66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Общество

В память о тех, кто погиб и погибнет в море

17 августа 1886 года клипер Сибирской флотилии "Крейсер" задержал американскую парусно-винтовую шхуну "Генриетта", трюма которой были забиты китовым усом и моржовыми клыками. Но особенно тщательно были упакованы полтысячи шкурок чукотских черных лисиц и песцов. Груз был признан контрабандным, и судно вместе с экипажем отконвоировали во Владивосток. Решением суда оно было конфисковано и передано военному порту.

Юрий Филатов

Приказом командира порта контр-адмирала Фельдгаузена шхуне дали новое имя - "Крейсерок" (в честь клипера) и передали в распоряжение начальника охраны котиковых лежбищ острова Тюлений лейтенанта Россета, который давно подавал об этом рапорты: "Посылка к Тюленьему острову шхуны принесет делу охраны больше пользы и меньше расходов, чем командирование отряда и перевозка его на паровых судах. Шхуна под военным флагом, крейсируя у острова, всегда будет находиться на страже и вполне достигнет той же цели, какой достигали и паровые военные суда".
На шхуне установили два небольших орудия, и 10 июня 1888 года "Крейсерок" вышел на охрану морского достояния России. У острова Ребунсири во время шторма трагически погиб лейтенант Россет, но шхуна пришла на патрулирование котиковых лежбищ. Теперь к ним не рискнул подойти ни один браконьер.
Успешно проходило патрулирование и в 1889 году. На обратном пути у берега Сахалина была задержана американская шхуна "Роза". Ее экипаж был переведен на Крейсерок", а на шхуну перешла призовая партия под командой лейтенанта Налимова. 25 октября оба судна от мыса Крильон взяли курс на Владивосток. Ночью "Роза" отстала от "Крейсерка" и села на камни. Начавшийся шторм разрушил корпус, и из призовой партии удалось спастись только квартирмейстеру Корсунцеву. А "Крейсерок" исчез.
Вышедший на его поиски пароход "Владивосток" обследовал южную оконечность Сахалина и берег Приморья, но безрезультатно. В конце ноября из Нагасаки поступило сообщение, что около местечка Ваканаи на острове Хоккайдо штормом был выброшен корпус судна. Это был "Крейсерок". Судьба русской команды и экипажа американской шхуны осталась неизвестной.
В 1890 году приказом командира Владивостокского порта контр-адмирала Ермолаева был разрешен сбор средств на сооружение памятника экипажу шхуны. Его было решено установить в нижней части сада Морского собрания. Это был установленный на двухступенчатом постаменте громадный, обвитый якорной цепью валун. На нем лежал адмиралтейский якорь с изогнутым веретеном, опирающийся на прямой шток. Просто лежащий на скале морского дна, а не забравший грунт якорь означал, что корабль бросил его последний раз. Оградкой памятнику служили якорные цепи, прикрепленные к стволам врытых в землю пушек. Валун для памятника привезли с острова Русский, остальные детали предоставил порт.
28 октября 1897 года владивостокские моряки открыли первый памятник погибшим товарищам. И все понимали, что им только начинается трагический счет.
Когда-то очень давно на берегу Финского залива кто-то установил большой каменный крест с надписью "В память тех, кто погиб и погибнет в море". Символ морского бесстрашия.


Наверх