59,28 ↓ 100 JPY
90,78 ↓ 10 CNY
64,25 ↓ USD
54,18 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-2° ветер 2 м/c
EN
16 октября
Среда

Общество

Владивосток будущего: образование, роботы, грамотные мигранты, спортзалы и малость алкомаркетов

Фото: "Ежедневные новости Владивостока"
Владивосток будущего: образование, роботы, грамотные мигранты, спортзалы и малость алкомаркетов

Стратегию развития Владивостока до 2030 года обсудили политики, ученые и бизнесмены

Стратегия развития Владивостока вплоть до 2030 года – на повестке дня. Ученые, политики, представители бизнеса и общественных организаций стали участниками круглого стола, где главной темой стало будущее приморской столицы. Саммит АТЭС прошел, инвестиции сокращаются, в городе открываются и процветают алкомаркеты, а вот спортзалов катастрофически не хватает. Можно было бы сделать ставку на качественное образование, пересмотреть штрафные санкции, которые выбивают предпринимательство из "седла", но при этом "окультурить" миграционные потоки. Не должны оставаться в стороне наука и логистика. Всем этим поделились участники мероприятия, но для создания общей картины этого явно недостаточно, сообщают ЕНВ.

Круглый стол "Стратегические приоритеты и видение социально-экономического развития города Владивостока до 2030 года" состоялся в стенах ДВФУ. Инициатором его проведения выступили Ассоциация выпускников ДВФУ, сам университет, экспертный совет при Председателе Законодательного Собрания Приморского края и Совет по стратегическому развитию г. Владивостока.

Круглый стол стал местом встречи бизнесменов, политиков, экономистов, ученых, общественных деятелей с экспертами и законодателями, теми, кто сегодня уделяет особое внимание в своей ежедневной работе вопросам стратегического развития нашего родного города.

На заседании обсуждались следующие вопросы:

  • Формирование диверсифицированной конкурентоспособной растущей экономики города;
  • Формирование финансовых механизмов развития экономики;
  • Формирование комфортного городского пространства;
  • Развитие информационного пространства города;
  • Создание в г. Владивостоке широких возможностей для самореализации личности.

К участию в дискуссии были приглашены главы муниципальных образований Приморского края, представители Администраций города и края, экспертного совета при Председателе Законодательного Собрания Приморского края и Совета по стратегическому развитию г. Владивостока.

Экспертам предстояло не только обсудить "сегодняшние" проекты развития приморской столицы, но заглянуть в будущее, а точнее в год 2030, чтобы актуализировать концепцию развитию города.

Напомним, что " Стратегия и стратегический план развития города Владивостока " до 2020 года была разработана по заказу администрации Владивостока и принята Думой города в 2011 году. С тех пор многое изменилось в жизни города и края: масштабные изменения внесли подготовка и проведение во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС. В 2014 году было подписано соглашение о создании Владивостокской агломерации, в конце 2014 года принят федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития, а с октября 2015 года вступил в действие федеральный закон "О свободном порте Владивосток". Все это стало основанием для актуализации работы.

Модератор круглого стола - председатель ассоциации выпускников ДВФУ и спикер Законодательного Собрания Приморья Виктор Горчаков, озвучив основные этапы развития современного Владивостока, отметил, что впереди целых 15 стратегических лет, и что ждет Владивосток впереди – зависит от "фантазии" экспертов.

Первым со своим докладом выступил автор программ развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также Владивостока как центра международного сотрудничества директор "Международного центра развития регионов" Игорь Меламед. Дав оценку существующей стратегии, он отметил, что во всех документах при наличии бюджетного, таможенного, налогового курсов вырисовывается явное отсутствие социальное политики. И это большое упущение.

"Владивосток – самый интересный город в России, ибо такого экстремального развития в хорошем смысле слова больше нигде не наблюдалось, - отметил ученый. – В 2011 году инвестиции в основной капитал составили 135 428 миллионов рублей. Но к 2015 году этот показатель сократился почти в три раза. У города есть стратегия развития и стратегический план, но цели и миссии этих документов рознятся. Цель была проста – повешение качества жизни. Но это иждивенческая цель, ибо в ней не были учтены позиции самого населения. На самом деле горожанин должен иметь все возможности, чтобы реализоваться в трудовой и культурно-досуговой сфере".

В своем выступлении эксперт отметил, что индустриализация налицо, а досуг призваны обеспечить такие объекты, как например, недавно появившиеся "Фетисов-Арена" и оперный театр.

Проанализировав стратегические альтернативы города, ученый выделил следующие: промышленный центр, сервисная база для края, инновационно-промышленный центр, транспортно-логистический центр, туристический центр. Необходимо держать ориентацию на качество услуг через индустриализацию и постиндустриализацию, при этом делая ставку на университеты.

Затронул Игорь Меламед и роль особых экономических условий хозяйствования в развитии города. Сегодня и административным структурам, и бизнесу стоит сделать акцент на Свободный порт Владивосток. "Это не физическая реальность, не территория с забором и пунктом пропуска на въезде-выезде. Свободный порт – это виртуальная реальность, где в электронном виде функционируют все документы – банковские, налоговое, таможенные. Создание условий для IT-сообщества, это еще один стимул для развития Владивостока", - отметил эксперт.

Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов и член экспертного совета по стратегическому развитию Владивостока экономист Юрий Авдеев затронул процессы миграции, которые оказывают характерное влияние на развитие приморской столицы. "Владивосток меняет функции и положение не только в регионе, федерации, но и на международном уровне. Сегодня Владивосток – это площадка взаимодействия между Европой и Азией, и этого нельзя не учитывать. Владивосток видится не просто краевым центром, а городом федерального подчинения. И учитывая, что границы города видятся на расстоянии полуторачасовой доступности, необходимо включить в состав городского округа акватории. Что позволит сократить расстояния между населенными пунктами, контролировать вопросы экологии", - уверен Юрий Авдеев.

У Владивостока есть явный шанс быть конкурентоспособным не только на территории России, но и на международном рынке. И таких отраслей, где можно "себя показать" - можно по пальцам пересчитать. Среди них судостроение и все отрасли, которые связаны с выходом в мировой океан, уверен эксперт.

"Конек" ученого – миграционные процессы. Все уверены, что в стратегии развития Владивостока до 2020 году будет демографический всплеск, правда Юрий Авдеев особо не разделяет этого оптимизма. "Сегодня 20-24-летних горожан на 10% меньше, чем 25-29-летних, а 15-19-летних в 2,7 раза меньше представителей более старшего поколения. Так что спад будет. И если хотим повлиять на ситуацию, то должна ориентироваться на миграцию. В среднем в год Владивосток привлекает не более 25 тысяч человек. Из них 60% — это россияне, причем 50% - это перемещающиеся по Дальнему Востоку. И только около 6 тысяч человек – это та часть мигрантов, которая приходит извне. Но даже этот поток сокращается. Так что в стратегии необходимо предусмотреть стимулирующие законодательные документы", - озвучил свои аргументы г-н Авдеев. И если не будет Института развития города, который бы занимался реализацией стратегий, планов и проектов, то даже самая хорошая стратегия будет обречена на провал, резюмировал свое выступление эксперт.

Ставку на транспортную составляющую в своем выступлении сделал начальник отдела развития транспорта ОАО "ДНИИМФ" Михаил Холоша. Ибо транспорт – это не только сфера обслуживания горожан и бизнеса, но и составляющая, которая оказывает непосредственное влияние на развитие Владивостока. "Сегодня Владивосток – это главные ворота Транссиба. Город занимает лидирующие позиции по контейнерообороту, 80% перевозок грузов осуществляется по железной дороге. Но эти достижения необходимо закрепить дополнительными логистическими площадками, ибо в большой мере зависим от пропускной способности Транссиба, станционных территорий. У города существует потенциал обслуживания транзитных перевозок. Необходимы эффективные порты, сухопутная инфраструктура. Но при этом необходимо еще иметь и конкурентоспособный флот. Это позволит Владивостоку войти в систему тихоокеанских связей", - привел сотрудник научного института главные аргументы стратегии, которые должны найти отражение в будущем Владивостока

Руководитель группы разработчиков - директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ, профессор Александр Абрамов представил краткий анализ социально-экономического положения Владивостока, отметил основные тенденции и проблемы в области развития экономики, социальной инфраструктуры, демографии. Были отмечены как позитивные, так и негативные факторы и тенденции, что поможет в дальнейшем разработать оптимальные мероприятия для роста и развития города и региона.

Свою точку зрения высказали и представители бизнеса. Первый вице-президент группы компаний "В-Лазер" Сергей Митрофанов свое выступление построил на сравнении мировых практик. В частности, он сравнил, как относятся к бизнесу в России, в т.ч. и во Владивостоке, и как выстраиваются отношения между государством и бизнесом в Поднебесной. Оказывается, у китайцев действует принцип – если не получается уложить в одну фразу цель и положение, значит еще не все готово, значит еще рано, значит еще идут дискуссии. Китай в организации производства, рабочей силы и других направлений действует как страна золотого миллиарда. Для того, чтобы удержать ВВП на уровне 6,5%, власти приостановили действие почти 240 подзаконодательных актов и стали выводить бизнес из серой зоны.

Отдельно представитель бизнеса коснулся стратегии "кнута и пряника": "Налоговое администрирование должно быть четким и грамотным. Мы же пока много времени отдаем на "шум винтов". У нас чуть что, сразу штраф. Но нельзя штрафовать за малейший просчет и провинность. Компании, порой, чтобы доказать, что сделано не умышленно, что нет подкупа, приходится тратить сумасшедшие силы, нервы, время и деньги. Нельзя давать штрафы, которые равны трем месяцам выручки компании, это все равно, что убить предприятие".

"Давайте иметь перед собой конкретную цель. Например, уделим больше внимания образованию. Построить процесс таким образом, чтобы наше образование было лучшим во всей России. А то в результате имеем, что у нас много людей с высшим образованием, но ни у кого нет среднего. Это явно видно в результате многочисленных собеседований. Можно сколь угодно говорить, что наш город самый лучший, но необходимо встроить систему так, чтобы миграционные процессы сменились с минуса на плюс, чтобы заполнились вакансии", - отметил Сергей Митрофанов.

Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов в своем выступлении рекомендовал рассматривать Владивосток, как целостную социально-экономическую систему. "Владивосток перерос себя и выходит на агломерацию. Это и надо рассматривать на длительную перспективу, где будут тесно связаны между собой город и его окрестности. При этом стоит оценить, какое влияние окажет Владивосток, например, на Артем, Уссурийск, Большой Камень, и какое влияние окажут эти города на Владивосток. Такие проекты должны выходить на оценку приоритетов, на более конкретное обоснование предложений. Например, производство оборудования для изучения океана. Скоро запустим завод мелкосерийного производства роботов – почему бы это не развивать. Почему не заняться производством оборудования и приборов для марикультуры. И неплохо было бы, если бы такие приоритеты продумало все сообщество. И обязательно стоит подумать о пространственной модели города", - поделился своими размышлениями академик.

Заместитель гендиректора компании "МаксЭкспресс" Максим Троценко в своем экспромт-выступлении согласился с тем, что город один из лучших, что самое большое богатство Владивостока – это люди, но, несмотря на все перспективы бизнес не спешит вкладываться финансово в развитие приморской столицы – то ли боится, то ли не хочет, то ли верит.

"Если говорить о развитии транспортных потоков и активизацию Китая на этом направлении, то закрадываются сомнения. Когда им необходимо достичь цели, то поедут и на велосипедах, и по грязи, и повезут грузовиками, и вложатся финансово, а пока они пассивны. Это говорит о том, что явного интереса наши транспортные коридоры для них не представляют. Много вопросов вызывает и производство в рамках свободно порта и дальнейшей реализации товаров на внутренний рынок. Комплектующие детали будут завозить по льготным тарифам, изделие здесь будет производиться и далее выпускаться, уже как готовое. А ставки в этом случае будут значительно выше. Получается, что экономический смысл сомнителен", - поделился своими размышлениями бизнесмен.

Еще один момент выступления Максима Троценко – это сравнение локальных успешных проектов: "В последнее время во Владивостоке успешно развивается сеть алкомаркетов – ценовая доступность, ассортимент, разнообразие марок показывают, что проект состоялся. И на фоне такого активного развития прямая противоположность – спортивных и тренажерных залов в городе раз-два и обчелся. Их очень мало и цены за предельные. В той же Москве годовой абонемент в залы не премиум-класса обходится около 17 тысяч рублей и еще две недели дают бонусами. Думаю, что многие бы владивосткоцы сочли такое предложение привлекательным и поспешили бы заняться спортом и здоровьем. И здесь стоит задуматься администрации города почему "короткие" деньги без риска вкладываются в дело, а в другом направлении бизнес боится рисковать".

А для того, чтобы были видны результаты работы, чтобы можно было предопределить успех того или иного проекта, Максим Троценко предложил не собираться дежурно раз в год, а сделать такие встречи регулярными. Чтобы можно было анализировать поступательные шаги бизнеса и администрации, чтобы можно было подводить промежуточные итоги и спрашивать, чего удалось достичь за минувшую неделю, а где дело застопорилось.

Подводя итоги круглого стола, его модератор Виктор Горчаков отметил, что это уже не первая встреча по заявленной теме. Он предложил всем участникам мероприятия предложить свое видение стратегического развития Владивостока, чтобы потом не было разговоров, что не сказали, не нравится, не известили…


Наверх