66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Кем и как регулируются тарифы на услуги ЖКХ?

Этот вопрос чаще всего задают жители столицы Приморья. Сегодня специально для "Н" на него отвечает начальник отдела тарифного регулирования администрации города Владивостока Евгения Майорова

Сергей Норов
- Евгения Юрьевна, начать наш разговор хотелось бы с банального вопроса: кто за что отвечает в сфере установления тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг?
- Во-первых, нужно отметить, что прежней системы ЖКХ уже нет, она распалась на две абсолютно разные отрасли - жилищное и коммунальное хозяйство. Подходы к тарифному регулированию, используемые в этих двух сферах, соответственно, тоже разные. Согласно Жилищному кодексу РФ, введенному в действие с 1 марта 2005 года, услуги жилищного хозяйства расширились. Они предусматривают все работы, связанные с содержанием и ремонтом жилья, а также услугу управления жильем (выпуск квитанций, сбор средств на расчетный счет-оплата услуг поставщиков и подрядчиков). Услуги последних специфические и зачастую требуют лицензирования - эксплуатация и ремонт лифтов, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Перечень коммунальных услуг сегодня тоже четко регламентирован Жилищным кодексом РФ - это водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электро- и газоснабжение.
По тарифному регулированию жилищное и коммунальное хозяйство резко отличаются. Что касается жилищных услуг, то, согласно Жилищному кодексу РФ, у граждан-собственников жилья появилась прекрасная возможность самим решать судьбу своей недвижимости и регулировать стоимость услуг по ее содержанию.
Сфера коммунальных услуг, напротив, весьма монополизирована. На территории города есть ряд предприятий, оказывающих коммунальные услуги, и альтернативы этим организациям нет. Соответственно, и установление тарифов для них жестко регламентировано действующим законодательством.
Кстати сказать, тарифообразование в коммунальной сфере достаточно сложное, поскольку существуют отдельные законы об электроэнергетике, теплоэнергетике, а также закон об основах регулирования организаций коммунального комплекса. Согласно действующему законодательству, тарифы на электро- и теплоэнергию устанавливаются Региональной энергетической комиссией Приморского края (РЭК ПК), а тарифы на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов - Городской энергетической комиссией (ГЭК).
- А можно поподробнее узнать о самой процедуре установления тарифов на коммунальные услуги?
- В тарифе на каждую из предоставляемых коммунальных услуг заложены затраты нескольких предприятий. Например, все знают, что поставщиком электроэнергии выступает ОАО "ДЭК" ("Дальневосточная энергетическая компания"). Однако мало кто знает, что во Владивостоке существует еще ряд предприятий, обеспечивающих электроснабжение потребителей. Во-первых, МУПВ "ВПЭС" ("Владивостокское предприятие электрических сетей"), эксплуатирующее городские сети электроснабжения, подходящие непосредственно к объектам, во-вторых, ФГУП "13-я электросеть", относящаяся к военному ведомству. И каждое из них обязано защитить свой тариф в РЭКе ПК. Ежегодно они вносят сюда свои расчеты затрат на будущий год с учетом прошлогодних.
В сфере теплоснабжения заняты такие предприятия, как ОАО "ДГК" ("Дальневосточная генерирующая компания") и ОАО "ГТС" ("Городские тепловые сети"), которые также регулируются РЭКом Приморского края.
Если говорить о водоснабжении, то здесь ситуация с регулированием тарифов несколько иная, поскольку и закон другой. Услуги водоснабжения потребителям Владивостока оказывает предприятие ОАО "Водоканал", содержащее все городские сети водоснабжения и канализации. Оно же, в свою очередь, покупает воду у КГУП "Приморский водоканал". Однако эти две организации регулируются в разных органах: ОАО "Водоканал" - в городской энергетической комиссии, а КГУП "Приморский водоканал" - в региональной, поскольку краевое предприятие ("Примводоканал") предоставляет услуги не только Владивостоку, но и соседнему Артему, Надеждинскому и другим районам.
При этом необходимо отметить, что стоимость услуг КГУП "Примводоканал" в стоимости услуг городского водоканала составляет порядка 70%, и эту составляющую регулирует РЭК ПК.

- Есть ли какие-то ограничения в росте тарифов?

- Конечно есть. Это индексы изменения стоимости услуг предприятий, которые утверждаются Федеральной службой тарифов для каждых отдельно взятых субъектов страны. После этого администрацией Приморского края, в частности, устанавливаются предельные индексы для городов и районов Приморья. Для Владивостока они до сих пор не утверждены, что связано с ведением в городе работы по утверждению инвестиционных программ коммунальных предприятий. Эти программы финансируются из различных источников, одним из которых является инвестиционная надбавка к тарифу, также регулируемая этим предельным индексом.
В настоящее время РЭК ПК готовит постановление об утверждении этих индексов. На сегодняшний день уже можно сказать, что индекс повышения платы граждан за жилье и коммунальные услуги составит 13% на будущий год. Что касается установления тарифов для монопольных предприятий, то данные цифры в любом случае не могут быть выше предельно допустимых индексов.

- Так на какой срок устанавливаются тарифы?

- Согласно законодательству, все установленные тарифы действуют не менее одного года. Например, если тариф на водоснабжение для потребителей Владивостока утвержден с 1 февраля 2007 года, то и меняться он будет только с 1 февраля 2008 года. Если тариф на содержание и ремонт жилья был утвержден с 1 января текущего года, то и пересматриваться он будет с 1 января будущего года.
- А есть ли какие-то возможности для снижения размеров платы за жилищно-коммунальные услуги?
- Безусловно есть. Если говорить о жилищных услугах, то снижение платы за них возможно после проведения общего собрания собственников жилья по выбору способа управления и определения требуемого именно для этого дома перечня жилищных услуг. Их стоимость утверждается решением общего собрания и может существенно отличаться от установленной в среднем по городу. Кроме того, их пересмотр также происходит по решению общего собрания, что может быть не ежегодно. Для снижения стоимости коммунальных услуг необходимо устанавливать приборы учета на потребляемые ресурсы. Конечно, данная работа потребует немалых вложений на этапе проектирования, покупки оборудования и его установки, однако снижение оплаты за коммунальные услуги в последующем позволит окупить вложенные средства за довольно короткий срок.


Наверх