58,86 ↑ 100 JPY
90,29 ↓ 10 CNY
63,95 ↓ USD
54,15 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
EN
19 октября
Суббота

Общество

В ТОРах и свободном порте жители Приморья видят выгоду для региона

Фото: ЕНВ
В ТОРах и свободном порте жители Приморья видят выгоду для региона

Но изменение информационного поля на уровне федерации и региона привело к тому, что поддерживающих концепцию ТОРов стало на 20%

Темы территорий опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток за последние полгода стали основными индикаторами, отражающими современное экономическое развитие региона. Обе концепции имеют целый ряд характерных сходств, лежащих в сфере льготного налогообложения, упрощенных процедур по оформлению документации, перспектив инфраструктурного развития региона. И концепцию ТОРов, и концепцию свободного порта объединяет создание специальных зон на территории края, в пределах которых российским и зарубежным компаниям и инвесторам будут предложены многие, в т.ч. вышеупомянутые, преимущества. В федеральном законе "О свободном порте Владивостока" говорится, что в территорию порто-франко территории опережающего социально-экономического развития не входят. Многие эксперты высказывают мысль о том, что в данном решении просматривается принцип взаимодополняемости двух концепций. Например, среди отраслей специализации ТОР "Надеждинский" существуют сферы, прочным основанием которых являются быстрые и бесперебойные поставки сырья. Именно поэтому территория Надеждинского района так же включена в зону Свободного порта Владивосток.

Вместе с тем, как показывают опросы, данные темы являются довольно непростыми для понимания среди жителей Приморья. По мнению политолога, директора Центра социальных инноваций "Чёрный куб" Юрия Коломейцева, в связи с недавним принятием федерального закона о свободном порте и подписанием его президентом страны, значительная часть жителей региона реже вспоминают о существовании в крае территорий опережающего развития. "Создается ситуация, при которой совершенно правильный и благой посыл информационной кампании в местных и региональных СМИ, направленный на освещение всех сторон жизни региона (в т.ч. и экономической), а также на разъяснение концепции нынешнего социально-экономического развития Приморья, приводит к тому, что данная концепция становится похожа на один сплошной ком, в которой обывателю не представляется возможным понять, где территории опережающего развития, а где свободный порт Владивосток, где свободная экономическая зона, а где зона территориального развития" - комментирует ситуацию Коломейцев Ю.Ю.

По данным социологического опроса ЦСИ "Чёрный куб" от 3 мая 2015 года, более 1% жителей Владивостока, принявших участие в исследовании, на вопрос "В чем основная идея концепции территорий опережающего развития?" отвечали "создание свободного порта на территории края" и тому подобное.

Слова директора ЦСИ "Чёрный куб" также подтвердил опрос общественного мнения, проведенный специалистами Центра накануне. Анкета данного исследования состояла из двух блоков, посвещенных темам территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. По данным соцопроса, проводившегося на территории девяти муниципальных образований края, на вопрос "Знаете ли Вы, что такое территории опережающего развития? Слышали и Вы об этом?" ответили утвердительно 53% респондентов, тогда как на вопрос "Слышали ли Вы о проекте свободного порта Владивосток?" - 72%:

Данные результаты объясняются не только тем, что тема свободного порта сейчас "№1" в регионе, но и тем, что сама тема открытости Владивостока внешнему миру всегда была и остается актуальной среди горожан, начиная с 1992 года, когда краевой центр перестал быть закрытым портовым городом. Причем, данная тема является актуальной не только для жителей Владивостока, но и для всех приморцев. Например, в Уссурийске, если рейтинг информированности граждан о ТОРах составил чуть больше 37%, то соответствующий показатель, касающийся порто-франко, достигает 62-63% во втором по населению городе края.

Другое дело – понятие свободного порта. С этим у приморцев в ходе опроса возникли проблемы. Дело в том, что в принятом недавно федеральном законе обозначены границы свободного порта, очерчивающие территорию, на которую распространяется действие закона. Специалисты Центра социальных инноваций "Чёрный куб" решили проверить знание этого факта у населения края. Для этого каждому респонденту опроса было предложено выбрать из перечня совокупностей территорий ту, которая, по их мнению, обозначает границы порто-франко – от территории Владивостокского городского округа до прибрежной полосы всего дальневосточного региона.

В городе Владивостоке только менее 10% горожан смогли правильно ответить на вопрос исследования, ответом на который была территория юга Приморского края. Стоит отметить, что результаты на этот вопрос по городам и районам Приморья в достаточной степени разнятся. Самый высокий уровень информированности показали жители Уссурийска: почти 30% из них выбрали в качестве ответа на вопрос территории Артемовского, Владивостокского городских округов, Надеждинского, Шкотовского, Партизанского, Пограничного и Хасанского районов. По мнению экспертов, столь высокий уровень объясняется тем, что еще несколько месяцев назад территория Уссурийского городского округа входила в проект свободного порта, однако в законопроект 2015 года Уссурийск не попал, поэтому вопрос границы порто-франко для жителей Уссурийска более актуален, чем для владивостокцев:

Что же касается ответов жителей города Владивостока, то по мнению экспертов, на конечные результаты исследования повлиял геоцентризм населения, который проявился не столько в том, что горожане в качестве предполагаемой территории свободного порта называли непосредственно только границы городского округа, сколько в том, что за последние годы население Владивостока и часть жителей региона откровенно привыкли к тому, что масштабные проекты на территории края организуются, как правило, только на территории краевой столицы, в связи с чем ответы жителей Владивостока были не в пользу остальных муниципалитетов региона.

Многих участников соцопроса сбил с толку вариант ответа "Владивосток и Находка". "Большое количество респондентов знало, что Находка входит в свободную экономическую зону. Возможно, понимая некий подвох самого вопроса, часть жителей решила выбрать в качестве ответа территорию не только Владивостокского городского округа, но и Находкинского", – отметил Юрий Коломейцев. Как бы то ни было, на вопрос "По Вашему мнению, какие территории включены в границы свободного порта Владивосток" 43% респондентов, живущих в столице Приморья, ответили "Владивосток и Находка".

Конечно, на результаты ответов по данному вопросу исследования повлияло и название проекта и федерального закона. В пяти из девяти муниципальных образований края, в которых проходил этот опрос, именно первый вариант ответа стал самым популярным среди приморцев. Что же касается названий территорий опережающего развития на территории региона, то по сравнению с результатами майского исследования изменений практически не обнаружено: немного упали рейтинги упоминаемости у ТОР "Надеждинский", а также у территорий находящихся за пределами Приморского края. Значительным падением отмечается "Остров Русский" (с 9% до 3%).

Тем не менее, всем этим изменениям есть свои простые объяснения. ТОР "Надеждинский" перестал ассоциироваться у граждан с единственной утвержденной территорией. В августовском исследовании ЦСИ "Чёрный куб", как отмечают специалисты Центра, большинство респондентов, сумевших назвать конкретные территории опережающего развития, отмечали сразу оба утвержденных весной правительственной комиссией ТОРа на территории Приморья – "Надеждинский" и "Михайловский". Уменьшение рейтинга упоминаемости "неприморских" ТОРов эксперты ЦСИ "Чёрный куб" связывают с определенным "угасанием" темы на просторах федеральных медиа, которое связано с тем, что последний крупный информационный повод, касающийся непосредственно ТОРов, был в апреле 2015 года, когда сразу шесть проектов территорий были одобрены в правительстве. Таким образом, теперь ТОРы являются предметами широких дискуссий только в регионах, когда настало время реализовывать функционирование утвержденных площадок. Что касается проекта территории опережающего развития "Остров Русский", то на результаты исследования оказал влияние мультипликативный эффект периода осени-зимы 2014-2015 гг. По некоторым сообщениям того периода, ТОР "Остров Русский" должен был стать первой утвержденной площадкой в субъекте, поскольку на ней уже сформировалась полноценная отрасль специализации – научно-исследовательская, однако впоследствии отсутствие конкретных потенциальных инвесторов отодвинуло решение об утверждении ТОРа на более поздний срок.

Что касается рейтинга упоминаемости приморских и дальневосточных ТОРов в остальных городах и районах Приморского края, то результаты ответа на вопрос "Какие территории опережающего развития в Приморском крае и на Дальнем Востоке Вы знаете?" оказались в среднем на треть ниже, чем в краевой столице. Данные результаты отображают привычную тенденцию в проведении социологических исследований, особенно, если учитывать, что большинство респондентов опроса – это лица от 30 лет.

Специалистов и экспертов ЦСИ "Чёрный куб" также интересовало мнение приморцев о перспективах реализации проектов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток: считает ли население края данные проекты выгодными для региона, или же эти концепции существуют только "на бумаге", т.е. возможность их полной реализации сведена к нулю.

В целом, результаты опроса ЦСИ "Чёрный куб" показали склонность респондентов к первой вышеуказанной тенденции. На данные вопросы часть опрошенных жителей Владивостока, а именно 52% респондентов - относительно ТОРов и 68% - относительно проекта свободного порта, высказались в оптимистичном ключе. Тем не менее, в сравнении с данными опроса трехмесячной давности, более чем на 20% снизилось количество поддерживающих концепцию ТОРов респондентов. Однако, как полагают эксперты, такое изменение отнюдь не свидетельствуют об изменении общественного мнения в сторону проекта. Причины данного явления лежат в изменении информационного поля на уровне федерации и региона, о чем было сказано выше.

Результат ответов на данные вопросы жителями Уссурийска можно было бы считать схожими, если бы не большое количество участников опроса, затруднившихся с ответов, потому как людей из выборочной совокупности, отрицательно высказавшихся в отношении территорий опережающего развития и концепции порто-франко, оказалось даже меньше, нежели в краевой столице.

По данным ЦСИ "Чёрный куб", самыми распространенными причинами негативного отношения к проекту свободного порта со стороны приморцев следует считать недоверие властям со стороны 8% респондентов опроса. Еще меньшее количество участников опроса в качестве причин выделили коррупцию, кризис и печальный опыт свободной экономической зоны в Приморье. Что касается позитивных мнений по поводу реализуемых в регионе проектов, информацию о них можно найти ниже:


Наверх