводя их в ходе комедийного шоу на авансцену. Здесь хотелось бы отметить вновь необычное прочтение роли садовник Антонио Александром Белоконем. И безусловную чаровницу комедии, одну из трех главных граций сценического действа, актрису огромного комедийного потенциала Жанну Стрелкову (ключница Марселина).

Интересно музыкальное оформление спектакля – режиссер решил использовать, разумеется, музыку Моцарта (поскольку для многих "Женитьба Фигаро" в первую очередь – это опера великого композитора), а также мелодии Цирка дю Солей и работы известного французского театрального композитора Хьюго Ле Барса. Овацию зрительного зала вызывает и музыкальная цитата из "Сюзанны" Криса Нормана ("Смоки") в исполнении Фигаро…

"Зритель всегда идет на Бомарше как на праздник, и мы эти ожидания постараемся оправдать", — сказал накануне премьеры режиссер комедии Андрей Лапиков. ЕНВ полностью согласны с эти утверждением, но от себя добавили: праздник женской солидарности против всех этих… мужиков… театру удался!


Наверх