57,03 ↑ 100 JPY
94,94 ↓ 10 CNY
63,79 ↑ USD
55,84 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 4 м/c
EN
24 апреля
Среда

Общество

Первенец большой энергетики Дальнего Востока

История ТЭЦ-1 - от основания до наших дней

Константин Сергеев
22 декабря российские энергетики отмечают свой профессиональный праздник. Это хороший повод отметить и 95-летие создания первого крупного энергетического предприятия Дальнего Востока. Действительно, вклад Владивостокской ТЭЦ-1 в становление и развитие города и края трудно переоценить.
Уходящий 2007 год особенный для филиала "Приморские тепловые сети" ОАО "ДГК" сразу по нескольким причинам. С одной стороны, это первый год работы предприятия в новом статусе филиала "Дальневосточной генерирующей компании", с другой стороны, в этом году исполнилось 95 лет со дня ввода в эксплуатацию Владивостокской ТЭЦ-1. Однако, кроме этих двух важных событий, есть еще одно. 30 сентября исполнилось 95 лет замечательному человеку, первому директору предприятия тепловых сетей Сергею Яковлевичу Шканову. Родившись в один год с ТЭЦ-1, он всю свою жизнь связал с ней.

Первые опыты – вечный ремонт

В феврале 1912 года на берегу Амурского залива введена в эксплуатацию первая центральная городская электростанция. Как рассчитывала Дума Владивостока, мощности электростанции хватит не только на освещение квартир горожан, но и на энергообеспечение трамвая, который вскоре тоже собирались запускать.
Однако первый же год эксплуатации станции показал, что ни ее мощность, ни протяженность кабельной сети не в состоянии удовлетворить все нарастающие потребности в электроэнергии - спрос был слишком велик. Число абонентов станции к 20 июня 1912 года составляло 1 785, ламп накаливания в действии - 32 133 штуки и 61 мотор. Это на 90 тысяч населения.
Потребление энергии росло и приносило даже неплохие прибыли в городской бюджет, несмотря на начавшуюся войну и уменьшение числа абонентов (1914 год - 43 900 руб., 1915 год - 49 000 руб.)
В ноябре 1922 года, вскоре после установления в городе советской власти, станция перешла в ведение Комхоза. Новая администрация энергично взялась за приведение станции в надлежащий вид и в первую очередь произвела капитальный ремонт всех котлов и паротурбин, которые гарантировали непрерывную работу станции с отпуском энергии до 2 775 кВт/ч (в три раза больше, чем до ремонта).
В пятилетних планах
Тридцатые годы - время интенсивного индустриального развития СССР. Рост всех отраслей промышленности Владивостока и Приморья повысил свои требования к обеспечению электроэнергией.
В 1934 году была построена линия электропередачи на деревянных опорах в габаритах 110 кВ от строящейся Артемовской ГРЭС до города Владивостока.
Большим испытанием для ВГЭС-1, которая к этому времени была переименована в Владивостокскую ГРЭС №1, стали военные годы. Электростанция обеспечивала бесперебойное снабжение электроэнергией предприятий, выполнявших заказы для фронта: Дальзавода, завода "Металлист", военных номерных заводов.

Учитывая важность ВГРЭС №1 в обеспечении устойчивой работы предприятий, изготовляющих вооружение и боеприпасы, персонал электростанции имел броню от призыва в армию. Но военкоматы Владивостока часто нарушали это положение, и директору станции порой приходилось снимать специалистов электростанции с поездов, отправлявшихся на фронт. К сожалению, некоторых работников не удалось вернуть, они ушли на войну и отдали свои жизни на полях сражений.
"Большой Владивосток" - теплый город
 
В послевоенные годы перед коллективом Владивостокской ГЭС №1 встала новая задача: перевести ее из чисто электрической станции в теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) для централизованного теплоснабжения Владивостока.
Во Владивостоке активно строились предприятия рыбной промышленности, машиностроения (в том числе судостроения и ВПК), судоремонта, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленностей, требовавшие дешевого тепла. В 60-е годы активизировалось строительство "Большого Владивостока" или "второго Сан-Франциско". Микрорайоны и целые улицы застраивались высотными домами, которые предусматривали центральное отопление.
С 1959 года Владивостокская ГЭС № 1 стала работать на тепловую нагрузку, для чего на ней был проведен ряд мероприятий по переводу ее на теплофикационный режим. Был подан пар на кондитерскую фабрику, мясокомбинат, завод пивобезалкогольных напитков и другие объекты. В 1960 году тепловые магистрали от ВГЭС № 1 проходили по улицам Геологов (Комарова), 25 Октября (Алеутской) до Колхозной (Семеновской).
Дальнейшее строительство тепловых магистралей велось параллельно с реконструкцией и увеличением тепловой мощности станции. В конце 60-х началось и строительство "сестры" ВГЭС - ТЭЦ-2.
От электростанции - к ТЭЦ
В 1966-1967 гг. для покрытия растущих тепловых нагрузок на станции были введены в эксплуатацию три паровых котла типа БКЗ-75-39Ф, которые сжигали угольную пыль. К 1975 г. выработка электроэнергии на ВТЭЦ-1 была прекращена, ТЭЦ стала специализироваться исключительно на выработке тепла.
В 1983-84 гг. два котла "Бобкок-Вилькокс" и три котла БКЗ-75-39 переведены с угля на сжигание мазута. При этом была внедрена новая прогрессивная технология циклонного сжигания топлива (разработанная на Дальнем Востоке учеными ДВПИ), которая увеличила теплопроизводительность и экономичность котлов.
Необходимость в установке новых котлов возникла только в середине 90-х годов в связи с демонтажом физически изношенных котлов "Бобкок-Вилькокс" (они работали еще с 1932 года!).
 
В сложных условиях перестройки выполнено расширение котельной и установка двух котлов. К отопительному сезону 1996 г. был пущен первый котел КВГМ-100 на ВТЭЦ-1, который успешно эксплуатируется в настоящее время.
Успеху обязаны кадрам
На ТЭЦ-1 всегда работали лучшие специалисты в области энергетики. Так, в нынешнем году свой юбилей отметил ровесник ТЭЦ-1 Сергей Яковлевич Шканов.
В 1932 году сын председателя колхоза член ВЛКСМ Шканов с другими комсомольцами поехал в Читу "на поднятие народного хозяйства". На одной из станций эшелон остановился, организовали митинг – "Даешь Владивосток!". Так комсомолец Шканов впервые услышал о городе, которому потом отдал долгие трудовые годы. Приехали во Владивосток. Вместе с двумя земляками Сергей устроился на лесозавод при Управлении оборонительных сил Дальнего Востока, который тогда располагался на Луговой. Но долго там товарищи не проработали, их поманило море. Впрочем, организованная ими рыболовная артель тоже проработала недолго. Шканов уходит в армию, по возвращении из которой вновь приезжает во Владивосток, участвует в строительстве на острове Русском электрической станции "КЭТ". С той поры Сергей Яковлевич начал свой путь в энергетике. После завершения строительства переходит на работу в управление Дальэнерго. Работал Шканов и мастером на строительстве ЛЭП, АртемГРЭС, и начальником отдела снабжения, и заместителем директора, ведал поставками угля.
В те годы проектировалась централизованная система теплоснабжения города Владивостока. Именно Шканову мы обязаны тем, что систему теплоснабжения построили и довели до ума. В 60-е, как всегда, на строительство денег не хватало. Для того, чтобы получить необходимое финансирование, надо было собрать десятки подписей и согласований в Москве. Между тем срок командировки ограничивался десятью днями. Приморские энергетики неоднократно посылали гонцов в Первопрестольную, и всякий раз делегаты не успевали в ограниченные сроки собрать необходимые бумаги. В конце концов отправился в командировку сам Шканов. Человек, умеющий быть убедительным, энергичный, он не стал тратить время на дипломатию с чиновниками, а отправился сразу к министру энергетики. Поговорил с ним и буквально в течение нескольких дней получил согласования.
В 1966 году Шканов был назначен первым директором тепловых сетей Дальэнерго и проработал на этом посту до 1972 года.
К сожалению, мало кто вспоминает о таком аспекте, как экологический. В начале 60-х ситуация с чистотой воздуха во Владивостоке была катастрофическая. Многочисленные котельные и печки частного сектора дымили круглосуточно. Над городом висел черный плотный смог – такой, как над лондонским Ист-Сайдом в начале 20 века. С введением централизованного теплоснабжения резко уменьшилось количество потребляемого топлива, увеличилось КПД его сгорания. В общем, заметного загрязнения воздуха ТЭЦ никогда не давала. Исчезли и повсеместные многочисленные кучи шлака на улицах. Так, благодаря смелости Шканова, Владивосток вздохнул свободно.

Поделиться:

Наверх