57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+6° ветер 1 м/c
EN
20 апреля
Суббота

Экономика

Рыбную отрасль надо стимулировать, решили рыбаки на конгрессе во Владивостоке

Фото: "Ежедневные новости Владивостока"
Рыбную отрасль надо стимулировать, решили рыбаки на конгрессе во Владивостоке

Имеет смысл сохранить принципы долгосрочного закрепления долей квот на вылов за эффективными пользователями

В Приморье в течение двух дней работал Х международный Конгресс рыбаков. Представлен был не только Дальний Восток. Среди участников конгресса - представители Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Астрахани, Калининграда и республики Дагестан. Иностранный бизнес представляли китайцы, японцы и даже голландцы. В общей сложности на мероприятие собрались 350 представителей рыбацкого сообщества со всего мира. Но желающих было даже больше, заявки поступили почти от 500 человек. Оргкомитету пришлось проявлять чудеса, чтобы "профильтровать" и никого не обидеть, сообщают ЕНВ.

В ходе работы каждого из прошедших конгрессов рыбацким сообществом активно обсуждались актуальные отраслевые проблемы, вопросы сохранения рационального использования водных биологических ресурсов, кадрового и научного обеспечения, международного и межотраслевого сотрудничества, адаптации отрасли к новым внутрироссийским и транснациональным вызовам.

Логичным продолжением работы Конгресса в этом году является обсуждение вопросов, связанных с реализацией закона "Свободный порт Владивосток", который вступит в силу уже 10 октября текущего года. Как известно, в крае проведена определенная работа для запуска проектов создания рыбопромышленного кластера и свободного порта Владивосток, которые приведут к снижению административных барьеров и повышению конкурентной способности предприятий рыбной отрасли дальнего Востока России.

Выступая на пленарном заседании с приветственным словом вице-губернатор приморского края Сергей Сидоренко отметил, что многонациональность и география участников конгресса подчеркивает важность форума и актуальность поднимаемых вопросов.

"За 10 лет наш конгресс из места по обсуждению внутренних отраслевых вопросов трансформировался в площадку для международной дискуссии. Ее основная цель – поиск путей и выработки предложений по созданию условий эффективного и долгосрочного пользования водными биоресурсами", – отметил Сергей Сидоренко.

Сергей Сидоренко также подчеркнул, что сегодня перед конгрессом стоит непростая задача поиска оптимальных решений по выработке консолидированной позиции между властью и рыбацким сообществом.

"Необходимо выбрать главный приоритет, на котором нужно сосредоточить основные усилия. По нашему мнению, таким приоритетом должна быть продовольственная безопасности страны, обеспечение населения качественной и доступной рыбопродукцией", – заявил вице-губернатор

И. о. губернатора Сахалина Олег Кожемяко, возглавивший рабочую группу Госсовета по определению вопросов, связанных с рыболовством, отметил в своем выступлении, что рыбная отрасль дает государству более 15 миллиардов рублей налогов и обеспечивает около миллиона рабочих мест. Он подчеркнул, что доступность цены рыбопродукции – одна из приоритетных задач. И цена вопроса рыбы на прилавке зависит отнюдь не от рыбака. Рыбацкая "цена " - это расходы рыбодобытчиков, в т.ч. обслуживание судна. При попадании рыбы на прилавки к этой цене добавляются транспортировка, многочисленные этапы перекупки, хранение на складах и тд. Сахалинские эксперименты, когда при оптовых ценах накрутка составляет около 8%, а при розничных – около 15%, позволяют продавать те же минтай, сельдь, камбалу по цене не более 80 рублей за кг. По мнению Олега Кожемяко, чтобы цена при продаже рыбы и морепродуктов была адекватной и доступной для граждан, в решении этого вопроса должны принимать участники всей цепочки – начиная от рыбодобытчиков и кончая торговыми сетями и банками, которые дают кредиты рыбакам.

Тему формирования системы государственного управления рыбной отраслью затронул президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. С 1993 по 2003 годы уже предпринималось несколько попыток сформировать систему распределения водных биоресурсов, адекватную рыночным условиям и обеспечивающую интересы государства. Но непоследовательность государственной политики распределения водных биоресурсов привела к кризисному состоянию рыбной отрасли, отметил в свое докладе Герман Зверев. В 2004 году в этом направлении произошли изменения - стала развиваться комплексная система распределения водных биоресурсов, включающая "исторический принцип" закрепления квот, "олимпийский принцип" в отношении некоторых видов водных биоресурсов и ограниченное применение аукционов.

Кредиторская задолженность рыбной отрасли в период с 2007 по 2012 годы сохранялась на уровне 24 – 28 млрд. рублей. Но в последующие два года крупные сделки по переходу прав собственности на крупные рыбодобывающие активы привели к значительному увеличению общего объема кредиторской задолженности до 44,2 млрд. рублей. Т.о. по итогам 2014 года отношения кредиторской задолженности рыбодобывающих предприятий к их денежной выручке увеличилось до 37%. Высокий уровень кредиторской задолженности в рыбной отрасли подтверждает значительное укрепление доверия банковской системы к рыбной отрасли после 2008 года, благодаря чему стал возможный устойчивый прирост инвестиций. По данным Росстата объем инвестиций в рыбной отрасли в 2013 году по сравнению с предыдущим годом вырос в 4 раза – с 2,8 млрд. рублей до 11 млрд. рублей.

Одним из важнейших показателей экономического состояния отрасли и перспектив ее развития является загрузка производственных мощностей отрасли. Рабочая загрузка рыбопромысловых судов возросла. В 2013 году средний вылов на крупнотоннажное судно составил 15,8 тысяч тонн, что на 38% превышает показатели 2010 года. Почти такой же рост виден и по среднетоннажным судам.

Основные проблемы развития рыбохозяйственного комплекса РФ обусловлены сочетанием четырех основных факторов, оказывающих определенное влияние на его деятельность.

  • Первый фактор – состояние запасов водных биоресурсов, которое зависит от природно-климатических условий и выявляется исключительно посредством специальных научных исследований.
  • В торой фактор – динамика потребления рыбопродукции на внешнем и внутреннем рынках, которая является производственной характеристикой от покупательского спроса населения и на которую оказывает существенное воздействие "жесткость требований" нормативного регулирования в свете качества и безопасности рыбной продукции.
  • Третий фактор – государственное регулирование доступа к водным биоресурсам, которое осуществляется в форме закрепления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов.
  • Четвертый фактор – масштаб, скорость и источники инвестиций, которые обусловлены как макроэкономическими факторами, так и мотивацией бизнеса.

Сегодня в отрасли наблюдается дисбаланс между перерабатывающими мощностями, т.е. между теми, кто на судах, кто на берегу в районах добычи и в основных районах потребления. Есть дисбаланс между добывающими, перерабатывающими, логистическими и оптоворозничными сегментами рынка. Имеется дисбаланс между потребительскими запросами к цене и качеству рыбной продукции и реальной покупательской способностью населения. В се это приводит к инерционности производственных процессов.

В рамках конгресса также прошли круглые столы, темами которых стали "Использование водных биологических ресурсов: экономические, экологические и социальные аспекты" и "Свободный порт Владивосток – новая перспектива рыбной отрасли".

"Эта тема выбрана неслучайно, больше года она рассматривается и обсуждается на различных площадках – от регионального до федерального уровня. Затрагиваются не только вопросы, касающиеся наделения пользователей сырьем, но и то, как это сырье в конечном счете использовать. Какие правила, какие взаимоотношения между государством и бизнесом должны сохраниться или претерпеть модернизацию до 2018 года. До 2018 года существуют в рамках ФЗ-166 заключенные договора на обладание долями квот, в рамках которых и идет процесс использование водно-биологических ресурсов", – рассказал директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Александр Передня.

Он так же подчеркнул, что разделение на промышленное и прибрежное рыболовство не принесло никаких положительных моментов. Более того, из-за административных барьеров рыбаков ограничили в доступе к ресурсам, возникают дополнительные финансовые и временные затраты и т.д. Сегодня прибрежное рыболовство ничем не отличается от промышленного, суть его давно потеряна. Приморцы ратуют за стимулирование поставок для береговых предприятий. Но немаловажным фактором является сохранение инфраструктуры, которая традиционно складывалась вокруг рыбацких поселков, сохранение населения, уменьшение оттока людей, создание рабочих мест.

В ходе круглого стола, темой которого стал вступающий в силу закон о "Свободном порте Владивосток", прозвучали предложения рыбодобывающих компаний, настроенных на участие в реализации этого закона.

Учитывая, что в зону СВП вошли 15 территорий муниципальных образований, там базируются почти все крупнейшие добывающие и перерабатывающие рыбацкие предприятия. Потенциально все они могут стать резидентами СПВ.

Перечень видов предпринимательской деятельности на территории СПВ пока не определен, этим займется наблюдательный совет. Если в данной ситуации будет применен подход, как случаях с ТОРами, к примеру, в ТОР "Надеждинская" разрешены 53 вида деятельности, в т.ч. "рыболовство и рыбоводство", то вопросы отпадут сами собой.

Часть предприятий отлично вписываются в рамки СПВ, это порты, холодильники, береговая переработка, с рыбодобывающими сложнее. Но смогут ли они воспользоваться льготами СПВ при реализации своих инвестиционных проектов – пока непонятно. И какие проекты будут "допущены"? Предлагается разрешить рыбкам любые инвестиционные проекты, включая обновление флота.

Поступило предложение и о расширении СПВ – речь шла о включении территории Лазовского района, где располагается одно из ведущих предприятий рыбной отрасли края "Преображенская база тралового флота" и его береговой рыбокомбинат.

По итогам работы Х Международного конгресса рыбаков была принята резолюция, в которой отмечено, что с целью создания условий для дальнейшей продуктивной работы предприятий и финансовой устойчивости отрасли имеет смысл сохранить положительно зарекомендовавшие себя принципы долгосрочного закрепления долей квот на вылов за эффективными пользователями, расширив горизонт планирования бизнеса с 10 до 25 лет. Следует устранить избыточное районирование рыболовства в рамках промыслово-статических зон, установив "единое промысловое пространство". Увеличение срока закрепления квот вместе с устранением излишнего администрирования приведут к росту инвестиционного потенциала в отрасли и повышению эффективности промысла. Государственная политика должна быть направлена не только на регулирование добывающего сектора рыбной отрасли, но и обеспечивать продовольственную безопасность страны путем насыщения внутреннего рынка качественной и здоровой продукцией. Учитывая, что рыболовство создает мультипликативные эффект, то решение существующих проблем в смежных отраслях за счет изменения системы управления водными биоресурсами несет большие риски непосредственно и для рыболовства. Конгресс обратился к правительству РФ о подготовке поправок в ФЗ "О рыболовстве и сохранении вводных биоресурсов", направленных на повышение эффективности водных биоресурсов, устранение избыточных административных барьеров при ведении промысла и расширение полномочий органов государственной власти субъектов федерации при правовом регулировании прибрежного рыболовства. Так же конгресс ратует за внесение изменений в нормативную правовую базу в сфере контроля за обращением продукции из водных биоресурсов.


Наверх