58,86 ↑ 100 JPY
90,29 ↓ 10 CNY
63,95 ↓ USD
54,15 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 3 м/c
EN
19 октября
Суббота

Политика

Рациональное использование земель – критерий государственной безопасности

Фото: "Ежедневные новости Владивостока"
Рациональное использование земель – критерий государственной безопасности

Новые требования для иностранцев, занимающихся сельским хозяйством в России, станут известны к концу сентября

"По данным Росреестра, по состоянию на июль 2015 г. площадь земельных участков в России из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых иностранными лицами, составляет около 12 млн. га. По данным Россельхознадзора, количество нарушений в отношении земель, используемых иностранными лицами, увеличивается". Именно эта выдержка представлена в качестве краткого описания проблемы к новому законопроекту Минсельхоза РФ. При этом в Приморском крае работает около пятидесяти сельскохозяйственных предприятий с иностранным капиталом, поэтому информация о готовящемся законопроекте, создающем некоторые ограничения для деятельности иностранных компаний и лиц на территории России, не могла не пройти без внимания в регионе, сообщают ЕНВ со ссылкой на Центр социальных инноваций "Черный куб".

На федеральном портале проектов нормативных актов Минсельхозом РФ 28 августа 2015 года было размещено уведомление о начале разработке законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части совершенствования порядка использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными лицами". Обсуждение проекта закона продолжится на портале до 10 сентября. Параллельно, законопроект будет дорабатываться в министерстве.

Как сообщается в ведомстве, предлагаемая новелла уточнит положения законодательства РФ в части запрета владения на праве собственности земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами, конечными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства.

Как и в принятом в конце 2014 года законе "О контролируемых иностранных организациях", согласно которому налогоплательщики должны сообщать в налоговый орган о своем участии в иностранных организациях, в нынешнем законопроекте Минсельхоза РФ предполагается установить обязанности юридических лиц по раскрытию информации об их бенефициарных владельцах при подаче документов в Росреестр для регистрации сделок по аренде земли.

Помимо этого Министерство сельского хозяйства планирует существенно понизить верхнюю планку возможного срока, на который могут получить землю в аренду иностранные лица, а также организации, в уставе которых доля последних превышает 50 %, или конечными владельцами которых являются иностранные компании – с 49 до 10 лет. Эти же самые лица и компании, в случае принятия соответствующего закона, не смогут рассчитывать на право владения и пользования землей, составляющей более 5% от площади муниципального района, в котором иностранное лицо ведет или собирается вести свою деятельность.

В уведомлении о начале разработки законопроекта также говорится о необходимости введения новых требований, как по отношению к самим иностранным лицам, занимающимся сельским хозяйством в России, так и по отношению к условиям договора, на основе которого иностранные предприниматели и организации планируют брать землю в аренду. "О том, какие условия для иностранных лиц будут введены законом, станет ясно не раньше второй половины сентября, после окончания публичных слушаний", - ответили по телефону в департаменте сельского хозяйства администрации Приморского края.

По словам представителей краевого департамента, данный законопроект также направлен на защиту отечественного земельного фонда, в котором будет прописана обязанность арендодателей проводить ежегодный осмотр земель в период полевых работ.

"После публикации уведомления о готовящемся законопроекте Минсельхоза в ряде российских СМИ вышли материалы, в заголовках которых, говорится о том, что якобы министерство планирует полностью запретить иностранцам владеть землей. Подобные заявления и вправду выглядят нелогичными, особенно в период действующего эмбарго на некоторые продовольственные товары западного происхождения. Необходимо понимать, что процесс импортозамещения продукции займет длительное время и срывать зарубежные инвестиционные проекты – значит, в буквальном смысле, тормозить развитие сельского хозяйства в России. В представленной части проекта закона говорится лишь об "уточнении положения законодательства РФ в части запрета владения на праве собственности земельными участками" со стороны иностранных лиц и организаций. В документе не сказано об уточнении законодательства в плане запрета на само владение или пользование землей, что включает в себя аренда, которая по действующему российскому законодательству является единственной возможной формой получения права владения сельхозземлей для иностранных агропромышленных организаций и лиц", – подчеркнула политолог Наталья Коломейцева.

Выводы о том, что данный законопроект, в том виде, в котором он представлен на текущий момент, не ущемляет права и возможности иностранных лиц вести деятельность в сфере сельского хозяйства, по крайней мере, на территории Приморья, подтверждает и детальное рассмотрение других положений проекта, выдвинутого на обсуждение.

Учитывая большие размеры приморских муниципальных районов, ограничение в 5% от площади района, касательно получения права владения землей для одного иностранного лица или организации, не является низким значением. К примеру, такие крупные игроки на местном рынке, как ООО "АГРО-ДЭСУН ХАНКА", владельцем которого является частное иностранное лицо, обрабатывает 1,6% земель Ханкайского района, а предприятие "ХЁНДЭ ХОРОЛЬ АГРО" обрабатывает 2% территории Хорольского района. Конечно, данное положение законопроекта дает преимущество для развития именно российским компаниям. Если закон будет принят и это положение из него не исчезнет, то, например, в Михайловском районе иностранное лицо не сможет арендовать более 14 тысяч гектаров земли, а в Уссурийском – более 18. Для сравнения, именно столько обрабатывает одно из крупнейших сельхозпредприятий России ГК "Русагро" на территории Уссурийского городского округа.

Таким образом, развитие сельского хозяйства за счет иностранных инвестиций в Приморье продолжаться будет. Другое дело, что, прежде всего, за счет их количества. Вместе с тем, остается вопрос, будут ли инвесторы? Эту задачу на данный момент решают федеральные и региональные власти, проводя такие серьезные международные инвестиционные форумы как Восточный экономический форум.

Что касается положения о дополнительных проверках со стороны арендодателей, по мнению политолога Натальи Коломейцевой, большой необходимости в них на самом деле нет.

"Благодаря отечественному законодательству, в России выращивать экологически чистый продукт и соблюдать основные требования по севообороту намного проще, нежели заниматься порчей земли. В прошлом году мы в рамках проекта ЦСИ "Черный куб" провели экспертное анкетирование руководителей сельхозпредприятий региона и выявили очевидную тенденцию к улучшению качества обработки земли по объективным причинам, связанным с требованиями рынка. Например, известный региональный производитель сельхозпродукции агропромышленная группа "Армада" проходит сертификацию в Южной Корее, а свою продукцию рекламирует на рынке АТР именно как "зеленый продукт", обеспечивая высокий спрос. Россельхознадзор регулярно, несколько раз в год проводит проверки по целому перечню компонентов условий содержания переданных в аренду земель, начиная от соблюдения целевого назначения и заканчивая их состоянием. Министерству сельского хозяйства предстоит большая работа, прежде чем, обтекаемую формулировку осмотра земли со стороны арендодателя превратить в эффективный механизм по пресечению действий, нарушающих земельный кодекс государства", – отметила заведующая кафедрой политологии ДВФУ, кандидат политических наук Наталья Коломейцева.

По мнению некоторых экспертов, проблему "варварского" обращения с землей со стороны недобросовестных иностранных предпринимателей такие меры как, снижение срока аренды, ограничение по количеству земли для передачи в аренду иностранным лицам, а также осмотр территории со стороны арендодателя, напрямую не решают. Конечно, короткие сроки не отпугнут инвесторов в силу сезонного характера аграрного бизнеса. Тем не менее, и за три года можно нанести непоправимый вред земельным ресурсам, поэтому отмена долгосрочной аренды именно в данном контексте, по мнению экспертов, выглядит не совсем логичной. Скорее всего, данный шаг министерства, как и все остальные в рамках проекта закона, направлен на поддержку отечественных предприятий. С другой стороны, самого законопроекта пока де-юре не существует, а, значит, делать окончательные выводы о дальнейшей судьбе иностранных предпринимателей в агропромышленном комплексе страны пока рано, учитывая тот, факт, что многие положения проекта, судя по всему, пока не разработаны.

Как считает директор ЦСИ "Черный куб", политолог Юрий Коломейцев: "Сегодня экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одни ратуют за сохранение международного взаимодействия в области сельского хозяйства, в том числе, и по средствам передачи в долгосрочную аренду российских земель, другие, выступают с резкой критикой иностранных "пахарей". На днях Клим Галиуллин, президент фонда содействия развитию сельского хозяйства заявил "Русской службе новостей", что лучше "развивать свое предпринимательство, чем раздавать землю иностранным инвесторам". Трудно возразить, ведь это убедительное, в некотором смысле, клише. Однако по факту выясняется, что сегодня сельское хозяйство не видится российскому бизнесу привлекательным. Это абсолютно незаслуженно, но это так. Как же заставить российского предпринимателя заниматься агробизнесом? Изучив проблему изнутри, я могу с полной уверенностью сказать, что выход из этой непростой ситуации есть. И лежит он в привлечении иностранных инвесторов в совместные сельскохозяйственные проекты. Клим Николаевич отметил в своем комментарии, что у нас есть достаточно ресурсов: и люди, и техника, и земля. Однако на практике некоторых явно не хватает. Вот эти прорехи и можно на сегодняшний день устранить путем привлечения в российский сельскохозяйственный бизнес иностранцев. Совместный бизнес с иностранными партнерами, в котором доминировать должна российская сторона, она же и должна владеть землями или их арендовать. Такое доминирование и будет своего рода гарантией качественной и добросовестной работы на земле. Ведь основные сомнения в отношении иностранных арендаторов связаны с тем, что на Дальнем Востоке – это в основном китайцы, а опыт взаимодействия с нашими ближайшими соседями показывает, как быстро они способны, что называется, "обживаться" на новой территории и ассимилировать. В условиях серьезной демографической асимметрии между Россией и КНР – это обстоятельство не может не вызывать некоторую обеспокоенность".

Инициирование данного законопроекта многие эксперты также связывают с известным скандалом, разразившимся в Забайкалье, когда в июне 2015 года правительством края было принято решение о передаче китайским предпринимателям около 115 тысяч гектаров земли. Эта земля имеет ряд неоднозначных характеристик, другими словами, она не стоит целиком на балансе региона. Тогда депутаты Госдумы обратились к премьер-министру с просьбой "заблокировать" сделку. В августе стало известно, что краевая прокуратура разрешила сдать в аренду спорные земли, однако потребовала от региональных властей исключения ряда пунктов из договора.


Наверх