66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Экономика

Ловись рыбка большая и маленькая или как рыбохозяйственный комплекс РФ вывести на новый уровень

Автор фото: ЕНВ
Ловись рыбка большая и маленькая или как рыбохозяйственный комплекс РФ вывести на новый уровень

Закрепить квоты и найти инвестиции, избавиться от посредников и разобраться с ценами – приоритетные задачи

Прошедшее заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которое проводил российский президент Владимир Путин, вызвало горячие дискуссии не только за круглым столом, но и в обществе. В ходе заседания, в частности, обсуждались перспективы насыщения внутреннего рынка качественной отечественной рыбопродукцией, инфраструктурные проекты в рыбопереработке, а также вопросы судостроения для нужд рыбной промышленности, сообщают ЕНВ.

В рыбопромышленном комплексе страны накопилось немало вопросов и проблем – стоимость рыбы и мяса одинакова, рыба, отправляющаяся на экспорт, имеет низкую степень переработки, модернизация прибрежной инфраструктуры и строительство нового флота упираются в отсутствие денег и большие кредиты, тарифы на железнодорожные перевозки неконкурентоспособны и т.д. Лейтмотивом заседания была и тема административных барьеров. Отечественная рыба ни под каким соусом не может пробраться на российские прилавки по доступной цене. Добавляют "специй" в это блюдо тарифы на перевозки, регистрация компаний в Первопрестольной. Ибо ни для кого не тайна, что в Москве рыбу можно купить по более адекватной цене – оказывается, по документам, она съездит в столицу и потом возвращается на Дальний Восток, что сказывается на ценовой составляющей.

Российский президент Владимир Путин отметил, что хоть три четверти отечественного морского рыболовства базируется на российских биоресурсах, и в целом по объёму добычи Россия устойчиво занимает в последние годы 5–6-е место в мире, но на российских прилавках по-прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, да ещё и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения.

Причин здесь много. К примеру, оформление судна с уловом в зарубежных портах осуществляется за несколько часов, а в российских – в течение суток. Предприятия переработки, склады, оптово-распределительные центры, транспортная логистика развиваются крайне медленно.

Но даже в такой ситуации ежегодный доход государства от деятельности рыбопромышленного комплекса составляет более 15 миллиардов рублей налогов и более 2,5 миллиона долларов валютной выручки. Сегодня устойчивое развитие прибрежных регионов Дальнего Востока, Севера, Северо-Запада и занятость населения в них во многом связывают именно с развитием рыбопромышленного комплекса.

Увеличился почти на четверть вылов водно-биологических ресурсов, достигнув показателя 4,3 миллиона тонн. В 1,5 раза сократилось число убыточных предприятий. Объём инвестиций увеличился вдвое и составил 10 млрд. рублей ежегодно. Возросла среднемесячная заработная плата работников с 19 до 37 тысяч рублей. Увеличилась производительность труда на 67%. Только за это время на Дальнем Востоке было построено более 20 крупных рыбоперерабатывающих заводов, некоторые из них являются мировыми лидерами в этом сегменте.

Но проблемы есть, и это очевидно. И решать их необходимо. Рабочая группа президиума Госсовета подготовила предложения для стимулирования инвестиционной активности рыбодобытчиков и переработчиков. Тему развил глава Сахалинской области Олег Кожемяко.

Первое – это вопрос закрепления долей квот. Долгосрочные квоты обеспечили инвестиционную привлекательность отрасли и необходимую подпитку банковскими кредитами. Учитывая очевидный экономический эффект, достигнутый долгосрочным закреплением квот, а также для дальнейшего развития отрасли и создания условий для привлечения инвестиций, было предложено увеличить срок закрепления долей квот на вылов морских биоресурсов до 15 лет. Квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников. В конечном счете, эти вложения повлияют и на дальнейшее развитие их производств.

Напомним, что принцип "квоты в обмен на инвестиции" был впервые предложен Минвостокразвития России в апреле 2015 г. на совещании у вице-премьера - полпреда Президента России в ДФО Юрия Трутнева и поддержан им. В качестве приоритетов капитальных вложений были обозначены строительство рыбопромыслового флота, новых перерабатывающих мощностей, логистической инфраструктуры.

Второе – это низкая загруженность российских судоремонтных, судостроительных заводов заказами от рыбаков. Почему так происходит? С одной стороны, неконкурентоспособность отечественных судостроительных заводов, неспособность обеспечить подготовку флота к путине в указанные сроки, нехватка кадров понудили переориентироваться наши рыбопромысловые предприятия на верфи Китая, Кореи и здесь, на Северо-Западе, в Норвегии, где твёрдые цены и работа выполнялась качественно и в срок. Вместе с тем необходимость повышения безопасности мореплавания, роста производительности и эффективности побуждают рассматривать отрасль как источник инвестиций для создания отечественного рыбопромыслового судостроения, которое сегодня практически свёрнуто.

Для этих целей предложено выделить до 20% квот добычи биоресурсов на инвестиционные цели, для закупки новых судов, построенных на отечественных верфях, и строительство объектов переработки рыбной продукции. Правительству Российской Федерации необходимо проработать детально механизм распределения квот государственной поддержки. Он должен быть публичным, прозрачным и понятным рыбацкому сообществу.

Третье – высокая сырьевая составляющая экспорта. Сегодня рыбная отрасль имеет серьёзный экспортный потенциал, который является инструментом инвестирования в непростых экономических условиях и одновременно ресурсом развития. Задача – повысить экономическую отдачу от внешних поставок. Делать это необходимо поэтапно. Потерять нишу на мировом рынке очень легко, восстановить – практически невозможно. К примеру, 15 лет назад Россия производила 100 тысяч тонн филе минтая, занимала лидирующие позиции на европейском рынке. Однако после введения международной экологической сертификации этот рынок быстро захватили американские производители филе, и сейчас мы производим чуть более 30 тысяч тонн.

Чтобы разрешить эту проблему в свою пользу было предложено установить ставки сбора за водные биоресурсы в размере 100% для предприятий, осуществляющих промышленное прибрежное рыболовство, за исключением градо- и посёлкообразующих рыбохозяйственных предприятий, а также артелей, колхозов и предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Для увеличения доли поставок на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо применять дифференцированный подход к ставкам сбора за водные биоресурсы, уменьшая ставку для тех, кто поставляет продукцию высокой переработки, и одновременно повышая для тех, кто продаёт сырец.

Ещё одна проблема – это неизжитая система рантье, когда выделенная квота, не освоенная собственными предприятиями, флотом, перепродаётся другим рыбакам. И подобная перепродажа может быть многоэтапной, многоступенчатой. Для ликвидации этих схем Рабочая группа президиума Госсовета предложила следующее: увеличение освоения квот добычи водных биоресурсов с 50 до 70%, также осуществление в течение двух лет вылова 70% улова водных биологических ресурсов судами, находящимися в собственности или используемых на основании договора финансовой аренды, лизинга.

Масса нареканий и вопросов к формированию цены на рыбопродукцию. Сегодня, скажем, минтай во Владивостоке или на Сахалине у рыбака стоит 75 рублей, а в торговле он доходит до 200 рублей за килограмм. Откуда такая разница? Большинство рыбаков работает без НДС по системе единого сельскохозяйственного налога, торговые сети, напротив, предпочитают работать с НДС. В этой ситуации и появляются посредники, фирмы-однодневки, которые дёшево берут у рыбаков и дорого продают сетям, а через несколько дней исчезают вместе с НДС и со своей немалой маржой. В результате государство теряет налоги, а потребитель получает продукцию по баснословной цене.

Для решения этой проблемы поступило предложение отменить единый сельскохозяйственный налог для рыболовецких компаний, оставив его только для малого бизнеса и для градообразующих предприятий. Это позволит уйти от посредников с серыми схемами, а рыбопромышленникам заключать прямые договоры с торговыми сетями.

И в заключение о проблеме избыточных административных барьеров. "Чем сложнее и запутаннее система контроля, тем выше денежные потери предприятия. Поэтому считаем функции Россельхознадзора на берегу избыточными и предлагаем их упразднить", - подчеркнул глава островного региона.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков посетовал на недостаточность производства аквакультуры в России. Почти 50 млрд руб. ежегодно тратит Россия на закупку импортной рыбы, причем почти 60% в стоимостном выражении и около трети объема приходится на аквакультуру, хотя в стране есть возможности для ее производств. В рыбохозяйственном комплексе доля этой отрасли, к сожалению, составляет пока всего 3,5% от общего объёма выловленной и выращенной рыбы, в то время как в мире этот показатель приближается к 50%. Сейчас в стране принята вся необходимая нормативно-правовая база, сформировано и выставляется на открытые аукционы около 500 участков для рыбоводства. "Для развития отрасли инвестиции и субсидии нужно увеличить в 5 раз. С учетом программы по субсидированию данного направления, надеемся, что предпринятые меры дадут существенный толчок развитию аквакультуры в России", — выразил надежду чиновник.

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев в своем выступлении коснулся темы перевозок. В приоритете железнодорожных перевозок – уголь, контейнеры, а рыба – по остаточному принципу. Должен быть сформирован конкурентоспособный тариф на ж/д перевозки рыбной продукции в рефрижераторных контейнерах. Руководитель министерства поднял вопрос создания мощного рыбного кластера на Дальнем Востоке. И здесь решающую роль может сыграть Приморский край, как наиболее подходящее для этого по всем параметрам место.

Отметим, власти Приморского края разработали проект концепции и технико-экономическое обоснование проекта рыбопромышленного кластера на Дальнем Востоке и подготовили соответствующее инвестиционное предложение. Проект предполагает, что объем выпуска готовой продукции может составить от 220 до 550 тонн в сутки. И этот рыбный кластер в Приморье станет единым для всего Дальнего Востока. Он включит в себя производственные объекты по рыбопереработке, холодильные мощности единовременного хранения до 700 тысяч тонн на третьем этапе реализации проекта, портовую и транспортную инфраструктуру, а также прочие объекты рыбной логистики, включая торгово-логистический центр.


Наверх