70,92 ↓ 100 JPY
11,36 ↓ 10 CNY
73,55 ↓ USD
66,87 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-31° ветер 3 м/c
EN
17 января
Воскресенье

Общество

По ту сторону дверей: суд над подводниками с "Нерпы" проходит в закрытом режиме

Фото: http://www.gudok.ru/sociaty/army/?pub_id=395264
По ту сторону дверей: суд над подводниками с "Нерпы" проходит в закрытом режиме

Расследование уголовного дела по факту гибели 20 человек на борту атомной подводной лодки "Нерпа" продолжалось почти два с половиной года

Во Владивостоке Тихоокеанский флотский военный суд начал слушания по уголовному делу о катастрофе на подводной лодке. Слушания проходят в закрытом режиме, присутствие представителей прессы на процессе запрещено. Пока это только предварительные слушания, в ходе которых суд должен определиться, в какой форме будет проходить основная часть процесса.

как пишет "Гудок", на первом же заседании защита обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении этого дела судом присяжных. Прошение адвокатов было удовлетворено. Следующее заседание назначено на 20 мая.

На скамье подсудимых находятся командир "Нерпы" Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина Дмитрий Гробов. Лаврентьеву предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц. Если суд признает его вину, командиру "Нерпы" грозит до десяти лет тюрьмы. Статья Гробова - "причинение смерти двум и более лицам по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей" - предусматривает до пяти лет лишения свободы.

Адвокат командира АПЛ Александр Кулаков заявил, что собирается потребовать в суде прекращения уголовного дела в его отношении. По мнению защитника, командир лодки "действовал в соответствии с руководящими документами". Однако, сам адвокат признал, что "надежды на это мало и защита также готовит ходатайства о возвращении уголовного дела следствию". "Я считаю, что командир подводной лодки невиновен. Более того, благодаря грамотным и своевременным действиям лично командира, главного командного поста под его руководством удалось избежать катастрофы, то есть гибели подводной лодки", - заявил защитник.

Адвокат также заявил, что будет добиваться проведения дополнительных следственных действий, в том числе проведения следственного эксперимента, допроса представителей военных предприятий, включая представителей Амурского судостроительного завода, которые участвовали в подготовке АПЛ к испытаниям и готовили техническое задание.

Дело о гибели людей на АПЛ "Нерпа" было передано в суд 31 марта 2011 года. Расследование уголовного дела по факту гибели 20 человек на борту атомной подводной лодки "Нерпа" продолжалось почти два с половиной года. За это время следствием были собраны 60 томов свидетельских показаний и всевозможных материалов о том, как развивались события в тот трагический день 8 ноября 2008 года. Почти все документы имеют гриф "Совершенно секретно", что объясняет решение суда провести громкий процесс в закрытом режиме.

Помощник военного прокурора ТОФ по связям с общественностью Роман Колбанов подтвердил, что согласно обвинительному заключению, следствие считает виновными в аварии командира "Нерпы" Лаврентьева и старшину-контрактника Дмитрия Гробова. Бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок, дислоцированной в городе Большой Камень Приморского края, Сергею Захарченко обвинение не предъявлено.

"Следствие пришло к выводу, что именно их действия и бездействие повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа", - сказал Роман Колбанов.

Осенью 2008 года начались ходовые испытания субмарины в Японском море. Всего на борту АПЛ, построенной на Амурском судостроительном заводе находились 208 человек (81 военнослужащий и 127 членов сдаточной команды), большинство из них - специалисты АСЗ, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.

31 октября субмарина совершила первое успешное погружение. На второй неделе испытаний, ранним утром 8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа" произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В отсеках подлодки, где находились люди, была закачана ядовитая смесь, для тушения огня - фреон с примесью тетрахлорэтилена, вытесняющий необходимый для горения кислород.

Два передних отсека оказались автоматически загерметизированы, и моряки, находившиеся в них (три члена экипажа и 17 гражданских лиц), задохнулись в течении нескольких минут. Люди в заполненных газом отсеках не успели или не смогли воспользоваться портативными дыхательными аппаратами. По уставу, такие аппараты должны находиться на поясе у каждого подводника, однако в тот день их количество было рассчитано только на членов экипажа, а для представителей заводов их не взяли.

Погибли 20 человек, еще 40 человек с борта в срочном порядке был доставлен в госпитали с ожогами дыхательных путей, удушьем и обморожением.

По данному факту было возбуждено уголовное дело. 12 ноября 2008 года Военная прокуратура Тихоокеанского флота возбудила уголовное дело в отношении матроса Дмитрия Гробова. Именно он заведовал трюмными системами, в том числе и противопожарной системой.

Матросу предъявили обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лиц". По версии следствия, именно он запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке, что и стало причиной гибели членов экипажа и членов испытательной комиссии.

Как сообщается в материалах следствия, система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того, как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций. Все члены экипажа "Нерпы" обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, "из любопытства, помноженного на безалаберность". Психиатрическая экспертиза показала, что обвиняемый "абсолютно вменяем".

После аварии в 2008 году специалисты провели ревизию всех систем и не обнаружили серьезных повреждений на АПЛ. Однако все помещения отсека, в который поступил газ из системы пожаротушения, пришлось отмывать. Был заменен фреон. Выводы специальной комиссии, которая расследовала ЧП, являются закрытым документом. На восстановление субмарины Амурский судостроительный завод затратил 1,9 миллиарда рублей.


Наверх