59.46 ↓ 100 JPY
91.08 ↑ 10 CNY
64.37 ↑ USD
54.33 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+1° ветер 2 м/c
EN
15 октября
Вторник

Общество

Горящие турпутевки в этом сезоне могут исчезнуть из продаж

Фото: http://moraleandmight.com/?p=805
Горящие турпутевки в этом сезоне могут исчезнуть из продаж

Случившиеся за последние пару лет банкротства крупных участников туристического рынка заставили оставшихся на рынке туроператоров умерить аппетиты

Впервые за последние годы этим летом на российском рынке может почти не оказаться горящих путевок: туроператоры отказываются от демпинга, пишут "Ведомости".

По данным Росстата, в прошлом году российские туристы совершили 14,5 млн поездок за границу - на 15% больше, чем в 2010 г. Правда, годом ранее турпоток увеличился на 32%. Рост в 2011 г. соответствует среднему показателю за последние 4-5 лет, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Рекорд же 2010 г. она объясняет восстановлением после провального сезона 2009 г. "Мы рассчитываем, что по итогам 2012 г. рынок покажет 15%-ный рост, - сказала Тюрина. - Ожидания от сезона позитивные, глубина продаж у туроператоров присутствует".

Но случившиеся за последние пару лет банкротства крупных участников рынка ("Капитал тур", "Ланта-тур вояж" и проч.) заставили оставшихся на рынке туроператоров умерить аппетиты, признается Виктор Тополкораев, гендиректор "НТК Интурист" (туроператор, входящий в совместное предприятие "Интуриста" и Thomas Cook). "Все туроператоры оптимизируют затраты, стараются зря не рисковать, не демпинговать", - соглашается гендиректор сети офисов "Горячие туры" по Южному федеральному округу Елена Махрова. С начала нового сезона на рынке появилась тенденция: туроператоры перестали наращивать объемы заказа нереально больших объемов перевозки, что чревато дальнейшим демпингом, отмечает Тополкораев: "В этом сезоне спрос и предложение почти соответствуют друг другу".

Туристический рынок в последние годы "погряз в демпинге", признает Тюрина. "Испугавшись кризиса, в 2009 г. компании не гнались за объемами и трезво оценили свои возможности - тот год оказался для турбизнеса прибыльным, - вспоминает Тюрина. - Но в 2010 г., рассчитывая на послекризисное восстановление рынка, туроператоры переоценили свои возможности: они забронировали мест в самолетах и [номеров] отелей гораздо больше, чем смогли продать. В 2011 г. сработал эффект снежного кома - ожидания опять не оправдались: пиковые для туризма даты - лето-2011 и Новый год - 2012 - продавались плохо". Это подтверждает исполнительный директор туроператора "Спутник-Гермес Самара" Александр Денисов. Обанкротившийся туроператор "Капитал тур" вел демпинговую политику, "Ланта-тур вояж", хотя и не была инициатором демпинга, была вынуждена идти за рынком, говорит Тюрина. В итоге ситуация дошла до того, что 40-45% турпродукта в последние годы продавалось ниже себестоимости, рассказывает она: например, экскурсионная Европа на 120 евро дешевле себестоимости, горнолыжные туры - на 180 евро, Доминикана - на 230 евро, Таиланд - на 260 евро.

В этом же году жесткого демпинга, по крайней мере пока, не замечено, утверждают участники рынка.

"Туроператоры едины в своей позиции: они сдержанно, тщательно и взвешенно подошли к сезону, оценили свои возможности, ценовую политику и спрос, - соглашается генеральный менеджер по продажам "Пегас туристик" (один из крупнейших туроператоров) Анна Подгорная. - Сейчас продукт продается по его реальной стоимости". Она приводит в пример Египет, направление, известное своими демпинговыми ценами: на майские праздники спрос на курорт превысил предложение, но никто из операторов не решился запросить у перевозчиков увеличенный объем кресел.

"Общее количество чартеров осталось на прошлогоднем уровне, но произошло перераспределение - оптимизация рейсов по направлениям и операторам", - делится наблюдениями гендиректор компании "ВИП-сервис" (крупный агент по продаже авиа- и железнодорожных билетов) Дмитрий Горин.

К тому же перевозчики теперь стараются идти компаниям навстречу, продолжает он: вместо жестких блоков у операторов появилась возможность ежемесячно дополнять или снимать рейсы.

Данные о том, как в реальности выросли продажи, у компаний разнятся. У "НТК Интурист" продажи выросли, по словам Тополкораева, на 5-20% в зависимости от направления. Продажи на летний сезон в этом году выросли всего на 10% от уровня прошлого года, говорит Денисов. В среднем зарубежных туров продается на 25-30% больше, сказала Махрова из "Горячих туров" (все данные - по сравнению с прошлым годом).

Но с каждым годом бизнес туроператоров становится сложнее и еще по одной причине: россияне все чаще выбирают самостоятельные путешествия. Многие туристы ограничиваются только покупкой билетов или вообще одной консультацией, предпочитая бронировать отели в интернете и прокладывать маршруты с помощью путеводителей, говорит гендиректор петербургской турфирмы "Авис" Ольга Хамхокова. К тому же с каждым годом растет число людей, купивших недвижимость за рубежом: в Болгарии, Испании, Турции. "За 20 лет свободы люди уже наездились и открывают для себя новый вид путешествий - за границей у себя дома", - говорит Хамхокова.

Рынок онлайн-покупки билетов и гостиниц растет на 35-50% ежегодно, сказала представитель сайта онлайн-бронирований Momondo.ru Ирина Рябовол. В 2010 г. через интернет в России было куплено авиабилетов на $2 млрд, а прогноз на этот год - больше $4 млрд, продолжает она. К 2016 г. продажи авиабилетов в России могут вырасти до $8 млрд, ожидает Петр Кутис, основатель ресурса Onetwotrip.com. Но из всех этих объемов самостоятельные путешественники приобретают не больше 10%, оговаривается он.

И все же, несмотря на рост самостоятельных покупок, главным туристическим направлением в этом году может снова стать Турция. Эта страна в этом году ожидает принять 4 млн российских туристов, говорил в марте министр культуры и туризма Турции Эртугул Гунай (в 2011 г. эту страну посетило 2,68 млн россиян, по данным Росстата), а в ближайшие 3-4 года число туристов из России превысит 5 млн человек. "Турция, как "Макдоналдс", остается самым доступным популярным направлением", - сказал Денисов. Но местные отельеры в этом году снова подняли цены на проживание на 10-15%, говорит Тополкораев. Стоимость тура выросла в среднем на 20%, сейчас цена на отдых в Турции - от 30 000 руб. на человека (на неделю с проживанием в отелях "3-4 звезды"), подтверждает старший менеджер нижегородского турагентства "Одиссея" Любовь Мартынюк. Это уже сопоставимо со стоимостью путевок в Европу, говорит Хамхокова из "Авис".

Из-за подорожания отдыха в Турции прекрасные шансы привлечь российских туристов есть у Испании и Греции, оставивших цены на уровне прошлого года, считает Махрова. Настоящий всплеск активности на греческом направлении (островах Родос и Крит, полуострове Халкидики) - спрос вырос на 30-40%, говорит Денисов. "Люди хотят в Грецию по инерции, помня о том, что в прошлом году цены там сильно упали и было много спецпредложений в связи с непростой экономической ситуацией", - считает Денисов. Греция, как говорил ранее генсек Греческой национальной туристической организации Йоргас Колепсос, ожидает в этом году принять на 30-40% больше российских туристов. В 2011 г. в стране побывало почти 612 500 россиян (на 58,4% больше, чем годом ранее).

Поделиться:

Наверх