Киноведы

09 ноября 2010, 10:30

Жив, жив, курилка…

"Кочегар": Нулевые, обернувшиеся кошмаром 90-х

Егор Лем

год - 2010

страна - Россия

режиссер - Алексей Балабанов

сценарий - Алексей Балабанов

продюсер - Сергей Сельянов

оператор - Александр Симонов

жанр - драма, криминал

сюжет

Время и место действия: Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой - майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости…

Учитывая тот факт, что современная и крайне избирательная система распределения финансирования российского кинематографа "ожидаемо" дала сбой, причудливо повернувшись лицом к одному из своих инфант-террибль, можно смело констатировать, что социальная несправедливость на очередном извилистом историческом повороте красиво обошла стороной всех поклонников таланта Алексея Октябриновича. О "Кочегаре", выросшем из сценария, больше тянущего на короткометражку, нежели на полный метр, можно вести речь именно в этом контексте, потому что интертекстуальная составляющая фильма будет понятна только тем, кто в свое время победоносно прошелся по ключевым мерцающим в российском кинематографе точкам балабановского творчества. Цитаты из прошлых фильмов сыплются с экрана с тем же изобилием, как у Линча или Годара.

Промаркированный несчастливым числом очередной фильм бывшего летчика повествует о жизни контуженного якута-кочегара, помимо сжигания в печке криминальных трупов, коротающего свой век набиванием на печатной машинке рассказа Вацлава Серошевского о злом человеке – "Хайлах". На дворе смутные 90-е, а за окном жаркой кочегарки – унылый и серый Питер.

Кинематограф Балабанова, в первую очередь, уже можно любить только за прямую декларативность автором насилия, помноженного на неизменную константу изложения и непоколебимость политических взглядов и социальных воззрений. За это же его можно с равным успехом и ненавидеть. Проще говоря, Алексей Октябринович никогда не сдавал назад, даже если общественное мнение упорно заставляло его попридержать коней. И "Кочегар" уж точно подтвердил намерения Балабанова не менять свои взгляды.

Намертво вросшая в 90-е кочегарка с полутрагическим героем Михаилом Скрябиным (незаконченные "Американец" и, особенно, "Река" тому подтверждение) - альтер-эго самого режиссера в фирменной панамке и тельняшке, находится на родной земле, ни пяди которой, будьте покойны, Алексей Октябринович не отдаст никогда. Последнее десятилетие прошлого века остается для него главным источником вдохновения и ответом на мучительные для новой режиссерской поросли вопросы о возникновении существующего государства российского.

Да-да, Балабанов, словно Карамзин или Ключевский (только в несколько меньших масштабах) последовательно фиксирует точки невозврата ушедших в прошлое разрозненных событий, проецируя на экране современную мифологию слияния отечественного бандитизма и представителей власти, при этом вырывая из основного контекста самое главное – истоки. Именно такая оголтелая привязанность режиссера к 90-м и его нежелание хоть немного заглянуть в будущее сквозь пелену разборок братков/наркотических ломок классических булгаковских героев/или безаппеляционного насилия на фоне идиллического для многих совкового существования и выдает в нем певца действительности, осознавшего, что истинное настоящее кроется только в прошлом.

Наигранные издевательским рефреном две из трех самых известных композиций Дидюли, настойчиво теребящие зрителя в самые неподходящие для этого моменты, только скрепляют разорванные миллениумом половинки застывшей вечности – мол, не тешьте свое самолюбие, времена не изменились, прошлое продолжается, а капитан Журов уже спешит к вам на мотоцикле. К слову, музыкальная небрежность Балабанова бросается в глаза в "Кочегаре" так же, как и некоторая футуристичность "Плота" Юрия Лозы в "Грузе 200" или интеллигентский Вертинский в разрушающем ту самую интеллигенцию "Морфии". Короткие исторические эпохи лишь пыль, ­­– есть только неизменность адского кошмара, повторяющегося с регулярной последовательностью. Взрыв агатовской "Истерики" иллюзию перемен разрывает на части окончательно.

А если Балабанов когда-то и забывал о мерзости насажденной, обращаясь к мерзости, распространяемой сугубо культурными способами, то лишь для того, чтобы в очередной раз высказаться о проклятой человеческой природе, чья сущность вряд ли подвержена даже косметическим изменениям. "На войне убивали чужих, а здесь своих". И тогда на помощь режиссеру приходил сугубо онтологический инструментарий, который позволял безболезненно резать, кромсать, крошить человеческий материал, насиловать и жечь в топке без сожалений. "Мухи у нас" легко трансформируется в "Лыжи у вас". В 13-й картине все это происходит уже без зрительского отвращения и режиссерского цинизма, а лишь с небольшой усталостью от с честью выполненной работы.

"Кочегар" пока что и есть апогей творчества Балабанова, его высказывание о себе и предыдущем пути в искусстве, кино в кино, завершающееся многозначительным многоточием. И если Алексей Октябринович натурально жжет в печке воспоминания о несбыточном и своей, в общем, определенной степени богоизбранной миссии, то лишь затем, чтобы возродиться, словно птица-феникс и заново обрасти "Кожей".

Яркое доказательство тому последний кадр – трескучая вспышка Полароида. Устаревшая технология, ушедшее время, схваченное мимолетом. Но ведь и Балабанов не привык пользоваться новыми гаджетами для своих вечных и, чего греха уж таить, довольно метких высказываний.

Метки: кино

 

Мнения, комментарии (1)

mnogobab.net, 24.05.2011 06:02
Посмотрела очень понравился!
Балабанов вообще умничка!!!

Другие новости рубрики

Микеле Плачидо во Владивостоке признался в любви к Михалкову
16 сентября 2011, 14:00
На творческой встрече актёр рассказал о своих пристрастиях в кино и сравнил Приморье с Северной Италией
"Мастер и Маргарита" во Владивостоке 17 лет спустя…
22 апреля 2011, 08:00
Фильм режиссерской версии Юрия Кары будет показан в кинотеатре "Океан"
Беспощадное зеркало нулевых
11 ноября 2010, 08:40
"Социальная сеть": Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Последние новости

В ТОРе на Чукотке резиденты смогут строить здания и производить компьютерыВ ТОРе на Чукотке резиденты смогут строить здания и производить компьютеры
сегодня, 09:20
Минвостокразвития предлагает расширить перечень видов деятельности в ТОР "Беринговский"
На акватории Амурского залива спасатели обнаружили спаянные трещиныНа акватории Амурского залива спасатели обнаружили спаянные трещины
вчера, 21:20
Трещины появились в районе железнодорожных станций "Вторая речка" и "Чайка"
"Уральские авиалинии" открывают новый рейс Владивосток-Сочи"Уральские авиалинии" открывают новый рейс Владивосток-Сочи
вчера, 20:00
Прямой рейс будет стоить 14 550 рублей в одну сторону

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

07.02.2018 16:10
15.02.2018 15:40

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки