59,23 ↓ 100 JPY
92,88 ↓ 10 CNY
64,32 ↓ USD
54,21 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 3 м/c
EN
18 июня
Вторник

Экономика

Портовое гостеприимство Владивостока

Фото: Ольга Кускова
Портовое гостеприимство Владивостока

У сферы гостеприимства Приморья два пути – ждать пока с рынка выдавят москвичи или начать креативить и брать ситуацию в свои руки

Последние две недели во Владивостоке проходят под знаком форумов, конференций и круглых столов. Активно обсуждают инвестиции, судьбу будущих резидентов, перспективы малого и среднего бизнеса, развитие туризма, уровень гостеприимства и т.д. И все это напрямую связано либо с ТОРами, либо со свободным портом Владивосток, сообщают ЕНВ.

Буквально неделю назад почти 160 представителей отельного и ресторанного бизнеса Приморского стали участниками конференции "Сфера гостеприимства – перспективы и возможности в условиях режима "Свободный порт Владивосток". Мероприятие состоялось на прошлой неделе во Владивостоке, в числе спикеров известные в своей отрасли эксперты федерального масштаба - победитель конкурса "Gazelle Бизнеса 2015" генеральный директор компании "СкайРест" Александр Затуливетров и вице–президент НП "Ассоциация малых гостиниц" Тамара Буйлова.

Гостеприимство, развитие отельного и ресторанного бизнеса, удержание его на плаву в нелегкое для экономики время – тема актуальная. Впереди работа закона о "Свободном порте Владивосток" в полную силу, а это значит, увлечение в перспективах числа представителей бизнеса из зарубежных стран, иностранных делегаций, туристов, проведения крупных и мелких мероприятий и т.д.

Приглашенные профессионалы рассказали о разных вариантах создания, развития или переориентирования своего бизнеса, о законодательных инициативах, которые стоит принять во внимание.

Как отметила управляющая сети ресторанов "Хлопок" Ольга Кочергина, мероприятие было интересным в образовательном плане, новая информация никогда и никому еще не вредила и не была лишней. "Но это скорее был не диалог, не обмен мнениями, а монолог. Выступления ораторов были настолько эмоциональными и интересными, что аудитория слушала, буквально раскрыв рты, и активно записывала речь спикеров. Они делились своим опытом, рассказывали о новых практиках, как можно реализовать те или иные идеи. И скорее всего, подобная информация была необходима владельцам бизнеса, а не наемным сотрудникам", - пояснила г-жа Кочергина.

Приглашенные спикеры поделились своим опытом ведения ресторанного и туристического бизнеса, а также объяснили перспективу "порто-франко" для разных направлений предпринимательства.

"У предпринимателей региона сейчас интересная пора. Сложившаяся в стране экономическая ситуация бросает бизнесу новые вызовы – и в каждом таком вызове важно искать что-то позитивное. Падения курса рубля, например, выгодно для потенциальных туристов из-за рубежа: стоимость проживания и питания для них также снижается. Значит, и местному бизнесу выгодно работать в этом сегменте. А т.к. потенциал въездного и внутреннего туризма растет, то сейчас отличное время для расширения или переориентации своего бизнеса на туризм. С другой стороны, есть ряд законодательных инициатив, которые могут замедлить развитие этого процесса. Если это не сделаете вы, то сделают другие", – отметила председатель совета предпринимателей Приморья Юлия Пак.

Секретами грамотного открытия хостелов и мини-отелей с участниками конференции поделилась вице–президент НП "Ассоциация малых гостиниц" Тамара Буйлова. Спикер обратила внимание на важность отстаивания предпринимателями своих прав в период внесения изменений в профильное законодательство: подобная активность помогла инициативной группе с ее участием отстоять "право на жизнь" для малых средств размещения на территории Санкт-Петербурга. Кроме того, г-жа Буйлова назвала моральные и экономические плюсы малых средств размещения: для предпринимателя это большая свобода в установке цены за номер и выборе формата заведения – от хостела до мини-гостиницы. В то же время наличие таких отелей в регионе открывает дополнительные возможности для трудоустройства женщин и молодежи, а также повышает конкуренцию в сфере гостеприимства.

"Участвуя в конференции, мы подкрепили свои знания, сделали соответствующие выводы и удостоверились в том, что в своем бизнесе мы на верном пути – рассказала старший администратор владивостокского хостела "Бамбук" Диана Руденко. – В своей работе делаем упор на комфорт, внимание, радушие, безупречное радушие. Дело не ограничивается выдачей ключей, мы находимся с нашими постояльцами постоянно в контакте. Есть комнаты как для общего размещения, так и для отдельного, используем бронирование в режиме он-лайн через интернет, и это приносит свой результат. Несмотря на то, что открылись меньше года, летом у нас было 99%, постояльцы со всех концов света – США, Великобритания, Бразилия… Сейчас в зимний, непиковый сезон, загруз мест составляет 60-65%, в основном этой туристы из Китая и Кореи".

"Рассказали о преимуществах, которые можно увидеть в рамках сегодняшних реалий, много внимания было уделено юридическим тонкостям – как открыть хостел, как решать вопросы санитарии, пожарной безопасности, питания, какие могут возникнуть ошибки у малого бизнеса в ходе такой работы. Но красной чертой через все выступление проходило именно понятие гостеприимства, т.е. мы работаем для того, чтобы клиент был доволен. Затрагивались такие моменты, как проведение акций, мероприятий, всего того, что позволит привлечь клиента, а также информационная прозрачность и открытость работы с партнерами, чтобы обеспечить грамотное ведение бизнеса", - отметила менеджер отдела продаж отеля "Экватор" Анастасия Кислицына.

"Хостелы, гостевые дома - это очень выгодный бизнес, причем не только для его владельца, но и для бюджета. Открывают такие средства размещения в основном представители среднего класса, люди с образованием, порой и не одним, со знанием языков, у которых выражено индивидуальное отношение к бизнесу. Это та прослойка которая не уедет из страны, которая не будет руководить делами из-за рубежа, которая будет привязана к рабочему месту и региону, - считает Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров. - Такие средства размещения – настоящий стержень экономики, именно они дают приток. Взять, например, 5-звездочный отель. Приехало туда 200 бизнесменов, поспали, позавтракали, посовещались и отбыли. Максимально, что они могут заказать – это трансфер в аэропорт. А те, кто останавливается в хостелах? Они едут не в командировку, не за деньги компании, они тратят на поездку свои кровные, потому и вариант проживания ищут более экономичный. Но при этом они хотят, чтобы было радушно, уютно. Они по городу погуляют, сувениров накупят, продегустируют массу блюд в местных кафешках… И таких людей гораздо больше. Они потом возвращаются домой, делятся впечатлениями, тем самым повышают привлекательность места отдыха".

Но спикер подчеркивает, что и без 5-звездочных отелей городу нынче никуда - это определенный статус, имидж, возможность проводить знаковые мероприятия с приглашением вип-персон. На сегодня во Владивостоке только один отель подобного "ранга" - это отель "Хёндэ", пятая звезда была получена в сентябре текущего года. Что касается "Хаяттов" - эта тема по-прежнему актуальна. Строят, строят, но никак не достроят. Должны были сдать летом 2012 года, в аккурат к саммиту АТЭС. С той поры уже было несколько дат очередной сдачи и бесконечного вливания денег из казны Приморья. Изначально на возведение гостиниц было выделено 7,3 млрд. рублей. Весной2013 года на их достройку был выделен дополнительный миллиард, полгода спустя — ещё 1,4 млрд. А в феврале 2014 года депутаты Приморского края выделили заказчику для окончания строительства ещё 400 миллионов рублей. И вот новые вливания- 2, 2 млрд рублей из бюджета края на 2016 год. Сегодня интерес к недостроям в Приморье проявляли и проявляют иностранцы, среди которых компания "Джи ван интертеймент", построившая первое казино в крае, южнокорейские Hyundai (уже владеет одним отелем во Владивостоке) и Lotte. Но покупать по той цене, а она в 2 раза больше начальной сметной, эти недострои они не готовы, а снижать цену, ведь столько денег вбухано из бюджета, никто не собирается. Участники рынка считают приморские "хайятты" образчиком экономической неэффективности.

Сегодня Владивосток позиционируется как европейский город в Азии, в часовой доступности от которого проживает с 400 млн. потенциальных туристов. "За последний год количество средств размещения возросло почти в 2 раза и составило 70 тыс. койко-мест, средняя наполняемость номерного фонда на уровне 80%. Но и этого не хватает. Рост турпотока, подобные встречи – это толчок для развития сферы гостеприимства, а дальше бизнес должен двигаться и развиваться сам", - считает заместитель директора департамента туризма администрации Приморского края Владимир Щур.

Отдельная тема была посвящена общепиту. "При создании ресторанного бизнеса можно сэкономить на многом, начиная от бухгалтеров, заканчивая шеф-поварами, но спасет ли это бизнес?", – отметил ведущий спикер конференции, генеральный директор, совладелец "СкайРестГрупп" Александр Затуливетров. А вот креативный подход может быть только на пользу, как это произошло с кафе выступающего, – когда рассчитывали на одну аудиторию, а стала приходить другая.

"У нас было кафе, которое, как мы предполагали, должны будут полюбить студенты. А посетителями стали, в основном, иностранные рабочие. Окупаемость заведения сошла на нет. Поменяв концепцию на подсмотренную в игре Fallout 4, мы смогли нацелить наше кафе на ту аудиторию, на которую рассчитывали", – поделился опытом Александр Затуливетров.

Отличный пример – это сравнение Владивостока с Сочи. Спикер буквально на пальцах объяснил, к чему может привести инфантильность или незаинтересованность местного бизнеса. "Когда Сочи готовился к Олимпиаде, представители местного малого и среднего бизнеса сетовали на недостаточную квалификацию персонала, на его нехватку, на некачественные продукт… И чем кончилось дело? Пришли крупные игроки, такие Ginza Project, Торро-Гриль, Novikov Group, а сочинские рестораторы так и остались в стороне. И теперь местное население ходит не к ним, а к заезжим игрокам", - поделился некоторыми моментами конференции эксперт.

"Приморским предпринимателям сегодня важно принять этот вызов – потому что если они этого не сделают, за них это сделают "варяги": более опытные предприниматели из Москвы и стран Азии. Выиграть в этом "бою" поможет умение подстраиваться под требования рынка и активное продвижение Приморья в других регионах страны", – резюмировал Александр Затуливетров.


Наверх