66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Экономика

Туризм Приморья заложником "Трансаэро" не станет, но доверие к отрасли будет подорвано еще больше

Автор фото: Ольга Кускова
Туризм Приморья заложником "Трансаэро" не станет, но доверие к отрасли будет подорвано еще больше

Говорить о страховках в этой ситуации просто смешно

С 1 октября продажа билетов "Трансаэро" прекращена, билеты туда-обратно с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после 15 декабря будут аннулированы. Пассажирам "Трансаэро" обеспечивается или перевозка, или возврат денежных средств в случае, если рейс будет отменен. На сегодняшний день перевозка пассажиров отмененных рейсов осуществляется рейсами компаний группы "Аэрофлот" и другими российскими перевозчиками. Как сообщили в компании "Аэрофлот", для обеспечения бесперебойной перевозки пассажиров авиакомпании "Трансаэро" "Аэрофлот" создал оперативный штаб, осуществляющий координацию операционной деятельности "Трансаэро". Но займет ли "Аэрофлот" линии "Трансаэро" на постоянной основе, пока неизвестно. Как складывается ситуация на этом направлении в Приморье, пишет на своих страницах "Конкурент".

"Трансаэро" было решено банкротить по итогам совещания, прошедшего 1 октября у премьер-министра Дмитрия Медведева. Зимний сезон компания встретила с неразрешимыми финансовыми проблемами: долгами банкам — 85 млрд руб., задолженностью по лизингу за самолеты — 150 млрд руб. С начала сентября "Трансаэро" находится под операционным управлением крупнейшего российского авиаперевозчика — "Аэрофлота". Предполагалось, что "Аэрофлот" приобретет 75% плюс одна акция "Трансаэро", но 1 октября стало известно, что сделка не состоится. Основные кредиторы "Трансаэро" — Сбербанк и ВТБ — ждут просрочек авиакомпании по платежам, чтобы начать процедуру банкротства, рассказали главы этих банков Герман Греф и Андрей Костин уже 2 октября, на международном форуме в Сочи. В тяжелом состоянии оказался и близкий к "Трансаэро" туроператор "Библио Глобус". Перевозка пассажиров "Трансаэро", уже имеющих билеты, будет осуществляться по внутренним и международным маршрутам до 15 декабря 2015 г. После этой даты деньги за неиспользованные билеты "Трансаэро", приобретенные в составе турпакетов, будут возвращаться через туристические компании. В теории. А на практике?

Сергей Спирин, генеральный директор ООО "Туристическая компания "Лаки Турс": "Мы не сотрудничаем с "Трансаэро" уже больше полугода и пользуемся услугами других перевозчиков. Авиакомпания сама была инициатором разрыва отношений ввиду недостаточных объемов продаж ее билетов нашим турагентством. С "Библио Глобусом" "Лаки Турс" плотно никогда не работала, поэтому пострадавших клиентов у нас нет, прямых потерь мы не несем. Но косвенные потери, конечно, будут. Я чувствую, что надвигается какая-то буря, потому что, если "Трансаэро" обанкротится, то велика вероятность, что "Библио Глобус", завязанный на него, не сможет выбраться из образовавшейся ямы и также объявит себя банкротом, а это означает не десятки, это тысячи пострадавших туристов, которые уже оплатили свои путевки и которым предложат расстаться с деньгами. Говорить о страховках просто смешно. Представьте, финансовая ответственность нашей компании оценивается в 30 млн рублей, а общие фингарантии группы компаний "Библио Глобуса", у которого обороты в сотни раз больше, — в 100 миллионов. Это просто песчинка в море. И это еще раз показывает несовершенство российского законодательства. Думаю, надвигающийся кризис меньше затронет Приморский край, чем среднюю полосу России, где больше чартерных цепочек, но проблема примет общенациональный масштаб, это будет еще одна пощечина туристической отрасли. В связи с ухудшением экономической обстановки объемы выездного туризма и так упали в два раза, а в случае грозящего нам глобального потрясения люди еще меньше станут доверять туркомпаниям. Все чаще и чаще они будут сами организовывать себе отдых через интернет и обжигаться уже на сетевых мошенниках".

Анна Ганжа, генеральный директор ООО "Терра Тур-Плюс": "Мы сотрудничаем с "Трансаэро", и ситуация, возникшая из-за его банкротства, не могла нас не затронуть. В данный момент наша компания решает вопрос с авиабилетами, выписанными на новогодний период. Что касается туров, приобретенных через "Библио Глобус", то, к счастью, в случае "Терра Тур-Плюс" это только один тур, и наши клиенты возвратятся из Доминиканы, когда обязательства по билетам еще будут выполняться. Однако в целом положение дел очень серьезное. Если "Трансаэро" объявят банкротом, а правительством не будет принято никаких мер урегулирования ситуации, пострадают тысячи человек — не только туристов, но и просто пассажиров. Может случиться настоящая катастрофа. Согласно закону о туризме, ответственность за неисполнение обязательств по договору перед клиентами несет туроператор. Главным пострадавшим туроператором сейчас является "Библио Глобус", и не имеет значения, что со своей стороны он просто заложник ситуации. Именно ему придется отвечать за все. Да, есть страховка, "Библио Глобус" имеет финансовые гарантии — каждая из его компаний застрахована, но дело в том, что этих сумм не хватит, чтобы покрыть убытки, если все клиенты не смогут получить выплат от туроператора и обратятся к страховщикам, ведь общая фингарантия составляет всего сто с чем-то миллионов рублей. Помните, когда после банкротства туроператора "Лабиринт" пострадали тысячи людей, суммы выплаченных страховок не превышали 6-7 тыс. рублей на человека? В случае возможного банкротства "Библио Глобуса", если фингарантию разделить на всех планируемых пострадавших, получится еще меньше. Я считаю, что такое развитие событий вполне возможно. Проблему нужно решать на правительственном уровне, иначе "Библио Глобусу" ничего не останется делать, кроме как признать себя банкротом. Или — второй вариант — оплачивать за всех клиентов новые билеты, а это огромные деньги — откуда они возьмутся? Соответственно, может пострадать большое количество туристов, и из нашего региона в том числе, потому что с "Библио Глобусом" работает много турагентств".

Валентина Наумкина, менеджер "Туринфо группа РФР, ООО, Владивостокский филиал": "Не думаю, что возникшая ситуация сильно отразится на региональном рынке. Во Владивостоке не так много компаний, которые тесно работали именно с "Трансаэро" как с чартерным перевозчиком. Да, мы сейчас испытываем трудности из-за выкупленных авиабилетов, но их не такое большое количество, чтобы это серьезно отразилось на нашей работе. Считаю, серия банкротств может начаться среди московских туроператоров, таких как "Библио Глобус", "Трансаэро-тур", если они не найдут приемлемые альтернативы обанкротившемуся перевозчику. Турагентам даже самый худший сценарий разорением не грозит. Это просто агенты, и у них в договоре с клиентом прописано, что никакой ответственности за туроператоров или авиаперевозчиков они не несут. Да, придется немного понервничать, но в конечном счете ситуация выровняется, и пассажиров "Трансаэро" подхватят другие перевозчики. Главным монополистом теперь станет "Аэрофлот".


Наверх