65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 2 м/c
13 июня
Воскресенье

Экономика

Новую схему мошенничества с автономерами изобрели во Владивостоке

Правоохранительные органы говорят о незаконности распродаж, но точку не ликвидируют

Чем больше правоохранительные органы заявляют о борьбе с коррупцией, тем изобретательней она становиться во Владивостоке. На этот раз на улицу "вышла" торговля транзитными номерами. Самое популярное место реализации временных госномеров - кольцо улицы 3-ей Рабочей, где порядка десяти индивидуальных предпринимателей на частных машинах продают "транзиты". Цена государственных регистрационных документов на уличной распродаже колеблется от 900 до 1100 рублей, пишет РИА PrimaMedia.

Место торговли на кольцо улицы 3-ей Рабочей весьма оживленное. Практически ежеминутно подъезжают машины без номеров, приобретая транзитные знаки. На этом месте уже несколько лет оформляют полисы ОСАГО практически все приморские компании, работающие на рынке услуг автострахования. Теперь ассортимент уличной торговли расширился за счет продажи транзитных номеров, преимущественно 25-приморского региона старого бумажного образца, причем, в том числе, и с отметками управления приморского Управления ГИБДД.

Появление корреспондента СМИ вызвало определенную тревогу у продавцов транзитов, большая часть из которых предпочла закрыться в своих машинах и не отвечать на вопросы. Страховщики были более откровенны. "Периодически сюда подъезжают люди в форме и продают целые партии транзитных номеров с 25-м регионом, затем их перепродают, каждый за 1100. Бумажные приморские транзиты старого образца во Владивостоке стоят дороже, чем новые ламинированные из других регионов, потому, что приморское ГИБДД в конце 2010 года даже объявляло на них облаву", - считают продавцы полисов ОСАГО.

Один осмелевший торговец транзитами заявил, что транзитные номера можно купить только здесь - ГИБДД их выдает мало, либо создает огромные очереди, после чего похвастался ценою более низкой, чем у соседей - 900 рублей, сославшись на личные связи с ГИБДД города.

Зачастую торговцы утверждают, что работают представителями автомагазинов и продают государственные транзитные номера на вполне законных основаниях. Однако, всего один телефонный звонок помог распознать один из лже-филиалов. Учитывая, что один из мужчин представился мобильным филиалом магазина "Асид" из Находки, мы связались с руководителем торговой точки. "Это чистой воды мошенничество, - заявила директор Наталья Приходько. - Во Владивостоке у нашего магазина нет филиалов, впрочем как и уполномоченных торговать от нашего имени на улице".

В пресс-службе ГИБДД УВД по Приморскому краю опровергли проблемы с выдачей транзитных номеров: "Транзиты мы по-прежнему выдаем". Начальник ГИБДД Приморского края Александр Лысенко в интервью агентству PrimaMedia заявил, что продажи транзитных номеров на улицах Владивостока - вне закона. "Мы боремся с этим явлением. Зачастую на улицах, в том числе в районе кольца 3-ей Рабочей улицы во Владивостоке продают поддельные транзитные регистрационные знаки, часто изготовленные на специальной копировальной или типографской технике. Никакие уличные индивидуальные предприниматели не имеют права торговать "транзитами", поскольку это государственный документ. Правом выдачи транзитных номеров обладает лишь ограниченный круг специализированных автомагазинов и официальных автодиллеров, имеющих соответствующие договора с ГИБДД. Пользуясь случаем, автовладельцев Приморского края быть осторожными, не становиться жертвами мошенников, продающих поддельные "транзиты" на улице", - сказал он.

По-мнению Константина Шатобы - заместителя председателя Общества защиты автомобилистов Приморского края, важно, чтобы сведения об автомобилях поступали в ГИБДД. "Частное лицо не может пойти и напечатать транзиты. Основную точку (кольцо 3-ей рабочей) не ликвидируют, значит это кому-то выгодно, в России всегда так", - заявил Шатоба.

- У этого вопроса есть как минимум две правды, - считает Василий Авченко, журналист, автор документального романа "Правый руль". С одной стороны - понятно, что регистрационные знаки (и металлические, и бумажные) должны выдаваться органами ГИБДД, что "транзиты" изначально были предусмотрены для перегона только что купленного автомобиля к месту эксплуатации, после чего он должен ставиться на учёт и получать металлические номера, а его владелец - платить транспортный налог, проходить техосмотр и т. д.

Но, это теория. На практике же получается так, что в подразделениях ГИБДД у нас почему-то царят постоянная нервотрёпка, суета и очереди (то сотрудников не хватает, то рабочих мест - причём руководство ссылается на штатное расписание, утверждённое МВД, так что, возможно, местные гаишники не виноваты), и поставить там на учёт машину, снять её с учёта или провести иное регистрационное действие порой очень долго, сложно и чревато. Поэтому автомобилисты идут по другому пути: обращаются в коммерческие организации, где за дополнительные деньги проходят те же самые процедуры. Тесный симбиоз некоторых из этих организаций с милицией всем хорошо известен, хотя официально никаких денежных взаимоотношений между ними, конечно же, нет.

По мнению Василия Авченко, примерно то же самое получается и с транзитами: чтобы их получить без лишних потерь времени, многие предпочитают обратиться к частным предпринимателям и переплатить. В ГИБДД могут сказать, что кто-то принципиально ездит на транзитах, чтобы не платить транспортный налог. Но если транзит не просрочен, то формально никакого нарушения закона нет. Тем более что у нас город автоторговый (несмотря на все усилия Москвы), многие подолгу продают машины и не видят смысла "ставить их на номера", предпочитая вовремя продлевать транзиты, чтобы не платить штраф.

"Мы слышим, что транзиты используются для совершения преступлений - мол, потом машина скрывается, и её не найдёшь. Но и бумажный транзит должен попадать в соответствующую информационную базу - даже в том случае, если его реализовал автомобилисту не орган ГИБДД, а предприниматель. Если предприниматель этого не делает, он должен нести ответственность, - продолжает автор книги "Правый руль". - В последнее время высокие чины из краевого ГИБДД говорят нам, что предприниматели вообще не имеют права реализовывать транзитные номера. Но, во-первых, создайте нормальные условия у себя в ГИБДД - и тогда никто не пойдёт к коммерсантам, и не будет переплачивать. Во-вторых, здесь присутствует явное лукавство: насколько мне известно, основополагающий в данном вопросе документ - приказ МВД от 24 ноября 2008 года №1001 "О порядке регистрации транспортных средств". В нём написано, что решение о замене транзитного номера может приниматься, кроме ГИБДД, и "иным уполномоченным должностным лицом", а право выдавать транзиты дано, помимо самой госавтоинспекции, организациям-автопроизводителям, торговым организациям и... индивидуальным предпринимателям".

После описания ситуации, журналист привел пример хорошо известного во Владивостоке Максима Филиппени, который приобретал транзиты в краевой ГИБДД много лет, а потом ему почему-то перестали их выдавать. Он заключил официальные договора с пермскими и новосибирскими гаишниками и наладил реализацию у нас транзитных номеров нового образца - ламинированных, крепленных на штатные места. Но осенью его клиентов начали штрафовать - притом, что эти регистрационные знаки не были просрочены. Кстати, первая судебная практика уже отменила ряд решений о наложении штрафов как необоснованные.

"Конечно, несколько странно, что по Владивостоку ездят машины с неместными транзитами, с кодами 54 и 59. Но, во-первых, что не запрещено, то разрешено, во-вторых - почему одним предпринимателям "транзиты" выдают, а другим - нет?", - вопрошает Авченко. - На той же 3-й Рабочей спокойно продаются транзиты старого образца с кодом 25, и никаких вопросов это, насколько я знаю, не вызывает. Похоже, налицо "двойные стандарты". Я в данном случае вовсе не занимаюсь пиаром бизнеса Филиппени, просто эта ситуация показательна и волнует многих автомобилистов. Другое дело, если транзиты поддельные и их продают коммерсанты, не заключившие договоров с госавтоинспекцией о поставке данной продукции. Это, во-первых, подделка и мошенничество, во-вторых, фальшивые транзиты действительно могут использовать преступники. Но пока не введён официальный запрет на выдачу регистрационных документов предпринимателями - не вижу причин "давить" последних. Хотя, конечно, я и сам с удовольствием проходил бы все автомобильные процедуры непосредственно на "Заре", не переплачивая коммерсантам. Но у коммерсантов созданы куда более комфортные условия, чем у представителей нашего государства. И, к сожалению, касается это не только ГИБДД, а едва ли не всех органов власти".

Поделиться:

Наверх