58,21 ↓ 100 JPY
89,90 ↓ 10 CNY
63,23 ↓ USD
53,24 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-20° ветер 2 м/c
EN
13 декабря
Пятница

Общество

Красной икрой и бесплатными квартирами заманивают украинцев во Владивосток

Приморские предприниматели на коленях молят прислать им зарубежных специалистов

Погода в Приморье мало отличается от украинской, здесь некоторые семьи имеют по 2-3 машины, власти борются с плохими дорогами, а отдыхать на побережье Японского моря много дешевле, чем в Крыму. При всем при этом на Дальнем Востоке требуются тысячи специалистов, которым дают работодатели обещают бесплатные квартиры. Примерно такую картинку нарисовало для своих читателей украинское издание "Сегодня". Не исключено, что рекламная компания в инопрессе привлечет в Приморский край, пишет РИА "Ежедневные новости Владивостока".

Знакомиться с впечатлениями гостей всегда интересно: они часто замечают то, что стало обыденностью для хозяев. Автомобилизация населения и "правый руль" стали уже притчей во язецах для всех, кто посещает Приморский край. Не обошел вниманием это и корреспондент "Сегодня".

- Буквально с трапа бросается в глаза, что практически весь транспорт, включая "скорые", такси, маршрутки и рейсовые автобусы, — с рулем с правой стороны. Рядом Япония, а потому транспорт в личное пользование можно купить подешевле. Например, 5-летние Lexus — всего за $40 тыс. Говорят, на знаменитом на всю Россию авторынке в Уссурийске, или в простонародье "Железка" (в лучшие дни здесь одновременно продавалось более 2 тысяч машин), можно найти иномарки за $2—3 тысячи, - информирует издание.

При езде на праворульной машине водителю довольно сложно совершить обгон, но жители Владивостока наловчились. "За встречкой мы следим, заглядывая через капот впереди идущей машины", — объяснил особенности местного трафика водитель Николай. Приморский край вместе с Камчаткой — регионы РФ, где в 2010 году зафиксировано наибольшее число транспорта: на 1000 приморцев — 400 штук. Для сравнения: в Москве только 313 шт., в Санкт-Петербурге — 284 шт. Здесь у многих семей есть по 2—3 машины.

Бросилась гостю с Украины в глаза и "борьба властей с одной из главных бед России — плохими дорогами. Одновременно новые развязки строятся под Владивостоком, Уссурийском, обновляется и расширяется дорога на Китай, по которой челночники ввозят китайские товары в РФ. Тут же вдоль новой трассы устанавливают современные линии электропередач и прокладывают нефтепровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" протяженностью 4188 км.

А вообще все в Приморье говорят о подготовке к саммиту АТЭС в 2012 году. К нему строят уникальный по сложности объект, каких раньше в России не было — мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский, где и должны проходить переговоры в еще находящемся на уровне фундамента Приморском дальневосточном федеральном университете. Мост будет рекордным в мире по пролету мостового перехода, по высоте пилонов и высоте над водой.

В самом центре Владивостока строят мост через бухту Золотой Рог. Он свяжет город с мысом Чуркин. Интересно, пишет издание, что при бурении скважин для опор этого моста наткнулись на трехуровневый подземный завод длиной 270 м. Его прорыли военные в 40-е годы для производства боеприпасов и ремонта танковых двигателей.

Для реализации проектов краю не хватает своих строителей, а воспользоваться дешевой рабочей силой из Китая не хотят, предпочитая возить сюда бригады из Омска, Хабаровска и т. д., работающие вахтовым методом. Мол, стратегические объекты можно доверить только своим.

Но азиаты в Приморье едут. Например, в Уссурийске, по официальным данным, живут около 6% корейцев. Они открывают свои рестораны, торговые точки. Недавно открыли завод по сборке электрооборудования. Говорят, что русским рабочим сюда нельзя приносить обеды, поскольку корейцы уверены — остатки пищи привлекут мышей, которые сгрызут и провода.

А во Владивостоке есть круглосуточный китайский вещевой рынок, где скупаться дешевле ночью. Очень популярны курсы китайского и корейского языков, они есть практически при каждой школе. В регионе открыт корейский культурный центр.

Могут похвастать жители Владивостока и дешевой красной икрой. Вдоль дороги на аэропорт ее продают с багажников автомобилей по 1500 руб./кг (375 грн., а у нас примерно — 550 грн.). В Москве же этот деликатес минимум в два раза дороже. Местные оправдывают свою любовь к икре, говоря, что нынче придуман более гуманный способ ее добычи — выдавливают из рыбы, которую затем выпускают.

У Приморья есть множество символов. Самый известный из них — уссурийский тигр, изображенный на гербе — самый северный тигр занесен в Красную книгу. На вопрос: "Вы встречали тигра?" местные радостно сообщают, что нет и рассказывают об экспедиции Всемирного фонда дикой природы, которая летом насчитала 200 особей. Им тоже задавали этот вопрос, и один из иностранцев воскликнул: "Слава Богу, не встречали! Как-то не хочется один на один оставаться с тигром". Еще одним символом является дальневосточный леопард, а также утка-мандаринка, обитающая на таежных реках.

Особой гордостью является установленная в центре Владивостока дизельная подлодка С-56 — самая результативная советская субмарина ВОВ. Она потопила четыре вражеских корабля и повредила еще один. На нее было сброшено свыше 3000 глубинных бомб, 19 раз С-56 объявляли погибшей, но она каждый раз возвращалась в порт.

Приморская область — край переселенцев. Сразу после прихода сюда русских первопроходцев в начале XVII века и присоединения этих земель к Российской империи в 1858 году сюда потянулись военные, и уже в 1860 году заработал Владивостокский пост, куда через 10 лет была переведена база Сибирской военной флотилии.

Сейчас власти РФ реализовывают здесь свою программу по переселению, которую с 2007 года инициировал премьер Владимир Путин. И вновь, как рассказали "Сегодня" представители администрации края, впереди украинцы — 13% (каждый 7-й) из всех прибывших в Приморье переселенцев, что сравнимо с гражданами Казахстана и Узбекистана.

В Уссурийске мы встретились с семьей Белан из Лисичанска. "Мы решили, что здесь больше шансов для самореализации и будущего нашего 14-летнего сына. Тем более что после реорганизации НПЗ в Лисичанске, где я работал 15 лет, дело шло к сокращению, а в Украине переизбыток специалистов по моему профилю", — рассказал нам глава семейства Роман. Теперь он работает мастером по ремонту оборудования на уссурийской картонной фабрике, где получает 18 тысяч рублей (4500 грн.), в то время как в Украине имел около 3000 грн. Перед тем как попасть на фабрику, ему пришлось немного поработать дворником, а на оформление документов на выезд из Украины ушло четыре месяца.

Главной проблемой для их семьи, как и для большинства сегодняшних переселенцев, является жилье. Беланы не продали свою 4-комнатную квартиру в Лисичанске, а выплаченные правительством РФ "подъемные" 200 тысяч рублей (50 тыс. грн.) потратили на погашение долгов. Съем жилья в Уссурийске стоит 7—12 тысяч рублей (1750—3000 грн.), однокомнатная квартира — 1,5 млн рублей ($50 тысяч). Фабрика предоставила Беланам две комнаты в общежитии, но здесь семья задерживаться не собирается. Они ожидают получения российского гражданства и открытия НПЗ в Находке, где смогут работать по специальности и претендовать на "дальневосточные" — доплату за проживание на Дальнем Востоке. Как признались Беланы, они не скучают даже по нашему салу. "Сало тут не хуже, а если замучает ностальгия — здесь украинские деревни есть", — отметила Людмила Белан.

В общем Приморье готово принять еще 30 тысяч переселенцев до 2012 года и даже оплатить проезд студентам из СНГ, если они желают учиться в только строящемся университете. Молодым ученым обещают зарплату в 100 тысяч рублей. А поскольку регион активно развивается, и к 2020 году намерены реализовать 30 инвестиционных проектов, в результате чего появится 70 тысяч новых рабочих мест.

Сейчас же региону остро нужны тысячи специалистов. Можно сказать, что их нехватку я ощутила на себе — во владивостокской гостинице меня разыскал замдиректора той самой уссурийской картонной фабрики Евгений Савенков и с ходу произнес: "На коленях молю, пришли к нам специалистов! Наш комбинат один в один, как в Белой Церкви и Обухове. Три года мы без главного технолога! С первого дня даем ему квартиру и зарплату тысяч 35—40 (9—10 тысяч грн.). Двоих возьмем!".

Еще хуже ситуация с врачами — медперсонал в крае укомплектован на 65%. Чтобы привлечь сюда медиков на зарплату 20 тысяч рублей (5 тыс. грн.), власти Приморья решили построить первый после развала СССР муниципальный дом. Отработав два года, врачи смогут приватизировать выданные им квартиры. Мало и учителей, которым платят 8 тысяч рублей (2 тыс. грн.).

За три года реализации программы по переселению в Россию соотечественников (тех, кто родился в СССР в РФ или докажет, что его родные — выходцы из Российской империи) переехали 25 700 человек, две тысячи из которых — из Украины. Это — намного меньше, чем рассчитывали власти.

Сейчас хотят увеличить и подъемные — сейчас участнику программы дают 40—120 тысяч рублей (10—30,3 тыс. грн.) и по 15—40 тысяч члену его семьи (3,7 тыс. — 10 тыс. грн.). Хотят разрешить переселенцам получать кредиты на жилье еще до оформления гражданства, но при наличии регистрации по постоянному месту жительства.

Украинцы, переехавшие в эти края, уверяют, что погода здесь не намного отличается от нашей. "Зимой редко бывает —20 °С, а летом бывает и +30 °С, — рассказала жительница поселка Пограничный Татьяна, что в 15 км от Китая. — Но зимой здесь ужасный ветер. Он пронизывает буквально до костей. А снега мало".

Летом, все уверены, что здесь не хуже, чем в Крыму, к тому же высокая концентрация солей — порядка 28—32 мл на 1 л воды, что в два раза превышает концентрацию в Черном море. Вдоль побережья Японского моря раскинулись десятки баз отдыха, как частных, так и оставшихся у крупных предприятий и в собственности у государства. "У нас даже свой "Артек" есть — лагерь "Океан" на берегу Тихого океана, — хвастаются местные жители и показывают на стадо коров, которые пасутся между вековыми кедрами — это стадо лагеря.

Всероссийский детский центр "Океан", что в 35 км от Владивостока, с 1983 года круглый год принимает детей из Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В отличие от нашего "Артека", где постоянно возникают скандалы с финансированием, здесь и после распада СССР облагораживают территорию. Так, несколько лет назад 140 метров заняли поющие и танцующие фонтаны.

Взрослые жители края предпочитают отдыхать в Китае, Южной Корее или в Японии. Эти страны максимально упростили визовый режим для них. Так, в корейском консульстве во Владивостоке можно за 3—4 дня оформить визу и, сев на паром, оказаться в Сеуле. Из Владивостока в Корею летает и по несколько самолетов в день. В КНР едут автобусом, и двухнедельный тур на семью обходится в $2,5 тысячи. "Так дешевле, чем в Крыму, и качество услуг другое", — говорят владивостокцы. Многие ездят в Китай на выходные, чтобы купить, например, технику, которая вдвое дешевле, чем в Приморье.


Наверх
Яндекс.Метрика