58,14 ↓ 100 JPY
91,49 ↑ 10 CNY
62,95 ↑ USD
53,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 2 м/c
EN
18 июля
Четверг

Общество

Судоремонт Приморья - могильный камень Тихоокеанского флота

Создание оборонного госхолдинга судоремонта на Дальнем Востоке затягивается из-за раздрая в планах приморской исполнительной власти и государства

Василий Буслаев
2007 год в России ознаменовался созданием оборонных госхолдингов: "Объединенная авиастроительная корпорация", "Объединенная судостроительная корпорация", бронетанковый холдинг... В планах Кремля создание как минимум пяти оборонных холдингов; к названным нужно прибавить коммунальный и сельскохозяйственный холдинги министерства. Их создание, по мысли пришедшего в МО РФ гражданского министра Анатолия Сердюкова, позволит стране вернуть контроль над снабжением армии всем необходимым. Говорят, что наблюдать эффект от процесса возвращения оборонки в лоно государства можно будет уже в ближайшие три-четыре года. Посмотрим?
Не было печали
Процесс создания оборонных холдингов упирается в две проблемы. Первая - целесообразность включения в холдинг многих лежащих на боку предприятий. Госзаказ все еще куцый, главное сейчас не раздать всем сестрам по серьгам, а обеспечить работой и зарплатой ведущие предприятия оборонки. Вторая, и не менее существенная проблема - отсутствие на большинстве оборонных предприятий ресурса развития. Нет, например, в стране качественного спецметалла. Нет кадров уникального в прошлом военного машиностроения. Нет системы поставок оборудования - а существующие цепочки поставщиков увеличивают стоимость оборонного производства в разы.
Проблемы эти максимально полно отразились на процессе создания Объединенного судостроительного холдинга (ОСХ) России - и его дальневосточной составляющей. О чем и поговорим.

Флоту быть?

В начале 2007 года ОСХ был создан - его руководителем стал советник президента по военной промышленности Александр Бурутин. В середине года определилась структура ОСХ, в который вошли три судостроительных субхолдинга. Кстати, кроме субхолдингов, в ОСХ вошли два конструкторских бюро (КБ): "Алмаз" и "Рубин", а также два крупнейших российских банка, задачей которых стало софинансирование работы КБ и государственных судостроительных программ. Которые, кстати, пока существуют лишь в Северодвинске и Питере.
Северный ОСХ образован на базе предприятий Северодвинска, и его главными задачами стали строительство и ремонт атомных субмарин. Западный субхолдинг был образован из судостроительных и судоремонтных предприятий С.-Петербурга и Калининграда. Здесь строят дизельные ПЛ и корабли-корветы, которые, по мысли военных стратегов, станут основой нового русского флота где-то к 2020 году.
Что касается Дальнего Востока - здесь, по мнению аналитиков, пока и все еще преобладает грызня региональных властей за сохранение своих оборонных предприятий. Судите сами: уже объявлено, что в Дальневосточный судостроительный субхолдинг должны войти предприятия Приморья, Хабаровского края, Амурской области, Камчатки. Огромен территориальный разброс - огромны будут и затраты на создание такого конгломерата. Да и непонятно - куда и кому передавать военным заказы ближайшей пятилетки на строительство для ТОФ всего-то пары корветов и достройку одной субмарины?
Не залатаешь - не поплывешь
Причем очевидно: главной задачей ДВ-субхолдинга должен стать именно текущий и капитальный судоремонт имеющейся на театре невеликой группировки кораблей ТОФ.
Потому что сегодня корабли ТОФ выполняют всего лишь представительскую миссию. Основа боевых сил - атомные ПЛ Камчатки - не могут нести полноценную боевую службу в мировом океане по причине отсутствия разнородных сил их поддержки и обеспечения. Главные надводные силы ТОФ - большие противолодочные корабли (БПК) - тоже не могут выйти на боевое дежурство как "один в поле воин", а только в составе отряда боевых кораблей, которых на флоте, увы, уже нет. Вот и ходят БПК и "Варшавянки" в море только с визитами, а атомные субмарины несут БД лишь у берегов Камчатки. Потому что нет на флоте сил их обеспечения ввиду отсутствия военного судоремонта.
С подводным судостроением на Дальнем Востоке все более-менее очевидно. У атомного подводного флота есть Комсомольск-на-Амуре и большекаменская "Звезда", способные и строить, и ремонтировать атомные субмарины. Можно здесь возродить и строительство новых дизельных ПЛ. Вот только ремонтировать дизельные ПЛ пока некому!
Раньше ремонтом "дизелей" успешно занимались Дальзавод
 и 178-й военный во Владивостоке. Однако сегодня их состояние как базы военного и любого судоремонта столь плачевно, что, по информации автора, побывавшие в конце прошлого года в Приморье комиссары ОСХ категорически отказались от включения этих заводов в ДВ-субхолдинг. У комиссии, говорят, в крае нашенском вообще не возникло вопросов только к большекаменской "Звезде" и надводной "Восточной верфи" с Малого Улисса Владивостока.
Что будет?
Скорее всего, проблема военного судоремонта в Приморье, а следовательно, и вопрос создания ДВ-субхолдинга будут решены правительством за счет банкротства и последующей передачи в субхолдинг двух предприятий - военных заводов в Диомиде и Дунае. Да просто потому, что остальные судоремзаводы края настолько акционированы, что выкупать их в лоно государства невыгодно! Хотя в принципе и предусмотрено, что в субхолдинги будут входить как ФГУПы со 100-процентным госкапиталом, так и частные "оаошки". Вопрос в следующем: насколько они частные и кому принадлежат? Не секрет, что огромные проблемы уже ждут приморский авиапром "Прогресса", где, как говорят аналитики, доля иностранного капитала превысила 25-процентный запретительный порог размещения оборонных заказов. Вот и строит "Прогресс" вертолеты изредка и лишь для Малайзии...
Очевидно и другое. Без госзаказа старейшее предприятие приморского судоремонта - Дальзавод - скоро прекратит свое существование - вслед за ВСРЗ и ПСРЗ, превратившись в таможенную площадку перевалки импортного барахла и отечественного вторсырья. Очевидно, это понимают не только его хозяева, но и приморские власти, которые в 2007 году вопреки Кремлю "замутили тему" создания в Приморье какого-то "центра судостроения и судоремонта". Цитирую.
Власти Приморья просят правительство ускорить работу по созданию судостроительного холдинга
Рабочая группа по организации судостроительного комплекса на Дальнем Востоке подготовила письмо на имя руководителя Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Александра Бурутина, в котором изложила свое видение первоочередных мер, необходимых для ускорения создания холдинга.
Как сообщил 31 августа 2007 года председатель комитета по промышленности "белого дома" Виктор Старченко, в первую очередь необходимо провести инвентаризацию недвижимого имущества заводов, входящих в ДВ-центр судостроения и судоремонта, межевание земель, на которых они располагаются, и аудит бухгалтерской отчетности. "На это все, по скромным подсчетам, нужно 50-60 млн рублей. Такие средства в бюджеты заводов не заложены", - уточнил Старченко. По его словам, чтобы ускорить процесс приватизации, необходимо уже сейчас найти источники финансирования, потому что согласно Указу Президента РФ ДВ-центр должен быть создан до ноября 2008 года.
Кроме того, члены рабочей группы считают необходимым ускорить регистрацию имущества предприятий и земель, на которых они расположены. "Во время этой процедуры могут возникнуть споры с арендаторами", - пояснил Старченко. Для решения этого вопроса рабочая группа планирует провести собрание всех участвующих сторон, представителей заводов, арендаторов, чиновников, фискальных структур, где будут обсуждены все спорные вопросы.
Как отметил Старченко, рабочая группа просит ускорить создание дирекции ДССЦ на базе ОАО "Научно-исследовательский институт "Берег". "Это позволит нам начать предметно работать по созданию самого центра", - добавил Старченко. Также, по словам руководителя комитета, сейчас ведется работа с кредиторами судоремонтных и судостроительных предприятий и налоговой инспекцией.

Повторяю: правительство решило создать на Дальнем Востоке государственный судостроительный субхолдинг. Эмиссары Кремля в эти дни определяются: какие предприятия Приморья войдут в него. Причем выбор, видимо, остановится на тех, кто еще может работать на оборонку.
В это же время власть края суетится над созданием собственного ОАО "ДВ-центр судостроения и судоремонта", на финансирование проекта которого уже просит у Кремля деньги!
Причем многим очевидно: приморская власть попытается впихнуть в "ДВ-центр" не столько успешную "Звезду", сколько умирающие трудами его бывших и нынешних соратников по бизнесу акционерные и закрытые "общества" на базе рекрутированных за последние восемь лет в стойло частного владения дышавших на ладан предприятий. Ну и, разумеется, постарается назначить руководителем оборонного судостроения на Дальнем Востоке своего человечка - говорят, им станет бывший завхоз "белого дома"... А Кремлю оно надо? Время покажет.

Поделиться:

Наверх