Ежедневные Новости
Владивостока
65,81 ↑ USD
75,32 ↓ EUR
94,94 ↑ 10 CNY
21 октября
Воскресенье

Общество

Беспощадное зеркало нулевых

"Социальная сеть": Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Егор Лем

год - 2010

страна - США

слоган - "Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага"

режиссер - Дэвид Финчер

сценарий - Аарон Соркин, Бен Мезрич

продюсеры - Дэна Брунетти, Чен Чаффин, Майкл Де Лука

оператор - Джефф Кроненвет

композиторы - Трент Резнор, Аттикус Росс

жанр - драма, биография, история

бюджет - $50 000 000

сборы в США - $85 075 067

сборы в мире - + $66 100 000 = $151 175 067

сборы в России - $3 719 876

сюжет

В фильме рассказывается история создания одной из самых популярных в Интернете социальных сетей — Facebook. Оглушительный успех этой сети среди пользователей по всему миру навсегда изменил жизнь студентов-однокурсников гарвардского университета, которые основали ее в 2004 году и за несколько лет стали самыми молодыми мультимиллионерами в США.

"В основе каждого большого состояния лежит преступление". Если за миллионы раньше приходилось убивать, обманывать и идти на всевозможные подлости, то теперь все сводится к краже интеллектуальной собственности, ради исключения элемента преступления названную заимствованием. Самый молодой миллиардер Марк Цукерберг, поставивший на уши весь мир, закинув в онлайн Facebook, попал под прицел опытного деконструктора Дэвида Финчера лишь по той простой причине, что автору канонических триллеров "Семь" и "Игра" захотелось посмотреть внутрь очередного кубика рубика. И если американские офисные клерки-неудачники 90-х дружно породили нигилиста Тайлера Дерденна, готового взорвать окружающий мир к чертям собачьим, то нулевые подарили феномен виртуального эскапизма.

Выплывшая из недр всемирной паутины сеть бесконечных френдов, ежесекундно обменивающихся фотографиями, рассказами о жизненных коллизиях и прочей ерундой, вряд ли интересной большинству собеседников, в руках режиссера и сценариста из аморфной истории превратилась в напряженный разговорный триллер в лучших традициях американских политических 70-х. Финчер избрал самый верный способ отобразить мировую истерию по Фейсбуку, с холодной отстраненностью экранизируя не книгу пафосного и любящего расставлять верные акценты Бена Мезрича, а вечную трагедию людского одиночества и разрозненности, которую для упрощения принято именовать греческой. Посудите сами – к ногам избранницы юный гений бросает целую империю, а гордая девушка отказывается от земного рая в пользу блуждания по закоулкам вымышленного государства. Полмиллиарда друзей и не одного настоящего. Поистине шекспировский масштаб.

Капитализм, достаточно долго корчащийся в муках приближающейся смерти, крутанулся и своим новым витком вынес к сильным мира сего молодежь, твердо уяснившую себе формулу заработка виртуальных миллиардов. В те времена, когда все природные ресурсы, даже находящиеся вне американского континента, кому-то принадлежат, а время становится эквивалентом золотого стандарта, стало модно продавать иллюзию обычной жизни, привычно ускользающей в обыденности. Молодым волкам хватает наглости и смелости покусывать хозяев, когда-то вскормивших их – время воротил безвозвратно уходит, и только лишь Оливер Стоун продолжает с упорством достойным лучшего применения талдычить о былых временах. Неслучайно "Социальную сеть" сравнивают с "Гражданином Кейном" Орсона Уэллса. Цукерберг, как герой одних нулевых чрезвычайно похож на героя других – Уильяма Рэндольфа Херста, вздорного одиночки, посредством инновационных идей прокладывающего себе путь наверх. Нестандартное решение переворачивает сложившуюся индустрию и приносит победителю все лавры. Facebook и Inquirer как звенья одной цепи. Желтая пресса и желтые интернет-страницы.

Примета времени - мысль превалирует над телом, особенно издевательски Финчер показывает в фильме гребцов, тщащихся догнать не соперников, но время, которое убежало вперед навсегда. Вообще хорошее зеркало подготовил режиссер для своих зрителей – в нем, если внимательно присмотреться, можно увидеть отражения социопатов, эскапистов, одиночек и прочих блаженных, всех тех, кто предпочитает жить в сети. Подложка истории и вовсе печальна – зависимость, своеобразная ловля душ и полная потеря реальности. Кажется, что оффлайновое действие фильма лишь небольшая разминка перед полным погружением человечества в виртуальность. Так, ей богу, и до кроненберговской "Экзистенции" недалеко.

В "Зодиаке" Финчер вырыл из-под болезненно детализированных декораций конца американских 60-х одержимость, а нулевые режиссер расчленил по килобайтам вплоть до главной единицы интернет-пространства - идеи. Сама же она, выпущенная в коллективное бессознательное, перестала принадлежать отдельным индивидам, а из нее получается отличное сырье для будущих открытий, плодами которых воспользуются уже совсем другие люди. Вычленить исконного носителя попросту становится невозможно, и вскоре споры об изобретателе радио – Попове или Маркони станут окончательным пережитком времени романтиков, негодяев и прохиндеев. Виртуальный коммунизм, который, как и настоящий работает на руку капитализму.

Если Бергман измерял одиночество вереницами трескучих тирад, Антониони бездонными взглядами, то Финчер уверенно отматывает его мегабайтами в секунду. Зашел, отредактировал, написал, удалил, вышел. Жизнь, которая свелась к простым функциям – почти как в первобытном мире. Где же ты, Тайлер, пора этот мир послать подальше. Но в том и проблема, что такого персонажа сетезависимым не породить даже в самом страшном сне. Виртуальная игла все глубже уходит в кору головного мозга. И кому, какое дело до того, что всемогущий Цукерберг на вершине славы также одинок, как когда-то Чарльз Рэндольф Кейн. Это вполне нормальная цена за величие. И да, "Социальная сеть" – лучшее высказывание о нулевых.


Наверх