66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Общество

Как корреспондент "Н" стала перегоном

И доехала на автомобиле из Владивостока до Санкт-Петербурга

(Продолжение. Начало в номере за 21 декабря 2007 года.)
Екатерина Попцова
Сегодняшний рассказ о пути от Улан-Удэ до Татарстана. Напомним, главные действующие лица - я, Екатерина Попцова, мой муж Алексей и наш друг Костя, который помогал нам в пути на двух наших машинах - "Тойота Платс" и "Опель Астра" - и как штурман, и как запасной водитель, и как механик.
Все это стоило затеять только ради Байкала
В шестой день пути мы позволили себе выспаться как следует в гостях у друзей в Улан-Удэ. Спокойно пошли на стоянку, стали проверять техническое состояние автомобилей. В целом все неплохо, только все пространство под капотом и в салоне покрыто толстенным слоем пыли. Вынули воздушные фильтры - из их наполнителей можно засыпать песочницу! Отряхивать не стали - выкинули и поставили новые.
Поехали кататься по городу - он оказался живым и достаточно развитым (все-таки столица!). Там я осуществила главную мечту - сфотографировалась у огромной головы Ленина на центральной площади. Тут же купили карту города, чтобы выбраться из него, но обошлись, посоветовавшись с таксистом. КПП на выезде из города считается самым дотошным из всех в России, специально для него мы даже купили по огнетушителю и аптечке в каждую машину, но нас никто особенно не осматривал.
Впереди нас ждал очередной перевал, на котором есть одно заветное местечко - каждый проезжающий там бросает монетку на удачу в дороге. Мы тоже остановились и исполнили ритуал, правда, помогло нам это незначительно. Вскоре яркое солнце скрылось за тучами, пошел снег и стало холодно. Еще больше ухудшилась погода за время нашей остановки на Байкале. К нему мы подобрались через полузаброшенный поселок Боярск. Описать ощущения, стоя у вод Байкала, невозможно. Это неповторимо, энергетика там действительно невероятная. Здесь у берега у одной милой бабушки мы купили омуль и хариум, только вынесенные из коптильни, - пальчики оближешь!
Дальше пошли сложные перевалы, на которых мы шли достаточно быстро, но буксовало много машин, фур. Если не уверен в себе или сомневаешься в возможностях машины, в такую погоду лучше остановиться на обочине и пережидать. У меня машина была обута в шиповку, на "Опеле" стояла практически новая хорошая "липучка". Объезжая застрявшие машины, мы потеряли много времени, сил и бензина на перевалах вдоль Байкала.
Дорогу на Иркутск встретили с облегчением, а сам город проходили наугад. Концентрация перегонщиков здесь значительно уменьшилась, указателей никаких, так что мы придерживались всегда главной дороги и так выбрались обратно на федеральную трассу. Чуть поплутали по Ангарску и стали искать ночлег. Пытались остановиться у кафе рядом с фурами, но к моей машине тут же побежала целая группа подозрительных мужчин кавказской наружности. Была дана команда давить на газ, пока они меня не нагнали. Но это и к счастью, потому что через пару километров мы остановились у хорошо освещенной автозаправки "Юкос".
Это был наш лучший ночлег (не считая домашних ночевок), потому что на этой заправке был уютный магазинчик, а самое главное теплый, аккуратный туалет с умывальником! Зубы утром смогли почистить в нормальных условиях. Ранее эту процедуру мы откладывали на обед, потому что утром зубная паста замерзала на зубах.
Кто не был под Красноярском, тот не знает плохой дороги
Сказав спасибо "Юкосу", мы с хорошим настроением поехали в путь. Вскоре нас ждал город Тулун, в котором не так давно очевидцы видели автобандитов (нам, к счастью, не попались). Помня этот факт, мы все-таки остановились в автосервисе в центре города - необходимо уже менять масло в двигателе - обошлось в 100 руб. (в Питере уже 500 минимум). Прямо перед Тулуном началась плохая дорога, а механик автосервиса поведал: такого качества она будет вплоть до Красноярска, а это около 600 километров!
Поругавшись про себя немного, поехали дальше. Указателей нет, проезжаем перекресток наугад. Через пару километров навстречу пролетают на бешеной скорости два перегона. Мы тут же заподозрили неладное. У местных жителей узнали, что мы сбились с пути. Обидно, 40 километров проехали впустую. Когда вернулись обратно, то указатель нашли, он стоит именно у этой неправильной дороги, когда по ней возвращаешься! Спасибо дорожным службам Тулунского района за это, а еще за то, что дальше действительно начинается грунтовка. Кстати, в этот день был установлен наш температурный рекорд: за окном 28 октября было -18 градусов.
Через 400 километров Алексей вдруг останавливает свою машину, следом паркуюсь и я. Какое-то шестое чувство предостерегло его: как оказалось, в глубине подкапотного пространства протерся шланг, подающий антифриз в двигатель! Еще немного, и мы бы заработали большую проблему, которую устранить очень сложно. Но судьба уготовила нам другие испытания.
Разменяв 5 000 километров, получили первый прокол. В переднюю шину "Опеля" впился камень, прорвав ее. Колесо поменяли, но права на еще одну дыру уже не было. Запаска только одна, вокруг сплошные леса, а впереди ужасная дорога, да еще какая! Такое ощущение, что здесь недавно была бомбежка, вся дорога усыпана, словно воронками, глубочайшими ямами, которые нет никакой возможности объехать без зацепов.
Тот, кто говорит, что дорога до Читы ужасная, тот не был под Красноярском. Когда-таки заканчивается эта, с позволения сказать, дорога, тут же предусмотрительно стоит маленький шиномонтаж, где за весьма приличные для этих мест деньги делают элементарную работу по залатыванию шин, но выбора у путешественников нет.
В итоге, потратив много времени на езду с препятствиями, задачу на день мы не выполнили - Красноярск остался пока недостижим. Остановились у кафе, причем концентрация перегонщиков уже уменьшилась, не видно было организованных ночлежек, что поначалу растревожило. Но оказалось, сегодня мы "законодатели моды" - тут же к нашим машинам пристроились еще с десяток иномарок на приморских транзитных номерах. А спать компанией все-таки спокойнее. Уже на следующий день мы увидели, что совсем немного не доехали до Березовки, где была цивилизованная платная охраняемая стоянка для перегонщиков.

Пробитый поддон - это еще нестрашно

Стартовать рано утром не удалось. Традиционная утренняя проверка уровня масла в двигателе показала, что в "Опеле" его уже нет... Подняли машину на домкратах - пробит поддон. С надеждой поехали в Березовку искать автосервис, с трудом таковой нашли. Еще сложнее было отыскать масло Mobil, местные жители все больше используют дешевенькие виды моторных масел, которые нас совершенно не устраивали.
Дырка в поддоне оказалась микроскопической, видимо, пробило камнем, прилетевшим из-под колес. В поддоне быстро просверлили резьбу и вкрутили болт, причем всю работу пришлось делать практически самим, потому что мастера этого автосервиса проявляли верх некомпетентности. В итоге, по сути, только за пользование их оборудованием было отдано 500 рублей.
Отделались мы легким испугом и поехали изучать Красноярский край. По правде говоря, он нас не порадовал. Прежде всего поразили знаки, которые противоречат друг другу, часто на них указан ошибочный километраж. На них может быть написано, что до Красноярска, например, осталось восемь километров, а через пять указатель скажет, что до этого же населенного пункта еще десять! На одном из участков и вовсе автолюбителей ожидает подстава, по-другому не скажешь. После длинного хорошего участка дороги идет небольшой спуск, за которым не видно огромных ям. И ни одного предупреждающего знака! Люди, разогнавшись, влетали в эти ямы ходом. В итоге по обочинам мы с печалью наблюдали целую группу пострадавших с пробитыми картерами. Увы, мы им помочь ничем не могли.
После Красноярска указателей тоже мало, легко заблудиться, если не спросить дороги. А вот в Кемерово нам понравилось. Указателей море (хотя мы умудрились даже там заплутать), да и сам город очень приятный, но любоваться его красотами было некогда - к ночи нужно было попасть в Новосибирск, а на улице начинался традиционный для нашего путешествия снег. Вообще мы каждый день стартовали в хорошую погоду, а к вечеру догоняли снежный циклон (или он нас догонял), ни одним днем хорошая погода нас не порадовала. Под Новосибирском мокрый снег и вовсе ограничил видимость по максимуму, а глаза уже начинали закрываться, внимание притуплялось. Страшно было не зацепить бровку, где высоко лежал снег, а он бы затянул глубоко в обочину.
В этот день мы, слава богу, без происшествий прошли 960 километров до Новосибирска, где нас уже ждали одноклассники наших друзей. Они покорили своим гостеприимством - по сути не знакомых им людей накормили, напоили, отогрели, спать уложили и, главное, поделились с нами душевной теплотой, по которой за время пути мы уже соскучились.

Хорошая дорога тоже бывает коварной

Расслабившись у наших новых знакомых, мы раскачались в дорогу только к 11 часам. К счастью, нас до выезда из города проводили, иначе бы не выбрались - указателей вновь не видно. За Новосибирском около 100 километров едем по суровому гололеду. Скорость при максимальной концентрации внимания - не больше 120 км/ч на свой страх и риск. Трасса опасная: мало того, что траурных венков вдоль нее огромная масса, так еще тут и там попадались машины, только что ушедшие в кювет. Но вскоре началась сухая хорошая трасса на Омск, ехать по которой одно удовольствие.
Ехали стабильно 160 км/ч, обгоняя лишь редко встречавшиеся фуры. Странно, но перегонщиков вообще не встречали. Пожалуй, дорога до Омска мне понравилась больше всего в этом пути. Как-то очень безмятежно все там, умиротворяюще что ли. Правда, здесь же мы были единственный раз пойманы на радар гаишниками. Завидев их, мы успели-таки скинуть скорость до 130 км/ч, но все равно попали на нарушение. На удивление никакого протокола нам не выдали, вписав только в какую-то бумагу, на радостях мы даже разбираться не стали, в какую. Хотя зря, наверное...
На этой дороге я отметила неприятную закономерность, которая подтверждалась и дальше. Федеральная трасса часто проходит мимо населенных пунктов, оставляя их в стороне, однако кладбища почему-то всегда рядом с ней - будь то Владивосток или какая-нибудь маленькая деревушка на Урале. Хотелось бы все-таки более приятных пейзажей...
За Омском федеральная трасса уходит на Петропавловск, а это уже Казахстан. Я точно помнила, что нам туда не надо, но с картой и путевым листом в передней машине в роли штурмана сидел Костя, а он почему-то пропустил сей факт. Спохватилась только, когда мы проехали уже около 30 километров. Развернулись, вновь 60 км насмарку!
Нужная нам трасса на Тюмень идет в один ряд и забита битком фурами со всех регионов. Мы пытались их обгонять понемногу, но была еще одна сложность. Дорога там относительно хорошая, но с небольшими неровностями, тяжелая машина их и не замечает, а моя легкая при разгоне до 120 км/ч срывалась в планирование, становилась практически неуправляемой. Сбавили скорость и скоро попали в пробку. Машины стояли не двигаясь, мы заглушили моторы и пошли смотреть, в чем дело. На обочине лежала огромная фура, кабина которой была чудовищно разнесена при ударе об дерево. К счастью, водитель был жив, он ходил тут же, но на него было жаль смотреть. Фуру вытаскивали огромные тракторы, поэтому трасса была перекрыта, причем сделать это помогли другие фуры, вставшие поперек дороги. Их водители помогали товарищу в беде.
Позднее мы поняли, в чем причина аварии. По краям этой узенькой дороги идет обочина, которая имеет вполне безобидный плотный вид. Однако на самом деле там вязкая глина (выше щиколотки), которая при малейшим соприкосновении затягивает машины безвозвратно. Обидно за автолюбителей! Ведь могли бы местные власти элементарно высадить на этой глине траву, которая уплотняет грунт - скольких жертв можно было избежать!
Дальше видели аварии из-за этой трясины с легковушками, большим автобусом. А мы-то по незнанию хотели по обочине пробку объехать! Завязли тут же, и если мне еще удалось выкрутить руль, с сильной пробуксовкой выбраться из этой грязи, то Леше на "Опеле" потребовалась помощь, чтобы вытолкнуть его обратно на дорогу.
После ехали спокойно, дотягивали до Ишима. Незадолго до этого населенного пункта стоит знак, предупреждающий о неровностях на дороге. Здесь нужно быть внимательным, потому что эти неровности представляют собой огромнейшие волны асфальта, на которых можно получить серьезное повреждение. Здесь впору ставить знак ограничения скорости до 5 км/ч.
Впервые мы ночевали в машине за деньги. У закусочной с оригинальным названием "Закусочная" с каждой машины за охрану взяли по 60 рублей, которые мы с радостью отдали. Так спокойнее.

Горный туман и надувные матрасы

Дорога к Уфе местами была просто замечательной, с великолепными красотами за окном, иногда она становилась хуже, но после пережитых ужасов нам все казалось идеальным. Думали, до столицы Башкортостана, где у меня живут бабушка и дедушка, мы пройдем быстро и с легкостью. Куда там! Как всегда, вмешалась погода. На сей раз мешал пути уже не снег и не дождь, а густой туман.
Через перевалы Уральских гор мы ехали просто на ощупь, на расстоянии десяти метров не видно было ничего! Скорость соответственно пришлось сбавить. На всем этом туманном пути не покидало какое-то зловещее ощущение, словно едешь по узкой тропинке, а с обеих сторон от тебя глубокие обрывы в никуда. Разрядить обстановку помогали иногда попадающиеся горные магазинчики. Представляете, в горах в конце октября продаются преимущественно надувные круги, матрасы, жилеты! Кому, интересно, они нужны здесь?! Из тумана мы вынырнули уже в самой Уфе, где нас встречали мои родственники.
На следующий день плавание в тумане продолжилось на территории Татарстана. Единственное, что запомнилось в тот день пути, - затяжные крутые спуски и такие же подъемы. Дорога везде отменная, но из-за тумана было не разогнаться. А Татарстан нам просто необходимо было проехать, так как мы были предупреждены о бандитах в этих местах. Уже далеко за Казанью мы решились на ночлег у кафе рядом с большой колонной огромных фур.
Продолжение читайте в следующем номере "Н"


Наверх