59.55 ↑ 100 JPY
90.90 ↑ 10 CNY
64.43 ↑ USD
54.05 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 1 м/c
EN
19 сентября
Четверг

Экономика

После бала: почему разорились подрядчики "строек века"

Фото: УСК Мост
После бала: почему разорились подрядчики "строек века"

Участие в масштабных государственных проектах привело строительные компании к банкротству, а владельцев некоторых из них — в тюрьму

Россияне любят праздники. Каждый год после возвращения Владимира Путина на пост президента в стране случалось какое-то событие мирового масштаба: в сентябре 2012 года Россия принимала саммит АТЭС, в 2013 году прошла Универсиада в Казани, наконец, в 2014 году состоялись зимние Олимпийские игры в Сочи. Инфраструктура для всех этих мероприятий стоила бюджетам разных уровней 2,43 трлн рублей.

Казалось бы, больше всего этому должны были радоваться строители. Выигрывая один за одним гигантские подряды, компании наращивали мощности, нанимали новых людей и увеличивали обороты. Но так ли это было выгодно? Когда ликование прошло, выяснилось, что многие участники рынка оказались в ситуации более тяжелой, чем было до АТЭС или Олимпиады. Корреспондент  Forbes Ирина Грузинова приводит семь ярких примеров того, как участие в масштабных государственных проектах привело строительные компании к банкротству, а владельцев некоторых из них — в тюрьму. Три примера непосредственно касаются Приморского края, а точнее объектов саммита АТЭС-2012.

ООО "НПО "Мостовик" (Омск)

Объект: Приморский океанариум (Владивосток), мост на о-в Русский, стадион "Фишт", санно-бобслейная трасса, Большая ледовая арена (Сочи)

Стройка: АТЭС-2012, Олимпиада-2014

Владелец компании: Олег Шишов

Проблема: Компания не смогла в срок расплатиться со своими многочисленными кредиторами: сумма признанных судом невыполненными требований превысила к 2015 году 57 млрд рублей. В мае НПО "Мостовик" признано банкротом, владелец Олег Шишов находится в СИЗО.

История вопроса: Сочинские объекты компания достроила в срок, а вот Приморский океанариум, который должен был открыться к саммиту АТЭС, не готов до сих пор. Олег Шишов не раз заявлял, что в сложное финансовое положение компания попала из-за того, что в ущерб себе достраивала многочисленные проекты к Олимпиаде. В 2014 году Следственный комитет обвинил Олега Шишова в том, что он нецелевым образом использовал 2 млрд рублей из средств, выделенных на возведение Приморского океанариума. Дело возбудили через несколько дней после того, как свое недовольство темпами строительства океанариума высказал приехавший во Владивосток Владимир Путин.

О компании: Омское НПО "Мостовик", основанное Олегом Шишовым, спроектировало и построило свыше ста мостов и путепроводов в разных частях страны. Самые известные проекты компании — вантовый мост "Живописный" в Москве и мост на остров Русский во Владивостоке ("Мостовик" был генпроектировщиком и субподрядчиком). Выручка компании в 2013 году составила 36 млрд руб.

"Корпорация "Инжтрансстрой" (Москва)

Объект: Аэропорт Владивостока, дорога "Владивосток-Находка-порт Восточный", гостевой маршрут на участке "ст. Санаторная - Мостовой переход через б. Золотой Рог", автомобильная дорога между курортами "Альпика-Сервис" и "Роза-Хутор", Медиацентр и другие объекты

Стройка: саммит АТЭС-2012, Олимпиада-2014.

Владелец компании: Ефим Басин

Проблема: Через месяц после триумфального для России завершения Олимпиады Ефим Басин объявил о ликвидации своей компании "Инжтрансстрой". Причина — "серьезные расхождения с заказчиками о стоимости объектов, возведенных в Сочи". Общая стоимость сочинских объектов "Инжтрансстроя" превышала 70 млрд руб.

История вопроса: В 2010 году Ефим Басин продал 51% своей компании "Мостотресту" Аркадия Ротенберга. Подряды на крупнейшие сочинские стройки стали сыпаться как из рога изобилия: "Корпорация "Инжтрансстрой" получила 14 крупных контрактов. Однако в 2013 году "Мостотрест" из капитала компании вышел.

О компании: Бывшие министры строительства СССР Владимир Брежнев и России Ефим Басин вместе руководили крупной корпорацией "Трансстрой" до тех пор, пока контрольный пакет ее не купил у менеджмента Олег Дерипаска. Басин с Дерипаской не сработался и в 2007 году создал свою компанию "Корпорация "Инжтрансстрой", в которую перешла часть команды "Трансстроя".

Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК)

Объект: Мост через бухту Золотой Рог (Владивосток), Низководный мост полуостров Де-Фриз – пос. Седанка

Стройка: АТЭС-2012, космодром "Восточный"

Бывший генеральный директор: Виктор Гребнев

Проблема: В начале 2015 года сама ТМК и кредиторы одновременно обратились в суд с требованием признать компанию банкротом, в компании введена процедура наблюдения. Виктор Гребнев находится под домашним арестом, следующий за ним генеральный директор Игорь Нестеренко тоже арестован.

История вопроса: ТМК удалось ввести в срок объекты саммита АТЭС, несмотря на то что дорожное полотно одной из проложенных компанией трасс осыпалось, а на мосту через бухту "Золотой рог" во время строительства произошел пожар. Критической для компании стала другая "стройка века" — космодром "Восточный". И Виктор Гребнев, и Игорь Нестеренко являются фигурантами уголовного дела о мошенничестве и невыплатах зарплат строителям, сумма 35 млн руб. Кроме того, Нестеренко подозревается в хищении 55 млн руб., а Гребнев — в причинении ущерба компании на сумму более 400 млн руб.

О компании: ТМК — одна и крупнейших мостостроительных компаний на Дальнем Востоке. Среди известных объектов компании трасса Седанка — Патрокл, низководный мост через Амурский залив, дорога от Золотого моста до бухты Патрокл. В период расцвета в 2011 году выручка компании превышала 17 млрд руб., в 2013 упала до 3 млрд. руб.


Наверх