67,83 ↓ 100 JPY
11,52 ↑ 10 CNY
74,36 ↑ USD
65,68 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 0 м/c
14 мая
Пятница

Общество

Хочешь стать "рабом" - наймись на подфлажное судно

Фото: Погрануправление
Хочешь стать "рабом" - наймись на подфлажное судно

В последние два года уже свыше 80% задержанных приморскими пограничниками судов ходили под "удобными" флагами

В последние годы тема "удобных флагов" в Дальневосточном морском бассейне стала одной из самых актуальных. Наиболее проблемным вопросом является браконьерство и контрабанда морских биоресурсов, осуществляемое на судах-"подфлажниках".

Что такое "удобный флаг"? Это национальный флаг какой-либо маленькой страны, под которым ходит зарегистрированное в ней судно, хотя его владельцем является гражданин другого государства. Некоторые государства сделали регистрацию судов под своими флагами "национальным бизнесом". Они предоставляют судовладельцам чрезвычайно льготные условия: минимальные налоги, упрощенную процедуру регистрации, отсутствие требований по соблюдению безопасности, социальному обеспечению членов экипажей и т.д.

Владельцы переводят свои суда под "удобный" флаг, чтобы получить сверхприбыли и уйти от ответственности. Им нужна дешевая регистрация судна, не налагающая при этом каких-либо обязательств. Среди государств, в которых судовладельцы регистрируют свои суда с целью снижения расходов по налогам, заработной плате, соцстрахованию, наибольшей популярностью пользуются Белиз, Камбоджа, Сьерра-Леоне, Панама.

Причем, чтобы встать под их флаги, рыболовам вовсе не обязательно идти к далеким берегам. Купить "символ государства" не составляет большого труда. В Южнокорейском порту Пусан пакет документов о регистрации судна в стране третьего мира стоит недорого – около 3-х тысяч долларов.

Все чаще браконьерами под "удобным" флагом становятся россияне. Владельцы таких судов набирают рыбаков на российском Дальнем Востоке и отправляют их на незаконный промысел в Японское и Охотское моря под флагами Белиза, Гондураса, Панамы, Камбоджи. Их мало волнует, что варварское и бесконтрольное расхищение морских богатств может привести к полному истреблению и исчезновению некоторых видов биоресурсов.

Это наносит экономический ущерб стране, угрожает ее национальной безопасности.

Кроме того, зачастую ставятся под угрозу жизни российских граждан, членов судовых команд. Ведь криминальный характер организации промысла на "подфлажниках" не способствует созданию соответствующих условий труда для рыбаков. Они отправляют экипажи в море на старых, аварийных судах, не гарантируя не только стабильного заработка и социальной защиты, но и зачастую подвергая опасности их жизни. Уже не раз такие суда тонули из-за старости и изношенности, а судовладельцы в критических ситуациях бросали экипажи на произвол судьбы, оставляя без зарплаты, топлива, воды и продовольствия. Известны факты, когда на таких судах устанавливался жесткий, практически рабский, режим работы, вводилась система штрафов за неповиновение, практиковалось психологическое и физическое давление. Доставленные в районы промысла нелегальными способами члены экипажей, не имея ни соответствующих документов, ни контрактов, становятся заложниками судовладельца, находясь на положении рабов.

По данным Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, статистика задержаний браконьеров в Приморской подзоне показывает, что количество судов этой категории в отношении к общему числу задержанных неуклонно растёт. Количество задержанных "подфлажных" судов с каждым годом увеличивается. Если в 2006 году они составляли лишь четверть от всех задержанных судов, в 2007 – почти половину, в 2008 – около 60%, то в последние два года уже свыше 80 процентов задержанных судов ходили под "удобными" флагами.

Основными районами ведения незаконной деятельности судами данной категории является северная часть Приморского края и южная часть Залива Петра Великого.

Зачастую "подфлажниками" используется такая схема, как прием незаконных уловов от добывающих судов за пределами исключительной экономической зоны России. Затем они следуют в порт иностранного государства с фиктивными коносаментами, придавая браконьерской продукции видимость законности происхождения. При этом, незаконно добытые живые биологические ресурсы (например, краб) транспортируются не как объекты промысла, а как товар. При задержании таких судов пограничниками они мотивируют нахождение в российских водах форс-мажорными обстоятельствами (непогода, технические проблемы) или тем, что следуют кратчайшим курсом из одного иностранного порта в другой.

Но даже такие уловки браконьеров не мешают привлекать их к ответственности вплоть до конфискации судов. Эту крайнюю меру пограничники считают наиболее эффективным способом борьбы с незаконной добычей водных биологических ресурсов.

Как отметили в пресс-группе Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, за последние три года судебными решениями конфискованы в доход государства за незаконный промысел 10 судов, из которых 8 - "подфлажники". В 2010 году таких судебных решений было вынесено два – в отношении рыболовных шхун под флагом Камбоджи "Трояна" и "Перум".

На сегодняшний день под арестом в Находке находится 12 задержанных пограничниками судов, из которых 11 – под "удобными" флагами таких государств, как Камбоджа, Белиз, Сьерра-Леоне и Панама.

По информации руководителя пресс-группы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю подполковник Наталья Рондалева, с начала 2010 года на морском участке пограничниками было задержано 18 судов-"подфлажников". Из их трюмов в естественную среду обитания выпущено более 65 тысяч особей краба разных видов, чем предотвращен ущерб водным биоресурсам на сумму свыше 53 млн. рублей.

Таким образом, из незаконного промысла выведена значительная часть браконьерского флота. Это позволило стабилизировать обстановку на морском участке в зоне ответственности Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.

По мнению начальника отдела береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю капитана 1 ранга Михаила Вакина, деятельность подразделений береговой охраны по защите водных биологических ресурсов в тесном взаимодействии с природоохранными ведомствами в течение последних пяти лет позволила восстановить в подзоне Приморье популяцию краба стригуна-опилио до промышленных объемов и в будущем году будет официально разрешена его добыча в объеме 1 тыс. тонн.


Наверх