57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 4 м/c
EN
20 апреля
Суббота

Экономика

Предприниматели Приморья – "ломать голову" ради свободного порта или зайти с существующим бизнесом

Фото: "Ежедневные новости Владивостока"
Предприниматели Приморья – "ломать голову" ради свободного порта или зайти с существующим бизнесом

Работа в рамках закона "Свободный порт Владивосток" – вопросов у приморского бизнеса пока больше, чем ответов

Более 300 представителей приморского бизнеса стали участниками конференции, посвященной развитию инвестиционного потенциала края, проходившей на минувшей неделе во Владивостоке. В ходе работы обсуждались текущая ситуация в сфере привлечения инвестиций, существующие проблемы и барьеры, а также перспективы реализации инфраструктурных проектов. В ходе конференции состоялось два круглых стола, в ходе которых обсуждали алгоритм и форму входа в ТОРы и СПВ, и разработку инвестиционных проектов и механизмы их продвижения, сообщают ЕНВ.

Организатором мероприятия выступила АНО "Центр развития экспорта Приморского края" при поддержке Администрации Приморского края, Министерства по развитию Дальнего Востока, регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Корпорации развития Дальнего Востока, Фонда развития Дальнего Востока и Забайкальского региона и Инвестиционного агентства Приморского края.

Сегодня на территории Дальнего Востока сформировано 9 ТОРов – это логистика, туризм, сельское хозяйство, транспорт, 13 тысяч рабочих мест, миллионы инвестиций. Заявленная тематика вызвала огромный интерес у представителей малого и среднего бизнеса – вместо предполагаемых 120 человек в мероприятии приняли участие 308. В зале не хватало мест.

"Интерес со стороны бизнеса к подобным мероприрятиям в очередной раз подтверждает необходимость консолидации усилий бизнеса и власти, продиктованную современной государственной политикой. А также демонстрирует готовность обеих сторон к эффективному сотрудничеству. Одна из основных задач в этом ключе – предоставить представителям малого и среднего предпринимательства наиболее действенные инструменты для развития в непростой экономической ситуации", – подчеркнул генеральный директор Центра развития экспорта Приморского края Сергей Казаков.

Но как оказалось, многим присутствующим хотелось услышать не пересказ первых страниц сайтов различных оргструктур и обществ. Которые тесно связанны с процессом становления ТОРов и СПВ, но и получить конкретные ответы на конкретные вопросы. А это не всегда получалось. Либо спикер уходил от ответа, либо переводил разговор в другую плоскость.

Несмотря на многочисленные рапорты о вступлении в действие закона о Свободном порте Владивосток, пробелов и недосказанности по-прежнему много. И именно это больше всего волновало бизнес.

Так, директор департамента по работе с резидентами СПВ АО "Корпорация развития Дальнего Востока" Евгений Сачков отметил, что, несмотря на наличие сайта и клавиши "стать резидентом порта" - это только вариант обращения, сами же документы должны бить на бумажном носителе – либо доставляют почтой, либо представитель компании приносит. Далее следует изучение пакета документов и через 15 дней связываются с подателем документов, сообщая о положительном или отрицательном принятом решении. Далее в течение 30 дней еще готовится текст соглашения, который направляется заявителю. По мнению спикера, демократичностью при подаче заявок является отсутствие заверенных нотариально документов. А далее по алгоритму следуют постановки в реестр, сообщения в ФТС, налоговикам, фонд страхования и т.д. На сегодня возможность подачи документов через интернет пока отсутствует…

- При подаче в пакете документов бизнес-плана компании мы не стали вводить определенную форму. У каждой компании бизнес-план – это особая внутренняя религия, главное, чтобы в нем был обозначен горизонт деятельности в 3 – 5 лет, прогноз выручки, денежного потока, доходов и т.д. И это подается в любой удобной для будущего резидента форме, - отметил г-н Сачков.

Конференция прошла в формате конструктивного диалога. Большой интерес участников вызвали вопросы проработки нормативно-правовой базы в рамках реализации федеральных законов о ТОР и Свободном порте, в том числе в области таможенного законодательства. Представители бизнеса вышли с инициативой к органам власти и институтам развития подключиться к процессу работы над подзаконными актами, которые позволят учесть интересы бизнеса.

Большой интерес вызвал вопрос о возможном расширении границ Свободного порта Владивосток, т.е. о включении новых муниципальных образований.

Спикеры отметили, что сейчас активно идет работа в отношении того, что все узловые гавани Дальнего Востока должны стать свободными портами. Что касается муниципальных образований Приморья, то здесь инициатива должна исходить от руководителей муниципальных образований субъекта. Почему бы не внести в список муниципальных образований СПВ север края, где сегодня ведется разработка полезных ископаемых. Причальные стенки далеко, но именно морской путь является приоритетным при транспортировке добытых ископаемых. Здесь стоит вспомнить пример Лазовского района, руководство которого инициировало включение территории в состав СПВ, после чего губернатор края обратился в Министерство, где и было принято положительное решение. И теперь в составе СПВ уже 16 территорий.

Директор департамента экономики и развития предпринимательств Приморского края Сергей Павленко выразил надежду, что сам свободный порт или работа компании в качестве резидента в рамках закона СПВ будет способствовать росту конкурентоспособности приморских компаний. А те институты, которые созданы на территории Приморья, то как "Центр развития экспорта", "Инвестиционное агентство Приморского края", Корпорация развития дальнего Востока и др., призваны помочь предпринимателям с тонкостями законодательства, и с разработкой проектов, и с поиском партнеров, и с механизмом повышения качеств работы т.д.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марин Шемилина отметила, что можно много говорить о бизнесе, можно придумать любой проект и создать любой бизнес, но если в ходе реализации этих "светлых перспектив" права предпринимателя будут нарушаться, то так дело не пойдет. И учитывая сложившийся интерес к ТОРам и СПВ, большому числу вполне конкретных вопросов, желание предпринимателей вникнуть в самую суть, учесть все "за" и "против", г-жа Шемилина выразила надежду, что в будущем вести бизнес на этих территориях будет удобно, безопасно и перспективно.

"Плавали" и спикеры, и участники конференции в визовом вопросе. Одни говорили, об упрощенном визовом режиме, другие напирали на безвизовый въезд. По информации заместителя директора департамента ТОРов и инфраструктуры Минвостокразвития Светланы Утяшевой, въезжать иностранцы будут по упрощенной схеме. Где будут ставиться визы – во всех пунктах пропуска, которые попадают в зону СВП или только в определенных, кто будет осуществлять оформление виз, а из этого вытекает вопрос помещений, их оснащения, кадровой структуры, все ли пункты пропуска будут работать в круглосуточном режиме, как говорилось, или такой график будет использоваться только по мере надобности – все это еще согласовывается постановлением правительства РФ.

После окончания пленарного заседания участники конференции продолжили работу в рамках тематических круглых столов, где предпринимателей познакомили с алгоритмом вхождения в ТОР и СПВ, рассказали об особенностях разработки инвестиционных проектов и механизмах их продвижения.

Как оказалось, компании, уже работающие на рынке, пока не видят для себя выгоды. Действующий бизнес надеялся на преференции, но как оказалось необходимы новые проекты, новые идеи. С уже существующими в СПВ – не зайти. Предприниматели сетуют, что новым резидентам будут созданы все условия по налогам, таможне, страховым взносам, что все под себя могут подмять столичные компании, которые не бедствуют, а действующий на территории СПВ местный бизнес, не ставший резидентом, просто не сможет конкурировать в таких условиях. Кто-то из бизнесменов подсчитал, что завезти сырье на территорию Приморья для производства продукции он сможет по льготным тарифам, но чтобы дальше реализовать это сырье, т.е. вывезти его за пределы СПВ, придется заплатить таможенные пошлины, которые "съедят" всю прибыль, и в данном случае выгоды просто не будет. Уже открыто звучат предположения, что самый оптимальный вариант – организовывать компанию, которая ничего не будет производить – логистика, транспорт, сфера услуг, т.е. то, что не нуждается в вывозе продукции.

Но как отметил Сергей Павленко, для того и нужны такие встречи, семинары, конференции, чтобы можно было вести диалог на паритетных условиях, чтобы предприниматели озвучили свои предложения, идеи, которые можно было бы внести в соответствующие законодательные акты и положения.


Наверх