58,21 ↓ 100 JPY
89,90 ↓ 10 CNY
63,23 ↓ USD
53,24 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-20° ветер 2 м/c
EN
13 декабря
Пятница

Экономика

Потерпевшие — все

Фото: http://iskanderu.ru/doc_3.htm
Потерпевшие — все

На профессиональном сленге таможенников любой участник внешнеэкономической деятельности именуется не иначе как "потерпевший"

Для бизнеса российская таможня — то же самое, что ГИБДД для автомобилистов: принцип "не заплатишь — не поедешь" во многих случаях является определяющим. Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) работает, ориентируясь на план по перечислению сборов в бюджет. В первую очередь от выполнения этого плана и зависит оценка работы наших таможенников. Следствием такого фискального подхода оказываются завышенные издержки операторов внешнеэкономической деятельности, что, в конечном счете, влечет за собой рост цен на потребительском рынке региона, утверждает деловой еженедельник "Конкурент"

"Приморский край является завозным по многим видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия, — говорит Сергей Сидоренко, председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию ЗС ПК. — В мясоперерабатывающем производстве используется более 90% завозного сырья, в молокоперерабатывающем — 60%. Не выращивается в крае продовольственная пшеница, нет работающих мукомольных предприятий, в производстве сахара используется преимущественно импортное сырье — сахар-сырец".

"Вполне понятная картина. Регион, который не в силах производить мало-мальски нормальную продукцию, может жить только на импорте", — горько комментирует Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок.

Такая "понятная" картина имеет право на существование где-нибудь на Сайпане, небольшом острове посреди океана, потому что там некому и негде вести хозяйство. Но, конечно, ненормально, когда богатый всевозможными ресурсами, в первую очередь землей, край ни на что не способен.

Зато с точки зрения таможенников все хорошо. По их данным, за 10 месяцев 2010 г. импортной продукции в край завезли на сумму $4,1 млрд. За аналогичный период прошлого года было почти в два раза меньше — $2,2 млрд. Т.е. за неполный год темп роста импорта в Приморье составил 193%.

НЕПРОЗРАЧНАЯ, БЮРОКРАТИЗИРОВАННАЯ, "АНТИКЛИЕНТСКАЯ" по сути и по форме деятельность таможни дала результат: как норма теперь воспринимается то обстоятельство, что ввозить товар по "серым" схемам проще и выгоднее, чем по закону. Денег импортер затратит не меньше, но зато освободится от большой головной боли, связанной с проверкой документов или искусственным затягиванием сроков их оформления таможней. Это абсурд, но такова реальность. Кстати, не все знают, что на профессиональном сленге таможенников любой участник внешнеэкономической деятельности именуется не иначе как "потерпевший".

Михаил Терский: "Наше государство может "наехать" в любой момент. В том числе и силами таможни. Поэтому у многих просто не остается выбора, кроме как использовать различные схемы и давать взятки. Либо регистрировать в офшоре предприятие, продавать ему по остаточной сумме имущество, а потом просто его арендовать. Никто ничего у тебя не заберет, а ты свободно перекидываешь капитал в офшор.

Трансферное ценообразование — основа основ работы всех таможен. Однако, если в мире таможня из одной страны привыкла доверять данным таможни из другой, то в России все иначе. Бывает так: китайская таможня подтверждает, что стоимость товара в контракте предпринимателя правильная, но ДВТУ говорит, что цена неправильная, слишком маленькая, посему надо ее поднять. Что может сделать бизнес? Либо проглотить пилюлю, либо идти в суд".

Анатолий Королев, исполнительный директор Дальневосточной региональной ассоциации таможенных брокеров: "Корректируют таможенную стоимость на всех направлениях: от стройматериалов до продуктов питания. Ничего не остается без внимания. Таможенникам это выгодно, ведь, пополняя бюджет, кто-то получает благодарность, но бизнесу приходится вертеться".

По словам Надежды Плотниковой, руководителя Приморского филиала таможенного брокера "Мэйджор Карго Сервис" (г. Москва), за ввоз лицензированного мяса предприниматели платят 17% таможенных сборов плюс НДС в размере 10%, за фрукты — 7% плюс 18% НДС, за краску — 17% плюс 18% НДС. "Для каждого товара действует дифференцированная шкала таможенных пошлин и НДС, — говорит она. — Тарифы высокие. Сказать, что именно на эти 30% предприниматель поднимает цену на рынке, будет неправильным. Ведь дальше затраты размываются, исходя из затрат на транспортировку, хранение на складах, дистрибуцию и т.д. Но в общей структуре себестоимости продукции доля таможенных затрат все равно получается существенной".

ТАМОЖНЮ МОЖНО БЫЛО БЫ ПОНЯТЬ, если бы она действовала в интересах отечественного производителя. Может быть, о нем-то и пекутся фискалы? На одном приморском заводе, рассуждая на эту тему, корр. "К" сказали: "Конкурентоспособные потребительские товары сегодня можно делать только на иностранных станках — высокопроизводительных, автоматизированных и точных. Второй вариант — из импортных комплектующих собирать хорошую продукцию. По закону, государство должно вернуть НДС предприятию в момент установки оборудования. Однако НДС нам возвращают в лучшем случае в течение года. Получается, что российский производитель, уплачивая НДС на ввоз оборудования, кредитует государство. Потому что какая может быть добавленная стоимость у оборудования, которое еще не начинало работать?".

Финансовый директор крупной приморской торговой сети: "Возврат НДС — большая проблема. Если ты решил его вернуть, то жди беды, как-то: сбор неограниченного числа бумаг, налоговые проверки. Поэтому многие стараются просто не связываться с этим. Другой вопрос, что таможня является регулятором внутреннего рынка через экспортно-импортные поставки. Упрощенная процедура прохождения границы — вот залог успешного развития любого государства. У нас же груз на таможне может стоять неделями. Причем платит за все импортер — за стоянку, простой, неустойки транспортным фирмам, хранение. Отсюда и ответ на вопрос, почему в России такие высокие цены.

Две главные проблемы таможни — масштабный документооборот и несправедливый способ определения таможенной стоимости. Они давным-давно известны. Но для решения этих вопросов необходима политическая воля на самом высоком уровне. Сейчас ее нет".


Наверх
Яндекс.Метрика